Середина урока | Вводное задание. С целью создания благоприятного эмоционального настроя учащихся на урок начните его с игры. Попросите их представить себя растениями: вытянуть руки вверх и раскрыть пальцы. Спросите, каким растением каждый из них себя представляет, попросите показать в виде пантомимы. Какие органы растений дети пытаются показать? Части растения. Предложите рассмотреть рисунки в учебнике, где изображены части'растения. Спросите, видели ли учащиеся это растение раньше. Попросите назвать и показать части этого растения. Школьникам нужно внимательно изучить каждый рисунок, прочитать или прослушать название каждого органа, запомнить его особенности и расположение. Поощряйте работу в парах или в небольших группах. Попросите первоклассников проверить друг друга на знание частей растения. С помощью рисунка целого растения учащиеся смогут назвать номера каждой части и соотнести с правильным названием. Например: 1 — это корень. Растения в школе. Проведите небольшую практическую работу, в ходе которой ученики смогут ответить на вопрос: "Все ли растения имеют одинаковые части?" Если позволяют погодные условия, можно выйти на улицу; если нет, проведите работу в классе с комнатными растениями. Проведите инструктаж по технике безопасности. Скажите учащимся, что не стоит срывать и ломать растения. Следите, чтобы дети находились в пределах вашей видимости. Убедитесь, что учащиеся вымыли руки после работы с растениями. Если на улице плохая погода, а комнатных растений слишком мало, можно использовать заранее заготовленные рисунки или фотографии разных растений. Желательно, чтобы это были рисунки двух разных видов растений — дерево и куст, дерево и трава, куст и трава. Если школьники работают в классе с комнатными растениями, предложите вспомнить, какие растения встречаются в парке, в лесу. Первоклассники смогут самостоятельно прийти к выводу, что растения могут различаться по форме и размеру) но все они имеют одинаковые основные части. Плод — часть растения. Попросите учащихся посмотреть на рисунок в учебнике, назвать изображенные плоды. Спросите, какие фрукты и ягоды они любят и почему. Можно предложить поиграть в пантомиму "Что я ем?" Один из детей будет показывать мимикой и жестами, как он ест, а другие должны отгадать, какой именно фрукт или ягоду он ест. Обратите внимание учеников на разнообразие плодов. Попросите назвать форму, размеры, окраску плодов, а также сочные они или нет. Уточните у учащихся, как плоды выглядят изнутри, какой они имеют вкус. Спросите, что находится в плодах растений, сколько семян в плодах, какого размера и формы они бывают. Сравните изображенные плоды и семена. По возможности заранее подготовьте несколько видов плодов. Покажите разрезанные плоды. Предложите школьникам сравнить эти плоды и их семена. | Учебник: Из каких частей состоит растение, с. 14—15. Рабочая тетрадь: Рабочий лист 5 "Из каких частей состоит расте- ние,
Рабочий лист 6 “Части растения", с. 8. рисунки растений; комнатные растения; семена фасоли; стаканы;вата; . пластиковые чашечки (стаканчики, другие емкости); плоды с семенами (томат, вишня, яблоко, груша и т. д.); карточки с названиями частей растений;
подготовленный заранее результат опыта. |
Конец урока | Проведите небольшую практическую работу, в ходе которой дети смогут ответить на вопрос "Как прорастают семена?" Особенностью данной работы является то, что результатов придется ждать некоторое время. Проведите самостоятельно этот опыт заранее, чтобы на данном уроке продемонстрировать учащимся результаты. После этого первоклассники смогут сравнить результаты своей работы с тем, что было продемонстрировано им на уроке. Разделите учеников на несколько групп. Для организации работы каждой группе потребуются семена фасоли, ванночки, вата, вода, стакан. Инструкция Возьмите небольшие емкости. Поместите на дно вату. Налейте немного воды, чтобы вата стала влажной, но не закрывала семена. Если залить семена водой, они набухнут, но не прорастут, так как вода закроет доступ воздуху. Поместите несколько семян на вату и закройте крышечкой. Важно, чтобы в крышке были отверстия для доступа воздуха. Поставьте семена в теплое место. Примерно через три дня семена набухнут, через неделю они прорастут. Можно подготовить заранее оба эти варианта и продемонстрировать их учащимся. Подумай. Условием прорастания для семян является наличие влаги, поэтому они будут пробиваться на влажной вате. Если вата будет сухой, семена не смогут прорасти. Если поместить семена непосредственно в воду, они не будут всходить вследствие недостатка кислорода, необходимого для дыхания. растений. Цветки и плоды. Предложите учащимся раскрасить плоды и дорисовать семена, а также соединить с правильны^ названием, попросите их назвать растение. Особое внимание обратите на количество семян в плодах — это может вызвать затруднения у детей. Помогите тем, кто не умеет читать. Прорастание семян. Попросите учащихся пронаблюдать за тем, как прорастает фасоль. Необходимо напомнить ученикам через 3 и через 6 дней о необходимости зарисовывать то, как прорастают семена. Здесь необходимо отметить способность первоклассников наблюдать, правильно изображать результаты наблюдений. | |