- Сегодня мы с вами рассмотрим слово ПЛОЩАДЬ с математической точки зрения. Это слово часто будет звучать сегодня на уроке. Запишите новое слово в тетрадь. Словарная работа Назовите орфограммы в слове “ Площадь”. - Гласная после шипящих: сочетание ча-ща пиши с буквой а; - Смягчающий мягкий знак, смягчает предшествующий согласный звук, а сам звука не даёт. -В математике принято обозначать данную величину латинской буквой S. Запишите в тетрадь. Работа с геометрическим материалом а) Возьмите квадраты. Покажите квадрат, который больше. Как сравнивали? Видно “ на глаз”. Про такие фигуры говорят, что площадь большого квадрата больше площади маленького квадрата. Как ещё можно сравнить площади этих фигур? Можно наложить одну на другую. Наложите и сравните площади квадратов. Маленький квадрат полностью вместился в большой, значит площадь большого квадрата больше площади маленького квадрата. б) Возьмите круги. Сравните площади и покажите круг, площадь которого меньше. Площади кругов равны, так как при наложении круги полностью совпали. Понятие площади. – А что такое площадь? Как вы это понимаете? Слайд 10, 11. – В толковом словаре Владимира Даля: Площадь – это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости. Как мы сравнивали площади фигур? Физкультминутка Вот Незнайкина зарядка. Выполняйте по порядку. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели – встали, Сели – встали, Вы, надеюсь, не устали? Надо вам свободно встать И спокойнее дышать. Единицы площади а) Возьмите прямоугольник и белый квадрат. Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата “на глаз” или наложением? Дети пытаются сравнить площади фигур “на глаз” и наложением. “На глаз” или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другой. Как же сравнить площади этих фигур? Если правильного ответа не будет, учитель сам предлагает начертить прямоугольник и квадрат в тетради. а) Назовите общие свойства прямоугольника и квадрата. Чем отличаются? б). Вычерчивание прямоугольника и квадрата в тетради. Измерьте сторону квадрата. 4 см Начертите квадрат. Укажите на чертеже длину стороны квадрата. Измерьте длину и ширинку прямоугольника. 5 см, 3 см Начертите прямоугольник. Укажите длины сторон прямоугольника. Как же сравнить площади этих фигур? 1. Если правильного ответа не будет, обратить внимание детей на то, что, начертив фигуры в тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры меньшего размера – клетки тетради. Можно посчитать клетки. Посчитайте клетки, I вариант – квадрата, II вариант - прямоугольника. - Сколько клеток поместилось в квадрате, в прямоугольнике? Запишите числа и сравните их. 6460 Сравните площади квадрата и прямоугольника. Площадь квадрата больше площади прямоугольника. Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток. 2. Разобьём квадрат и прямоугольник на квадраты со стороной 1см. Подсчитайте, сколько квадратов со стороной 1см поместилось в квадрате? В прямоугольнике? Запишите числа и сравните их. 1615 Сравните площади фигур. Площадь квадрата больше площади прямоугольника. Результат сравнения площадей не зависит от выбора единиц измерения. 3. Как удобнее подсчитать квадраты, на которые разбит прямоугольник? 1 способ: посчитать по порядку 2 способ: 3 ряда по 5 квадратов, 5 • 3 = 15 5 столбцов по 3 квадрата, 3 • 5 = 15 Какое предположение можем выдвинуть? Площадь прямоугольника и квадрата находится произведением длины и ширины. Запишите в тетрадь вычисления. 4. Подведём итог наших наблюдений. Так что же такое площадь? Это количество квадратов, которое умещается в данной фигуре. Если обозначить стороны буквами a, b, то получаем формулу: S = a х b Запишите формулу в тетрадь. Как можно сравнить площади фигур? (“на глаз” и наложением друг на друга) Как можно вычислить площадь фигуры? Используя формулу. |