Конспект урока по биологии 7 класс Рахматулиной А.И. Тема урока: Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая).
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование представлений об органе растения – корень, функциях корня, видах корневых систем (стержневая и мочковатая);
Развивающие:
-развить у учащихся навыки работы с биологическими терминами, учебником, практические умения по распознаванию корней и корневых систем;
Коррекционные
- коррекция и развитие зрительного восприятия, посредством работы с наглядным материалом, мышления, посредством операций анализа, синтеза и обобщения.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (таблицы, гербарий, презентация), практический (работа с семенами фасоли, самостоятельная работа с гербарием).
Методические приемы: демонстрация таблиц, гербарных материалов, проростки фасоли, презентация .
Оборудование: презентация по теме «Корень. Виды корневых систем», гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой; семена фасоли, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Формируемые понятия: корневая система, главный корень, боковые корни,
придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы
Ход урока
Организационный момент
Проверка рабочего места
Психологический настрой
Повторение (фронтальный опрос)
Какие растения называются цветковыми? Назовите органы цветковых растений. В каком органе растения происходит опыление и образование семян? Каково значение семян в жизни растений?
Изучение нового материала. Активизация учащихся к изучению новой темы
Введение в тему урока
Сейчас вы прослушаете стихотворение и попробуете сказать какова тема нашего урока, о чём мы будем говорить, что нового мы узнаем.
Стихотворение В.Жака.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
Анализ стихотворения по вопросам:
О чем говорится в стихотворении? (о том, что растение не может жить без корня). - Как вы думаете, ребята, почему растение не может жить без корня? А что же такое корень?
Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?
(Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).
Как мы должны относиться к природе в частности к растениям? Можем ли мы предположить, какие функции выполняют корни?
Сообщение темы и цели урока
Тема: Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая).
Рассказ учителя с элементами беседы
Корень – орган растения, который укрепляет растения в почве, обеспечивает растение питанием. (Работа в тетрадях: запись определения). Или корень – подземная часть растения.
Какие функции выполняет корень?
1.функция опорная. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь.
2-я функция минеральное питание растения. Вы знаете, что комнатные растения или растения на грядках, клумбах необходимо поливать и иногда подкармливать. Вода и питательные вещества поступают в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества.
3-я функция запасает вещества. Вы знаете, что обычно различные баночки с аппетитными вареньем, компотами и другими вкусностями мама убирает в погреб про запас. Вот так и клетки корней могут накапливать необходимые растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные вещества.
Итак: корневая система играет важную роль в жизни растения.
1. С помощью корней растение укрепляется в почве.
2. Корень является органом питания. Всасывает из почвы воду и растворенные минеральные соли;
3. У некоторых съедобных для человека растений в корнях накапливаются питательные вещества и витамины (морковь, свекла).
Некоторые растения размножаются корнями (малина, крыжовник).
Виды корней
Рассмотрим строение корня – фасоли.
При прорастании семян, как правило, первым появляется корешок. Он появляется из зародышевого корешка. У фасоли сначала развивается один корень. Он называется главным. Он развивается из корешка зародыша. Затем от него в разные стороны начинают отрастать боковые корни.
Бывают еще и придаточные корни: эти корни отрастают от стебля или даже от листьев. Например, чтобы размножить кусты смородины или крыжовника срезают небольшие веточки – черенки и высаживают в почву. Так получают новые растения из черенков.
Работа в тетрадях: Корни бывают: главные, боковые и придаточные.
Корневые системы
В течение жизни у растения формируется корневая система. Корневая система образована главными, боковыми и придаточными корнями.
Например: У двудольных растений – появляются: главный корень, боковые, придаточные.
Все корни одного растения образуют корневую систему.
Если в корневой системе можно четко выделить главный корень, то это стержневой корень. Стержневая имеет хорошо выраженный корень (горох, капуста, морковь, одуванчик, петрушка, укроп, фасоль, полынь, все деревья и кустарники). У других растений в почве растет много примерно одинаковых по толщине корней, которые как бы образуют мочку. Мочковатая корневая система состоит из нескольких тонких главных и отходящих от них боковых корней , а также большого количества придаточных корней отрастающих от основания стебля. Такая корневая система бывает в основном у травянистых растений – пшеницы, ржи, кукурузы, риса, лука, чеснока.
Глубина проникновения корней в почву, занимаемая ими площадь и степень их ветвления различны. Они зависят от вида растений и условий, в которых эти растения произрастают. Основная масса корней находится в верхних слоях почвы на глубине до 1м, а некоторые деревья распространяют свои корни всего на Глубину 15см, т.е. там, где больше всего минеральных веществ. Однако корни могут проникать и на большую глубину. Например, корни гороха и картофеля достигают глубины 1,5м; пшеницы, ржи, кукурузы —: 2м; клевера — Зм; люцерны — 6м и больше. Самые длинные корни у растений, произрастающих в засушливых зонах. В пустыне растет верблюжья колючка, корни которой очень длинные,— 20м и более. Они достигают водоносного слоя и обеспечивают растение водой
Работа в тетрадях: Корневые системы бывают: стержневая и мочковатая.
Нарисовать в тетради образцы корневых систем (рис 24. рис 25.).
Физминутка
5 . Закрепление и систематизация знаний
1). Работа с понятиями
Задание: вставь нужное слово.
( ) корень (он растет прямо вниз, как стержень, развивается из зародышевого корешка).
( ) корни (корни, появляющиеся в нижней части побега, на стебле)
( ) корни (корни, отрастающие в разные стороны от главного корня).
2.1.). Работа по таблице (на доске)
Рассмотрите корневые системы растений. Чем они различаются?
- Отберите растения со стержневой корневой системой.
- Отберите растения с мочковатой корневой системой.
2.2. ).Работа по таблице (страница 47). Задание для индивидуальной работы.
Задание по количеству главных и боковых корней, определить какая корневая система.
3). Практическая работа с гербарием. Задание: рассмотреть растение, найти главный корень и боковые корни, определить корневую систему.
Работа в тетради: например - пшеница, несколько главных корней, много боковых. Корневая система – мочковатая.
4).Беседа по вопросам
- Какой орган растения укрепляет его в почве?
- Какой орган растения всасывает из почвы воду?
- Какая корневая система развивается у двудольных (однодольных) растений?
- Из чего развивается главный корень растения?
- Какие корни называют боковыми?
- Что такое придаточные корни?
- Как человек использует способность растения образовывать придаточные корни?
- В чем различие стержневой и мочковатой корневых систем?
- Каково значение корня для растения?
5. Подведение итогов урока
Рефлексия
Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке? Ребята, мы выполнили задачу урока?
Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
6.Домашнее задание стр. 44-49.
7.Оценки
4