Конспект урока №19 Биология, 5 класс Дата 24.01.2024
по теме «Бактерии и вирусы как форма жизни».
Цель урока: создать условия для понимания и освоения учащимися роли бактерий в природе и жизни человека.
Планируемые результаты обучения
Предметные: знать роль бактерий в природе и жизни человека;
Сформировать представление о санитарно-гигиенических правилах, позволяющих предупреждать заболевания, вызываемые различными бактериями.
Обобщить знания о многообразии бактерий.
Метапредметные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками.
Использовать различные языковые средства для выражения своих мыслей.
Владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание.
Находить информацию в различных ресурсах, дополнительной литературе.
Личностные: развивать представление о многообразии живой природы.
Вести диалог на основе равных отношений с оппонентами и взаимного уважения.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, экран, видео, рисунок «Бактерии в природе и жизни человека», раздаточный материал (рабочие листы, информация о бактериальных заболеваниях, разноцветные фигуры для разделения на группы).
Ход урока
1.Организационный момент. Настрой на урок (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть!
Проверка отсутствующих на уроке.
Проверка наличия учебных принадлежностей.
2. Актуализация знаний (4 мин)
- Ребята, я предлагаю вам познакомиться с интересной информацией. Подумайте, о каких организмах идет речь.
Они окружают нас повсюду. На столе, на зеркале, экране монитора и даже на нашей коже. Они способны выживать в различных условиях: во льдах Антарктиды при температуре -83 С, в гейзерах, где вода нагрета до +85-90 С и даже в космическом вакууме. Благодаря им появились такие продукты, как кефир, йогурт и сыр. Им мы обязаны возникновением жизни на планете. Благодаря им в атмосфере нашей планеты стал появляться кислород.
- О ком же идет речь? Догадались?
- Да, действительно, это бактерии. Молодцы, ребята!
- А теперь попробуйте сформулировать тему урока, глядя на рисунок.
Демонстрируется рисунок.
- Молодцы, ребята! Тема нашего урока «Бактерии и вирусы как форма жизни».
- Какие цели мы перед собой поставим сегодня?
1.Изучить роль бактерий и вирусов в природе.
2.Изучить роль бактерий в жизни человека.
3.Узнать, как можно использовать знания о бактериях в повседневной жизни.
Учитель записывает на доске.
- Ребята, чтобы наша работа по поиску новой информации была более эффективной, предлагаю разделиться на группы. У вас на партах лежат разноцветные фигуры. Объединяемся в группы по цвету.
- Придумайте название своей команде.
Итак, приступим к изучению новой темы. Начнем с общей информации о бактериях.
3) Изучение новой темы (25 минут)
Вирусы
Видео https://www.youtube.com/watch?v=nVjGUpFYW6c
Бактерии
Посмотрите видео https://www.youtube.com/watch?v=vnMcE4VYxrA и ответьте на вопросы
Вопросы:
1) Где живут бактерии? (под землей, воздухе, воде, раскаленных песках и др.)
2) Кого называют главными обитателями Земли и почему? (Бактерии. Масса бактерий больше массы всех растений и животных вместе взятых).
3) Роль бактерий в природе и жизни человека (кисломолочные продукты: кефир, йогурт, сыр, очищение сточных вод, удаление нефтяных пятен, производство лекарств и др.)
4) Во сколько раз в организме человека больше бактерий, чем собственных клеток? (в 10 раз).
5) Где особенно много бактерий? (на коже, в желудке и кишечнике)
6) Функции бактерий (помогают пищеварению и обмену веществ, только они производят химические реакции с азотом атмосферы и др.)
7) Возможно ли наше существование без бактерий? (нет)
8) В чем заключается опасность бактерий? (очень быстро размножаются, воспаление, закупорки каналов: воспаление легких, аппендицит, фурункулы и т.д.)
9) Как бороться с бактериями (плесень- антибиотик пенициллин).
10) Кем и когда был открыт пенициллин (1928 г. Александр Флемминг).
- Значение бактерий на нашей планете огромно. Они имеют многочисленные «профессии». Познакомимся с некоторыми из них.
