Тема урока: Австралия: образ материка.
Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления системы знаний и формирования информационной компетенции в процессе изучения темы.
Образовательная: создать условия для знакомства с историей открытия материка; особенностями ГП Австралии и его влияния на основные черты природы, тектоническое строение материка и соответствующие ему формы рельефа.
Развивающая цель: формировать информационную компетентность учащихся через организацию работы с различными источниками географической информации (картами, учебником, дополнительными материалами); выявлять причинно-следственные связи; сравнивать природу Австралии и Африки.
Воспитательная цель:
Воспитывать культуру умственного труда: умение аргументировано выражать свое мнение, умение выслушать собеседника; развивать интерес к предмету.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы:
частично-поисковый
проблемный
Приемы:
беседа
работа с картой, учебником
самостоятельная работа
практическая работа в группах, работа в парах
индивидуальные задания
решение логической задачи
Оборудование: фильм «Природа Австралии», учебник, атлас, физическая карта, контурные карты, интерактивная доска, проектор, электронное приложение к учебнику, презентация, маршрутные листы.
Универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Самоопределение: формирование картины мира, географической культуры | Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка | Познавательные мотивы, способы решения поставленных задач, считывание информации, анализ, сравнение, выделение причинно-следственных связей | Учебное сотрудничество; согласование действий с партнером; постановка вопросов; построение речевых высказываний; умение слушать и слышать. |
Ход урока
Оргмомент. 8.55
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке. Сегодня мы с вами проведем обычный урок географии, а необычность урока в том, что у нас присутствуют гости, это учителя школ нашего района.
- Все готовы к уроку? Мы с Вами закончили изучение материка Африка и переходим к изучению нового материка, а какого, вы сейчас узнаете.
Мотивация учебной деятельности. 8.56
Просмотр фильма об Австралии
-Встречали ли мы эти объекты при изучении Африки?
- Где можно их встретить? (в Австралии)
- Как убедиться в том, что вы правы? ( изучить материк Австралия)
- Сегодня мы с вами заочно побываем на материке, где всё наоборот, где самые холодные места расположены не на севере, а на юге. Новый год здесь встречают не у камина, а на пляже. «Страна кенгуру», «пятый континент», «музей живых ископаемых». «Терра инкогнита» - «Неизвестная земля»», как только не называли раньше этот континент, который и сейчас остаётся для нас землёй полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Итак, отправляемся в путешествие.
Формулирование темы урока и целеполагание, определение путей достижения цели. 8.59
- С чего мы начинаем изучение каждого материка.
(С определения его образа).
- Следовательно, как будет звучать тема нашего урока?
(Австралия: образ материка) (Слайд 1)
- Из чего складывается образ материка?
(ГП, особенности природы, рельефа, климата, истории открытия материка, населения)
- Т.е. самых ярких образов, которые отличают Австралию от других материков.
- Следовательно, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?
(- Знать: историю открытия материка; особенности ГП Австралии, рельефа, климата)
(Слайд 2)
- Сегодня мы познакомимся с ГП, историей открытия и рельефом Австралии.
Актуализация знаний.
1. Создание ситуации затруднения. 9.00 (Слайд 3)
- Послушайте отрывок из стихотворения Галины Усовой “Австралия – страна наоборот”. Стихотворение поможет нам определить особенности природы Австралии. Итак,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот.
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот.
- Изучив Австралию, мы с вами попробуем объяснить строки стихотворения. К нему мы вернемся чуть позже.
Особенности ГП. 9.01(Слайд 4)
- Чтобы попасть в Австралию, мы должны определить её местоположение.
- Посмотрите на физическую карту мира. Что вы можете сказать о размерах материка Австралия? (самый маленький материк)
- Чтобы узнать точную площадь материка, откройте учебник на с.120.
- Какова площадь Австралии? (7млн. 700 тыс. кв.км)
- От чего зависят особенности природы материка? (От ГП)
- Мы уже умеем определять ГП материка. Поэтому усложняем прием ---характеризуем ГП Австралии в сравнении с уже изученным материком Африкой.
Будем выполнять практическую работу в группах.
- У вас на партах лежат дневники исследователя с заданием. Записи будете делать в них.
- По окончании работы нужно дать отчет о проделанной работе.
Практическая работа № 4. Сравнение ГП Австралии и Африки. (Слайд 5) 9.02
Цель: сравнение ГП Австралии и Африки.
Задачи:
Определить ГП Австралии.
Сравнить ГП Австралии и Африки: выявить черты сходства и различия.
Работа в группах:
1-я группа (Слайды 6)
Определить положение Австралии относительно линий градусной сетки (экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов).
Сравнить с Африкой.
Используемые материалы:
Физическая карта Австралии стр. 247 в учебнике (или карта атласа).
Контурная карта.
Учебник на стр. 122 рис.91
(Австралия расположена в южном и восточном полушариях, южный тропик пересекает её почти посередине, южный полярный круг не пересекает;
Африка, в отличие от Австралии, расположена во всех четырех полушариях, южный тропик пересекает Австралию почти посередине, а Африку её в южной части).
