«ИСПАРЕНИЕ И КОНДЕНСАЦИЯ»
Класс: 8 класс
Раздел программы: Изменение агрегатного состояния вещества.
Тема урока: Испарение и конденсация
Цель урока: Образовательная:. учить учащихся навыкам коммуникативной компетенции на основе изученных учебных действий по теме; формировать у учащихся целенаправленную и мотивированную активность, направленную на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий.
Формировать УУД:
ЛичностныеУУД: осознают важность выполнения творческого задания, ответственность за общее дело, активно включатся в процесс учения, научатся оценивать свои знания, исходя из личных ценностей, обеспечивающих моральный выбор
Регулятивные УУД: оценивать и корректировать свою деятельность; научатся ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять конечный результат и способы достижений этих результатов.
Коммуникативные УУД: научаться работать в группе и приобретут опыта такой работы; решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; разовьют умения строить диалог, формулировать свои мысли
Познавательные УУД: обучающиеся освоят основы проектно-исследовательской деятельности; научатся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать полученные экспериментальным путём, особенности изучаемых явлений
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся объяснять явления испарения и конденсации с точки зрения МКТ
учащиеся получать возможность научиться применять полученные знания на практике.
Личностные: У обучающегося будут сформированы: познавательный интерес к теме и предмету в целом, интерес к изучению окружающего мира через уроки физики.
Ученик получит возможность для формирования способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, для развития самостоятельности мышления, культуры умственного труда.
Метапредметные: учащиеся научаться формулировать мысль в понятной собеседнику форме; осуществлять в коллективе совместную экспериментальную деятельность; выступать перед аудиторией, представляя результаты своих исследований учащиеся получать возможность научится использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Этапы урока:
Организационный момент
Мотивационное начало урока. Формулирование темы и целей урока.
Подготовка к восприятию новой темы.
Освоение нового материала
Применение полученных знаний.
Подведение итогов. Рефлексия.
Информация о домашнем задании.
Содержание урока:
1. Организационный этап.
Учитель: сегодня мы отправимся путешествие в мир неизвестных явлений. Начать урок мне хочется словами А.С.Пушкина:
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещения дух,
И опыт – сын ошибок трудных
И гений – парадоксов друг».
Этими прекрасными строками поэт выразил процесс познания природы. И сегодня мы познаем и откроем для себя так часто встречаемые вами явления природы.
2.Мотивационное начало урока.
Проблемный эксперимент:
На весах уравновешиваются холодная и горячая вода равной массы.
Учитель: Останутся ли в равновесии весы через некоторое время?
Ученик: равновесия весов нарушается, т.к. масса горячей воды через некоторое время становится все меньше массы холодной воды.
Учитель: А почему это происходит?
Ученик: Происходит испарение.
Фронтальный эксперимент
Подышите на стеклышко (зеркальце).
Учитель: Что вы наблюдаете?
Как и почему меняется картина на стеклышке?
Как называется происходящие явления?
Учитель: А теперь, ребята, давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.
Ученики: Испарение и конденсация
Учитель: Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где?
Действительно, мокрое белье сохнет, лужи после дождя исчезают. Ваши примеры являются фактами, констатацией того, что мы наблюдаем в природе, быту.
А как вы думаете, к каким результатам мы должны прийти к концу нашего урока?
Предполагаемый ответ: В конце урока мы объясним эти факты, изучив явления испарения и конденсации.
3. Подготовка к восприятию новой темы.
Учитель: Ребята, давайте ответим на следующие вопросы:
1.Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества?
2.В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
3.Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое?
4.Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящихся в любом агрегатном состоянии?
5.Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Взаимодействия?
6.Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит?
7. Как называется процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное?
4. Освоение нового материала.
Учитель: Итак, из ваших ответов можно сделать вывод: парообразование это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное, которое подразделяется на испарение и кипение.
Определение записывается в тетрадь.
