1.Организационный момент. | Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности. | Учащиеся настраиваются на работу на уроке. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Волевая регуляция на усвоение знаний. | | | Устная оценка учителя. |
2. Актуализация знаний. | Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты. Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы: Чем грибы похожи на растения, а чем на животных? Как питаются грибы? Как размножаются грибы? Какую роль играют грибы в природе и жизни человека? | Отвечают на вопросы Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | | Устная оценка учителя. |
3. Мотивация. Постановка учебной задачи. | Ребята, на урок я принесла корзину, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того чтобы отгадать что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - Нет головы. Заслушать ответы учащихся | Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | умение организовать выполнение заданий учителя. | Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. | | |
4. Изучение нового материала. Лабораторная работа. | Формулируем тему и цель урока. Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов». Инструктивная раздаточная карта: Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите плодовое тело гриба, ножку, шляпку, грибницу, споры. На рисунке подпишите части шляпочного гриба. Сделайте вывод к работе. Грибы трубчатые и пластинчатые У одних грибов, нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы. Нижний слой других грибов образован многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы. Образование спор. Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры — будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов. Симбиоз грибов и растений Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой. Тесная связь, полезная одному и другому организму в природе называется симбиоз. | Работают с раздаточными картами. Формулируют цель лабораторной работы Анализируют текст в учебнике стр.70. рис Проговаривают определение вслух Самостоятельная работа: по ходу демонстрации слайдов заполнять схему. Записывают вывод в раздаточную карту. Составление схемы трубчатые и пластинчатые грибы. Проговаривают и повторяют за учителем определение симбиоз. | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе, развитие самостоятельности, формирование осознанной мотивации к выполнению задания, формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы) | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Владение монологической и диалогической формами речи. Постановка вопросов. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. | Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска необходимой информации, умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Оценка учителем правильности и самостоятельности при выполнении лабораторной работы. Устная оценка учителя. |
5. Физкультминутка. | На поляне дуб зелёный, Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.) Он на ветках среди леса Щедро желуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.) А внизу грибы растут, Их так много нынче тут! Не ленись и не стесняйся, За грибами наклоняйся! (Наклоны вперед.) Ну а мы пройдем немного. Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.) Походили, порезвились, И на травку опустились! (Дети садятся за парты.) Грибы съедобные и ядовитые. - Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах? - Какие грибы нельзя употреблять в пищу? - Какой гриб считают самым ядовитым? Рассказ учителя о съедобных и ядовитых грибах. При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. Рассказ ученицы о правилах сбора грибов и первой помощи при отравлении грибами. | Повторяют за учителем движения. Отвечают на вопросы. По ходу демонстрации слайдов заполняют таблицу «Съедобные и ядовитые грибы». Читают правила сбора съедобных грибов. Отвечают на вопросы. | Соблюдать правила поведения в кабинете биологии. | Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений, осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Умение выражать свои мысли, умение слушать, вступать в диалог, инициативное сотрудничество. | Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Поиск и выделение необходимой информации. | Устная оценка учителя. |
6. Первичное закрепление материала. | Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы Ответы на вопросы учителя. | Дети отвечают на вопросы учителя | Бережно относиться к живой природе. | Волевая саморегуляция, оценка того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. | Контроль и оценка процесса и результата деятельности | Устный опрос. |
7. Рефлексия деятельности. Подведение итогов | Что нового я сегодня узнал на уроке? Что вызвало наибольший интерес? | Формулируют ответ. | Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности | | Умение выражать свои мысли | Контроль и оценка процесса и результата деятельности | |