ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» с.Падинского, Новоселицкого района
Урок чтения в 6 классе на тему:
Э.Шим «Дятел, зайцы и Медведь»
Учитель: Рядская Е.Ш.
2023 – 2024 уч.год
Урок чтения в 6 классе на тему: Э.Шим «Дятел, зайцы и Медведь».
Цель. Познакомить с содержанием рассказа.
Задачи. Работать над техникой чтения (прав.,выр., созн.), используя перечитывания, пересказ, обсуждение эпизодов; формировать умение выделять главную мысль, давать характеристику героям. Корригировать мышление, память на основе упражнений для запоминания и на воспроизведение; внимания, устную речь (качество речи).
Воспитывать честность, порядочность, смелость.
Оборудование: карточки с героями сказки, презентация.
Ход урока.
I.Орг.момент.
-Добрый день, ребята! Сегодня наш урок чтения мы проведем с гостями.
1.Эмоциональный настрой на урок.
-Какое у вас настроение? (Смайлики)
-Давайте сохраним хорошее настроение на протяжении всего урока.
Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай!(слайд)
Помните, у нас на уроке закон един: все молчат - говорит один.
2. Речевая разминка.
Чистоговорка.
Дифференциация звука Г и Г (слайд)
II. Проверка д\з-
Наизусть стихотворение Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!»
III. Основная часть.
1.Дидактическая игра «Подбери словечко».
Закончи фразу:
Весной сильно греет… (солнце)
Повсюду тает… (снег)
Журчит… (ручей)
Набухают…(почки)
Капает…(капель)
Прилетают (птицы)
Просыпаются от зимней спячки (животные)
-К какому времени года это относится?
-Ответы детей.
-Правильно, мы продолжаем с вами говорить о весне. И сегодня познакомимся с детским писателем Э. Шимом.
2.Короткая справка об авторе Эдуарде Юрьевиче Шиме:
Э. Ю. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофёр». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, с 1950 работал в конструкторском бюро. В 1952—1955 служил в армии.
Начав печататься с 1949 года, Эдуард Шим писал преимущественно для детей, больше всего о природе, — но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»).
Эдуард Юрьевич ставил вопросы об отношении человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969).
Среди его рассказов и повестей для взрослых: «Ночь в конце месяца», «Ваня песенки поёт», «Когда погаснет» и др.
Эдуард Шим - автор текстов ряда песен, в частности, очень популярной в 1974 году песни «Ускакали деревянные лошадки», исполнявшейся Валентиной Толкуновой.
«Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Вот таким «переводчиком»… и стал писатель Эдуард Шим… Он пишет книги, которые… учат одной из главных человеческих радостей — неиссякаемой радости узнавания».
Э. Ю. Шим умер 13 марта 2006 года.
Шим — хороший рассказчик, в нём чувствуется любовь к природе. Эдуард Юрьевич хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов; он психологически точно изображает отношение детей к миру взрослых. Наблюдая будничную жизнь с её заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни или же особо выделены им самим. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъём и верят в добро.
3. Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой….
Слайд
Разгадать название сказки (Загадки: дятел, зайцы, медведь)
4. Читай правильно:
Словарная работа:
Полая вода – вода, которая разлилась во время таяния льда и снега.
Кутерьма – беспорядок, суматоха.
Позубрить – выщипать.
Окаянные – проклятые.
Дерновина- поверхность почвы, которая густо заросла травами, в основном злаками и осокой, с мощными корнями.
Первичное восприятие текста.
-Послушайте внимательно текст и назовите главных героев.
Чтение учителем с определёнными заданиями (хлопнуть в ладоши, когда услышим словарные слова).
- Назовите главных героев.
IV.Физ.минутка
(слайды)
V. Закрепление.
1.Объяснительное чтение.
-Кто проснулся весной в берлоге?
-От чего сердился медведь после пробуждения?
2. Артикуляционная гимнастика.
(Мыльные пузыри)
3. Чтение цепочкой.
4.Анализ текста.
-Какие песни слышал медведь в лесу?
-Кто их пел?
5.Выборочное чтение.
-Почему у дятла было хорошее настроение?
-Какому угощению радовались зайцы?
-Какую песню они пели?
6.Чтение сказки по ролям.
(автор, Медведь, дятел)
(автор, Медведь, зайцы)
7. Беседа по вопросам.
-О чем горевал Медведь?
-Что его утешило?
-Что согрело Медведя, высушило его мокрую шкуру?
-Кто запел песенку от удовольствия в конце рассказа?
VI. Итог урока.
-Назовите главных героев?
-О каком времени года говорится в сказке?
-Чем же Весна угодила Медведю и другим обитателям леса?
Объяснение оценок.
Домашнее задание:
Стр. 278-280, пересказ.
Рефлексия (Смайлики).
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что умеете дружно трудиться,
И знание точно уж вам пригодится.
-С каким настроением закончился урок? (Слайд)