- Что такое профессия? (род занятий, трудовой деятельности)
«Профессия» | В чем заключается | Представители |
Производители кислорода | Создают питательные вещества, используя солнечную энергию и выделяя кислород | цианобактерии |
Строители | Благодаря их деятельности на нашей планете образованы огромные запасы железной руды, самородной серы, нефти, газа метана | серобактерии, железобактерии, метанобразующие бактерии |
Мусорщики | Питаясь отмершими частями растений, трупами животных, продуктов их жизнедеятельности, превращают сложные вещества (из которых те состоят) в простые, доступные растениям, очищают планету | гнилостные бактерии |
Фиксаторы азота | Способны поглощать из воздуха азот. Насыщая почву азотом, делают её более плодородной | клубеньковые бактерии |
Симбионты | Живут внутри организмов животных и человека, помогают усваивать пищу , обеспечивают витаминами | кишечные бактерии (кишечная палочка) |
Физкультминутка (1 мин)
Бактерии живут везде (дети выполняют круговые движения головой)
В почве (дети топают), воздухе (разводят руками), воде (изображают волны).
Внутри животных, человека (дети поглаживают животик)
И на загадочной комете! (стоя на носочках тянутся руками вверх).
Повторить 3 раза
- Роль бактерий может быть как положительной, так и отрицательной.
Так, болезнетворные бактерии вызывают различные заболевания у живых организмов.
Заболевания
растений | животных | человека |
Пятнистость листьев, увядание, гниение корней и стеблей | Сибирская язва, чума и др. | Ангина, брюшной тиф, холера, туберкулез, столбняк и др. |
- Каким образом знания о бактериях помогает человеку в повседневной жизни?
- Правильно, зная, какие заболевания вызывают бактерии, мы можем предотвратить их появление.
Составление памятки (5 минут)
- Какие меры профилактики могут помочь вам предотвратить заболевания, вызываемые бактериями?
- Используя дополнительную литературу, составьте в рабочих листах памятку «Профилактика бактериальных заболеваний человека».
Примерное содержание памятки:
1. Соблюдать правила личной гигиены (в т.ч. мыть руки перед едой, после туалета, после улицы)
2. Прохождение флюорографии
3. Профилактические прививки
4. Правильное питание
5. ЗОЖ
6. Отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя)
7. Мыть сырые фрукты и овощи
8. Не пить воду из непроверенных источников
9. Бороться с переносчиками инфекций (крысы, блохи, мухи)
10. Не употреблять в пищу консервы со вздутыми крышками
- Давайте посмотрим, какие пункты вы включили в свои памятки.
- Молодцы, ребята! Человека везде подстерегают опасности, у него очень много невидимых врагов, которые стремятся попасть в организм. Поэтому мы должны научиться защищаться от них, используя самые элементарные правила личной гигиены. Это поможет вам сохранить здоровье смолоду и на долгие года.
- А теперь решим небольшой тест, чтобы узнать, как вы запомнили новый материал.
4. Закрепление (7 минут)
Тест по теме «Бактерии в природе и жизни человека»
Часть А. Выбрать один верный ответ.
1.В быту и пищевой промышленности широко используются бактерии
1) клубеньковые 2) молочнокислые 3) болезнетворные 4) гниения.
2.Как называются бактерии, которые производят кислород?
1) цианобактерии 2) бактерии гниения 3) паразиты 4) болезнетворные.
3.Бактерии, способные поглощать азот из воздуха
1) клубеньковые 2) гниения 3) болезнетворные 4) молочнокислые.
4.Кефир, творог, йогурт получают с помощью
1) дрожжей 2) бактерий гниения 3) молочнокислых бактерий 4) цианобактерий.
5.Что НЕ относится к мерам борьбы с болезнетворными бактериями
1) соблюдение правил личной гигиены
2) термическая обработка пищи и воды
3) прививки и вакцины
4) употребление овощей прямо с грядки.
Часть В. Выберите правильные утверждения.
А) Некоторые бактерии используются человеком для получения антибиотиков.
Б) Болезнетворные бактерии вызывают заболевания только у человека.
В) Бактерии, которые живут внутри организма человека, называются симбионтами.
Г) Бактерии гниения питаются остатками растений и животных. Они - своеобразные санитары планеты.
Д) Квашение огурцов, капусты происходит с участием серобактерий.
Ответы на тест
Часть А: 2, 1, 1, 3, 4
Часть В: А, В, Г.
5. Подведение итогов. Рефлексия (2 минуты)
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
- Прошу руководителей групп проанализировать работу группы в целом. Выделите самого активного участника группы.
- Сегодня вы узнали, что бактерии – самые удивительные существа на Земле, они самые древние, самые многочисленные, самые опасные и вездесущие.
- В процессе изучения темы, ваши команды получили различные звания. Но все вы отлично потрудились и заслуживаете звание «Самые-самые»!
6. Домашнее задание (1 мин)
Учить конспект. Читать пар.14. Подготовьте проект по теме «Роль Роберта Коха в открытии и изучении туберкулезной палочки», «Заболевания вызванные вирусами или бактериями»(об одном заболевании)