Конспект урока № ___
_____________
Тема: «Ткани животных»
Цель: ознакомить учащихся с типами и особенностями строения тканей животных, сделать выводы о взаимосвязи строения тканей животных с выполняемыми функциями;
Тип урока: изучение нового материала
Базовые понятия: ткани, межклеточное вещество, нейрон, остеоцит, хондроцит, эритроцит, тромбоцит, лейкоцит.
Методы: - словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (демонстрация изобразительных пособий, инструктивные рисунки);
Материалы:рисунки, таблицы.
Структура урока
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация опорных знаний – 10 мин.
Изучение нового материала – 10мин.
Лабораторная работа – 15 мин.
Обобщение и закрепление изученного материала – 5 мин.
Подведение итогов урока –3 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
Организационный момент:
Взаимное приветствие, проверка отсутствующих и готовность учащихся
Актуализация опорных знаний
Что изучает цитология?
Кто является основоположником клеточной теории?
Каковы основные положения клеточной теории?
Каковы особенности строения клеток организма человека?
Каковы основные жизненные свойства клеток?
Изучение нового материала:
Строение и функции тканей животных
Ткань – совокупность клеток, общих по происхождению, строению и функциям.
В организме человека различают 4 вида тканей: эпителиальную, ткани внутренней среды, мышечную и нервную.
Эпителиальная ткань состоит из клеток, плотно прилегающих друг к другу и хорошо развитого межклеточного вещества. Эпителий покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. В некоторых органах (органы дыхания) есть эпителий, который имеет реснички и называется мерцательным.
Ткани внутренней среды выполняют в организме трофическую (кровь, лимфа), опорную (костная и хрящевая ткань) и защитную (лимфа) функцию.
Мышечная ткань
Ее основные свойства – способность сокращаться в ответ на раздражение. Мышечные ткани делят на гладкие (неисчерченные – входят в состав внутренних органов) и поперечнополосатые (исчерченные). Мышечные клетки содержат пучки миофибрилл, образованных способными к сокращению белками.
Нервная ткань
Нервная ткань обеспечивает раздражимость. Нейрон – структурная и функциональная единица нервной ткани. Он имеет тело и отростки (дендриты и аксоны)
Лабораторная работа№3 «Строение и функции разнообразных тканей животных»
Обобщение и закрепление изученного материала:
Самостоятельная работа учащихся: ответить на вопросы учебника
Подведение итогов урока:
Учащиеся самостоятельно подводят итоги урока, делая выводы.
Рефлексия:
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Что осталось для вас непонятным?
Что вам особенно понравилось?
Домашнее задание:
Прочитать параграф № __, конспект, подготовить интересные факты по теме урока, составить 5 тестовых вопросов по теме «кровь».