МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Тема: «Современное изучение
Мирового океана»
Цель:
познакомить учащихся с современными методами изучения Мирового океана;
совершенствовать поисковый навык, умение устанавливать причинно-следственные зависимости;
мотивировать на рассуждения и желание действовать «Чем и как сегодня я должен и могу помочь природе?»
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, фрагменты фильмов Ж.И. Кусто, фотографии батискафа, аквалангиста, водолаза, карточки для вывешивания на доску: «Океанология», «Батискаф», «Акваланг», «Водолаз».
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Мобилизация на начало урока.
II. Проверка домашнего задания
— Учащиеся 1 уровня: рассказать о географическом положении Индийского океана;
— Учащиеся 2, 3 уровня: рассказать о жизни в Индийском океане.
— Учащиеся 4 уровня: какие полезные ископаемые добываются в Персидском заливе Индийского океана?
III. Сообщение темы и цели урока
— Показывается фрагмент фильма Ж.И. Кусто о жизни обитателей Мирового океана.
Как вы думаете, легко ли было сделать эти съемки?
Какие приспособления использовал создатель фильма?
Что мы будем изучать на этом уроке?
— Тема урока формируется учителем и учащимися и записывается на доске.
Изучение нового материала
Рассказ учителя.
С незапамятных времен людей манили тайны глубин Мирового океана. Но человек не приспособлен для длительного пребывания под водой, да и глубина, на которую могут опуститься самые опытные ныряльщики, весьма ограничена. Постепенно люди стали придумывать различные приспособления для погружения в подводный мир.
Чтение статьи учебника учителем вслух по частям (детям дается целевая установка — ответить на вопрос: Какие приспособления люди используют для изучения Мирового океана?)
Словарная работа проводится по ходу появления незнакомых слов в тексте при чтении (океанология, батискафы, акваланг, водолаз), учитель вывешивает на доску карточку со словом и фотографию предмета (где возможно), сообщает лексическое значение слова.
Ответ на вопрос: Какие приспособления и устройства люди используют для изучения Мирового океана?
Физкультминутка — гимнастика для глаз.
Закрепление изученного материала
Ученикам раздаются карточки с вопросами к тексту, и им предлагается найти на них ответы при выборочном чтении:
— Что такое океанология?
— Что такое батискаф и для чего он используется?
— Для чего используются акваланги?
— В чем отличие водолазного костюма от акваланга?
— Какие еще аппараты используются для сбора данных о Мировом океане?
— Что узнают люди с помощью этих приспособлений и аппаратов?
— Назовите наиболее известных исследователей Мирового океана.
Физкультминутка — «Гимнастика маленьких волшебников».
Проверка выполнения задания детьми (работа по карточкам).
VI. Итог урока
Разгадывание кроссворда.
Легкий водолазный аппарат для проведения исследований на небольшой глубине.
Подводный аппарат, который может самостоятельно погружаться и всплывать с больших глубин.
Человек, выполняющий работы под водой в специальном костюме.
Назовите фамилию известного французского ученого- океанолога.
Фамилия главы советских полярников, 9 месяцев работавших на станции «Северный полюс».
Наука, которая занимается изучением морей и океанов.
VII. Домашнее задание
— Чтение текста про себя на стр. 21-23 (все учащиеся).
— Вопрос 4 на стр. 23. Составить рассказ «Как человек использует Океан?» (учащиеся 1 уровня).
— Опишите, как проводятся наблюдения за океаном (учащиеся 2, 3 уровня).
— Уметь объяснить, что такое батискаф, акваланг, водолазный костюм (учащиеся 4 уровня).
Список литературы
Бороздина Т.А. Уроки географии в 8 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Планирование и конспекты уроков. М.: Владос, 2014 г.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. Воронковой В.В. М., 1994.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
Дети с нарушениями развития: Хрестоматия. Сост. В.М. Остапов. М., 1995.
Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Пузанова Б.П. М., 1996.
Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с давних времен до середины XX века. М., 2002.
Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. М., 1999.
Канн-Калик В А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 8 класс, М., 2008.
Лубовский В.И. Психологические проблемы аномального развития детей. М., 1989.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.
Медведева ЕА. и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2002.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М., 1990.
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. СПб., 1997.
Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1966.
Программа специальных (коррекционных) образовательных у VIII вида 5-9 классы, сб. 1 / Под ред. В.В. Воронковой, М., 2011.
Пузанов Б.П. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.
Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). М., 2000.