Конспект урока по чтению в 5 Б классе (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Тема: «Узнавание и называние слов с буквой Ч. Чтение слов с буквой Чч».
Цели:
- закрепить знания учащихся о согласной букве Ч;
- развивать речь, память, логическое мышление;
- учить читать слова с буквой Ч.
Задачи:
- повторить с детьми букву Ч;
- закрепить правильный графический образ буквы Ч;
- упражнять в делении слов на слоги.
Оборудование:
- картинка буквы Ч;
- картинка поезда;
- картинка 3 чемоданов;
- картинки тучки и капельки с буквами;
- предметные картинки, в названии которых есть буква Ч;
- картинки животных и их детенышей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, дети! Послушайте внимательно загадку и отгадайте её.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит,
Под ним, не зная страха,
Гуляет… (Черепаха)
2. Сообщение темы урока.
Учитель: - Какая первая буква в слове черепаха?
- Сегодня мы повторим букву Ч и прочтем слова с данной буквой.
На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи и буквы Ч.
3. Характеристика звука [Ч].
Учитель: - Звук Ч – гласный или согласный?
- Определите звук Ч – звонкий или глухой?
- Молодцы! А еще нужно помнить, что звук Ч – всегда мягкий.
4. Определение звука в слове.
Учитель: - Хлопните в ладоши, если в слове есть звук Ч.
Чай, чайка, чашка, майка, кашка, песня, печка, точка, нож, ночь, дочь, меч.
5. Определение места буквы в слове.
Учитель: - У нас 3 чемодана, но они не простые, в первый чемодан нужно сложить слова, в названии которых буква Ч – стоит в начале слова. Во второй слова с буквой Ч в середине слова и в третьем чемодане слова с буквой Ч в конце слова.
Картинки: пчела, мяч, ручка, чашка, тапочки, чайник, ключ, удочка, мочалка, черепаха.
6. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».
Учитель: Показывает картинки взрослых животных, а детям необходимо подобрать к картинке карточки со словами детёнышей.
У львицы – львеночек.
У ежихи – еженочек.
У лошади – жеребеночек.
У медведя – медвеженочек.
У львицы – львеночек.
7. Деление слов на слоги. Дидактическая игра «Поезд».
Слова на карточке поделить на слоги и поместить в вагончики, 1 вагон– 1 слог, 2 вагон – 2 слог, 3 вагон – 3 слог, но сначала нужно отгадать загадки.
Работник садовый,
Поясок медовый.
Зажужжала, как пила,
Полосатая… (Пчела)
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных ... (Грач)
Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит… (Бабочка)
8. Физкультминутка.
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
9. Дидактическая игра «Туча».
Учитель: - Налетела туча, и пошел дождь. Только капли не простые, на них есть буквы Ч, найди и собери капельки с буквой Ч.
10. Итог занятия.
Учитель: - С какой буквой мы сегодня познакомились?
- Какие задания выполняли?
4