А теперь давайте на основе знаний теории о молекулярном строении вещества попробуем построить модели явлений испарения и конденсации, с помощью которых объясним явления, наблюдаемые нами в природе и быту.
Пусть мы имеем сосуд, в которой находится жидкость, изобразите молекулярную модель этой жидкости. Учтите, что молекулы жидкости расположены достаточно близко. Теперь с помощью стрелок изобразим направления движения некоторых молекул. Рассмотрим молекулу, находящуюся у поверхности жидкости и внутри неё. Каким молекулам легче покинуть жидкость? Выделим две молекулы, находящиеся у поверхности, скорости которых направлены наружу. Какой из них вероятность покинуть жидкость больше?
Обобщим: жидкость могут покинуть молекулы, находящиеся у поверхности, кинетическая энергия у которых больше потенциальной энергии их взаимодействия с соседними молекулами. (в бланке опорного конспекта записать модель: наиболее быстрые молекулы покидают поверхность жидкости )(
А что образуется над жидкостью в результате её испарения?(пар)
Какое определение можно дать явлению испарения? Дайте определение явлению испарения.
Испарение-это парообразование, происходящее с поверхности жидкости. ( Определение записывается в тетрадь.)
При испарении энергия поглощается.
Если жидкость покидают самые быстрые молекулы, то внутри неё остаются какие молекулы? (более медленные)
Что происходит с кинетической энергией молекул, оставшихся в жидкости? (уменьшается)
Что будет происходить с внутренней энергией жидкости? (тоже уменьшаться)
Когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости.
Как можно судить об уменьшении внутренней энергии? (температура понизится)
Какой можно сделать вывод?
Ответ: При испарении происходит понижение температуры.
Вывод записывается в тетрадь
Подтвердим наш вывод экспериментом: Шарик термометра обмотать ваткой, смоченной одеколоном. Для получения быстрого результата помахать веером. Что наблюдаем?
Таким образом, экспериментальная проверка подтвердила следствие, вытекающее из модели испарения, тем самым и правильность самой модели.
А теперь, применив полученные знания, попробуйте объяснить следующую рекламу: «Охлаждающие кувшины». Пейте воду в жаркий летний день из кувшинов их слабообожженной глиной! Вода в таких кувшинах на 1-2 град. С ниже температуры окружающего воздуха.
Ответ: Вода в кувшинах из слабообожженной глины просачивается на поверхность кувшина и быстро испаряется, а испарение сопровождается понижением температуры, поэтому температура воды в таком кувшине будет ниже температуры в обычном кувшине.
Обсуждение проблемных вопросов:
В каком стакане – с холодной или с горячей водой происходит быстрее.
2.Где быстрее высохнет вода: в стакане или в блюдце, в ведре или в луже?
3.Что испаряется быстрее: вода или спирт?
4.Когда быстрее высохнет бельё: в ветреную или безветренную погоду?
Т.е. мы видим, что скорость процесса испарения зависит от разных причин.
А от чего зависит скорость испарения ?
Скорость испарения зависит от: наличия ветра;
температуры;
рода вещества
площади поверхности испарения.
Создание проблемной ситуации:
Учитель: Пусть на столе находится сосуд с водой.
Что происходит с жидкостью? Изменяется ли масса жидкости?
Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Почему масса жидкости при этом не изменяется?
А пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром. Пар превращается в жидкость.
Учитель просит учеников дать определение явления конденсации и что происходит с энергией при этом..
Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией. .Конденсация сопровождается выделением энергии.
5.Подведение итогов и рефлексия.
Учитель: Итак, закончив путешествие в мир неизвестных явлений, мы познакомились с явлениями испарения и конденсации. Давайте, сравним ваши ожидания с результатом. Какие трудности были? Что было интересно и нужно? Но высказать нужно на одном дыхании, т.е. одним предложением, или словосочетанием, или словом.
6. Домашнее задание: §9-11, упр. 3 (зад. 1-3 )
5