СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии для 9 класса на тему “Человеческие расы, их родство и происхождение”

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся научное представление о человеческих расах, их биологическом родстве и происхождении, а также способствовать формированию толерантного отношения к людям разных рас.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии для 9 класса на тему “Человеческие расы, их родство и происхождение”»

Конспект урока по биологии для 9 класса на тему “Человеческие расы, их родство и происхождение”, разработанный с акцентом на научное понимание расовых различий и их происхождения, а также с целью формирования толерантного отношения к людям разных рас:

Тема урока: Человеческие расы, их родство и происхождение.

Класс: 9

Цель урока: Сформировать у учащихся научное представление о человеческих расах, их биологическом родстве и происхождении, а также способствовать формированию толерантного отношения к людям разных рас.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • Дать определение понятия “человеческая раса”.

    • Познакомить учащихся с основными расовыми группами (европеоидная, негроидная, монголоидная) и их характерными признаками.

    • Раскрыть биологическое родство всех рас человечества.

    • Описать гипотезы происхождения человеческих рас.

    • Сформировать представление о том, что расовые различия являются результатом адаптации к различным условиям среды и не влияют на умственные способности и нравственные качества человека.

  • Развивающие:

    • Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

    • Развивать навыки работы с иллюстрациями и картами.

    • Развивать критическое мышление и способность противостоять расовым предрассудкам.

  • Воспитательные:

    • Формировать научное мировоззрение, основанное на понимании единства человеческого рода.

    • Воспитывать уважение к культурному и биологическому разнообразию человечества.

    • Противодействовать проявлениям расизма и дискриминации.

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, закрепление, беседа)

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение).

  • Наглядные (презентация, иллюстрации, карты).

  • Проблемные (анализ ситуаций, ответы на вопросы).

  • Частично-поисковые (анализ текста, поиск информации).

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

  • Презентация по теме “Человеческие расы, их родство и происхождение”.

  • Иллюстрации, фотографии представителей разных рас.

  • Карты распространения рас.

  • Раздаточный материал (карточки с заданиями, таблица для заполнения).

  • Учебник биологии.

План урока:

I. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие учащихся.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Создание позитивного настроя.

II. Актуализация знаний (5 мин)

  • Фронтальная беседа:

    • Что такое вид?

    • К какому виду относится человек?

    • Какие различия между людьми вы замечали?

    • Как вы думаете, откуда взялись эти различия?

  • Подведение к теме урока: “Сегодня мы поговорим о человеческих расах, их родстве и происхождении.”

III. Изучение нового материала (25 мин)

  1. Введение в тему:

    • Определение понятия “человеческая раса”.

    • Подчеркивание, что расы - это внутривидовые группы, а не виды.

    • Расовые признаки как адаптация к различным условиям среды.

    • Обзор основных расовых групп: европеоидная, негроидная, монголоидная.

  2. Основные расовые группы и их признаки:

    • Использование презентации, иллюстраций и карт.

    • Подробное рассмотрение признаков каждой расы:

      • Европеоидная раса: Светлая кожа, узкий нос, прямые или волнистые волосы, выраженный волосяной покров на теле.

      • Негроидная раса: Темная кожа, широкий нос, курчавые волосы, утолщенные губы.

      • Монголоидная раса: Желтоватая кожа, узкие глаза с эпикантусом, прямые черные волосы, уплощенное лицо.

    • Подчеркивание, что эти признаки являются вариативными и не всегда четко выражены.

    • Обсуждение, что есть много смешанных форм и промежуточных вариантов.

  3. Биологическое родство всех рас:

    • Общий предок человечества.

    • Генетическая близость всех людей, независимо от их расовой принадлежности.

    • Малое генетическое разнообразие внутри человеческого вида по сравнению с другими видами животных.

    • Расовые различия как результат относительно недавней эволюции.

    • Понимание, что все люди – один вид.

  4. Гипотезы происхождения человеческих рас:

    • Теория моноцентризма (один общий предок).

    • Теория полицентризма (несколько центров происхождения).

    • Объяснение адаптивного характера расовых признаков:

      • Кожа: Адаптация к разным уровням солнечного излучения (синтез витамина D и защита от ультрафиолета).

      • Нос: Адаптация к климату (согревание и увлажнение воздуха).

      • Волосы: Защита от солнца.

  5. Расовые мифы и предрассудки:

    • Обсуждение вреда расовых стереотипов.

    • Понимание, что расовые различия не связаны с умственными способностями или моральными качествами.

    • Акцент на равенстве всех людей.

IV. Закрепление изученного материала (10 мин)

  1. Работа в группах:

    • Анализ иллюстраций и карт с изображением представителей разных рас.

    • Заполнение таблицы “Характерные признаки рас” (раздаточный материал):

      • В таблице указаны расы, учащиеся должны кратко описать их характерные признаки.

    • Обсуждение в группах и представление результатов.

  2. Фронтальный опрос:

    • Вопросы на понимание изученного материала (например: “Что такое человеческая раса?”, “Какие основные расовые группы вы знаете?”, “Почему все расы биологически близки?”, “В чем суть адаптивной теории происхождения рас?”, “Как вы относитесь к расовым предрассудкам?”).

  3. Практическое задание:

    • Анализ предложенных ситуаций и определение, являются ли они проявлением расизма.

    • Дискуссия: Как мы можем бороться с расовой дискриминацией?

V. Подведение итогов урока (3 мин)

  • Краткое повторение основных моментов урока.

  • Ответы на вопросы учащихся.

  • Оценивание работы на уроке (с учетом активности и правильности ответов).

VI. Домашнее задание (2 мин)

  • Изучить материал учебника по теме.

  • Подготовить сообщение об одном из ученых, изучавших происхождение человеческих рас.

  • (Дополнительно) Написать эссе на тему “Почему все люди равны”.

Рефлексия:

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что было наиболее интересным/полезным?

  • Какие вопросы остались неясными?

  • Как вы изменили свое отношение к людям других рас?

Примечание:

Этот конспект можно адаптировать под конкретные условия и уровень подготовки учащихся. Важно создать атмосферу доверия и уважения, чтобы учащиеся могли свободно выражать свое мнение.