Урок экологии в 1 классе: Какие превращения ждут бабочку
Цель урока: Познакомить учащихся с полным циклом развития бабочки, от яйца до взрослой особи, подчеркнуть важность каждого этапа и роль бабочек в природе.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с этапами развития бабочки: яйцо, личинка (гусеница), куколка, взрослая бабочка (имаго).
Раскрыть особенности каждого этапа развития бабочки.
Показать взаимосвязь бабочки с окружающей средой.
Объяснить пользу бабочек для природы и человека.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать.
Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Развивать речь, умение выражать свои мысли.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе и насекомым.
Формировать экологическую культуру.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование:
Картинки или фотографии с изображением бабочек разных видов, гусениц, куколок и яиц бабочек.
Иллюстрации, демонстрирующие жизненный цикл бабочки.
Презентация (желательно).
Раздаточный материал: карточки с изображениями этапов развития бабочки (для игры или закрепления).
Цветные карандаши, бумага (для творческой работы).
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин)
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Создание позитивного настроя (например, загадка про бабочку).
II. Актуализация знаний (5 мин)
Беседа:
“Ребята, какие насекомые вам известны?” (Дети перечисляют известных им насекомых)
“Кого вы считаете самым красивым насекомым?” (Выслушать ответы детей)
“Вы любите бабочек? Почему?” (Выслушать ответы детей)
“Где вы обычно видите бабочек?” (В парках, садах, на лугах)
Учитель: “Сегодня мы узнаем много интересного о бабочках, а именно, какие превращения они проходят в течение своей жизни.”
Объявление темы урока: “Какие превращения ждут бабочку”.
III. Изучение нового материала (15 мин)
Рассказ учителя о жизненном цикле бабочки (10 мин)
Учитель: “Бабочки – это удивительные насекомые, которые проходят через четыре стадии развития. Это называется полным превращением.”
Этап 1: Яйцо.
Показ картинок с яйцами бабочек: “Бабочки откладывают яйца на листьях растений, которые послужат пищей для будущих гусениц. Яйца бывают разного цвета и формы, но все они очень маленькие.”
Объяснение: “Яйцо – это первая стадия развития бабочки. Внутри яйца зарождается будущая гусеница.”
Этап 2: Личинка (гусеница).
Показ картинок с гусеницами: “Из яйца вылупляется гусеница – прожорливая личинка бабочки. Гусеница очень быстро растет и много ест, чтобы запастись энергией для дальнейшего развития.”
Объяснение: “Гусеницы очень важны, они питаются растениями, растут и линяют, сбрасывая старую кожу.”
Вопрос к детям: “Как вы думаете, почему гусеница так много ест?” (Чтобы стать большой и сильной, запастись энергией для превращения)
Этап 3: Куколка.
Показ картинок с куколками: “Когда гусеница вырастает, она превращается в куколку. Куколка – это неподвижная стадия развития бабочки. Гусеница плетет вокруг себя кокон, внутри которого происходят удивительные превращения.”
Объяснение: “Внутри кокона гусеница превращается в бабочку! Это похоже на волшебство, но это наука!”
Этап 4: Взрослая бабочка (имаго).
Показ картинок с бабочками: “Из куколки появляется взрослая бабочка – имаго. У бабочки есть крылья, чтобы летать, хоботок, чтобы пить нектар цветов, и красивые узоры на крыльях, чтобы привлекать внимание.”
Объяснение: “Бабочки летают, пьют нектар цветов и опыляют их, помогая растениям размножаться. А еще они очень красивые!”
Повторение этапов развития бабочки: Учитель просит детей повторить все этапы развития бабочки по порядку.
Взаимосвязь бабочки с окружающей средой и польза (5 мин)
Учитель: “Бабочки очень важны для природы!”
Объяснение:
Бабочки опыляют цветы, помогая им размножаться.
Гусеницы служат пищей для птиц и других животных.
Бабочки украшают наш мир своей красотой.
Обсуждение: “Что произойдет, если бабочки исчезнут?” (Уменьшится количество цветов, птицам станет меньше еды, мир станет менее красивым)
IV. Физкультминутка (3 мин)
Игра “Бабочки”:
Дети изображают гусениц (ползают на четвереньках), куколок (замирают в позе эмбриона) и бабочек (летают по классу, машут руками, как крыльями).
V. Закрепление изученного материала (10 мин)
Игра “Собери жизненный цикл бабочки” (5 мин)
Учитель раздает детям карточки с изображением разных этапов развития бабочки (яйцо, гусеница, куколка, бабочка).
Задача детей: разложить карточки в правильной последовательности, показывающей жизненный цикл бабочки.
Беседа: “Как мы можем помочь бабочкам?” (5 мин)
Учитель: “Что мы можем сделать, чтобы бабочкам было хорошо?”
Обсуждение:
Не ловить бабочек и не ломать их крылья.
Не обижать гусениц.
Сажать цветы, чтобы бабочкам было чем питаться.
Не использовать ядохимикаты в садах и огородах, чтобы не навредить бабочкам и гусеницам.
VI. Творческая работа (5 мин)
VII. Подведение итогов урока (3 мин)
Учитель: “Сегодня мы узнали много интересного о бабочках!”
Обобщение:
Бабочка проходит через четыре стадии развития: яйцо, гусеница, куколка, бабочка.
Бабочки очень важны для природы.
Мы должны бережно относиться к бабочкам и другим насекомым.
Похвала учащихся за активную работу на уроке.
VIII. Домашнее задание (2 мин)
Рассмотреть дома рисунки бабочек в книгах или журналах.
По желанию: Найти интересные факты о бабочках и рассказать на следующем уроке.