2-я группа (Слайд 7,8)
Определить и подписать на контурной карте крайние точки материка и определить их координаты.
Используемые материалы:
(Крайние точки материка:
С. – м. Йорк 10° ю.ш. 142° в.д.
Ю. – м. Саут-Ист – Пойнт 39° ю.ш. 147° в.д.
З. – м. Стип – Поинт 26° ю.ш. 113° в.д.
В. – м. Байрон 28° ю.ш. 153°в.д.)
3-я группа (Слайд 9,10)
Определить положение Австралии относительно других объектов (океанов, морей, заливов, проливов). Охарактеризовать береговую линию Австралии. Найти ближайшие острова.
Сравнить с Африкой.
Используемые материалы:
Физическая карта Австралии стр. 247 в учебнике (или карта атласа).
Контурная карта.
Учебник на стр. 120, рис. 90.
( Австралия омывается Индийским и Тихим океанами, Африка – Индийским и Атлантическим.
Береговая линия Австралии и Африки слабо изрезанна;
острова – Тасмания, Новая Гвинея; п-ва – Арнем-Ленд, Кейп-Йорк; моря – Тиморское, Арафурское, Коралловое, Тасманово; заливы – Карпентария, Большой Австралийский, Географа, Спенсер; проливы – Торресов, Бассов;))
4-я группа (Слайд 11)
Насколько удалена Австралия от других материков и частей света.
Определить протяженность Австралии с севера на юг и с запада на восток.
Сравнить с Африкой.
Используемые материалы:
Физическая карта Австралии стр. 247 в учебнике (или карта атласа).
Контурная карта.
Учебник на стр. 120, рис. 90.
(Австралия удалена от других материков, ближайшие материки - Антарктида и Евразия расположены на расстоянии 3000 км;
Африка расположена ближе всего к Евразии.
(Протяженность материка с запада на восток: 4000 км.
Протяженность материка с севера на юг: 3000 км
Африка более вытянута с севера на юг)
(Слайд 12)
- Подведем итог нашей работы.
- Почему много общего в ГП этих материков? ( В одних широтах. Время развития, в древности это был единый материк)
История открытия. 9.10 (Слайд 13)
- Отправляемся в дальнейшее путешествие. Определив ГП, мы наконец-то, достигли берегов Австралии, но до нас здесь кто-то уже побывал.
- Теперь нам предстоит познакомиться с историей открытия и исследования Австралии.
- История открытия и исследования материка очень интересна. Австралия была открыта европейцами гораздо позднее остальных материков.
После открытия морского пути в Индию экспедициями Васко да Гамы и Ф. Магеллана, Испания и Португалия безраздельно господствовали на морских просторах. В середине XVII в. им на смену пришли другие морские державы Европы – Голландия, а затем – Англия.
- Сейчас мы послушаем сообщения, которые подготовили ребята. Всех прошу слушать внимательно. На основании прослушанных сообщений сформулируйте ответ, какой вклад в открытие материка внес каждый путешественник. Выводы записываем в дневник исследователя.
(Слайды 14,15,16,17,18)
Записать в тетради
1.Виллем Янсзон | совершил первую документально подтвержденную высадку на берег Австралии |
2Луи́с Ва́эс де То́ррес | о. Новая Гвинея, Торресов пролив |
3Абель Тасман | доказал, что Австралия – материк. |
4Джеймс Кук | открыл Австралию для колонизации европейцами |
5Метью Флиндерс | Большой Барьефный риф, название материка |
-Успели сделать записи в маршрутных листах? Проверьте себя. (Слайд 19)
- Кто же из путешественников внес наибольший вклад в открытие Австралии?
Вывод: все названные путешественники внесли свой вклад в открытие и изучение материка.
- Не только голландцы и англичане изучали материк. Там побывали и русские путешественники – Николай Николаевич Миклухо-Маклай – совершил величайшее открытие — открыл папуасов - народ северо-восточного берега Новой Гвинеи (Слайд 20)
4. Решение логической задачи: 9.18
- Если вы обратили внимание, открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго – восточного побережья, а не с восточного? А ведь именно с восточной стороны проходили важные морские пути.
- Какое препятствие могли встретить мореплаватели? Ответ на вопрос вы найдете на карте. ( На пути моряков встречался Большой Барьерный риф). (Слайд 21)
- Найдите на карте Большой Барьерный риф- главную достопримечательность Австралии, настоящее чудо природы. Он виден из космоса. Это уникальный природный комплекс биологического происхождения Кораллы – колонии небольших морских животных. (Слайд 22)
Отмирающие кораллы оставляют известковые скелеты, из которых и состоят многочисленные острова и выступы рифа. 900 островов растянулись на огромную территорию – более 3000 километров. Своеобразна красота коралловых колоний. Они окрашены в нежные цвета с удивительными сочетаниями розовых, голубых и др. оттенков. Все они напоминают кустарники, поэтому их называют коралловыми садами.
В Большом Барьерном рифе поселяются морские звёзды, морские ежи, улитки, моллюски. Среди моллюсков самые ценные жемчужницы, достигающие размера 1м и более. В их стенках образуются драгоценные жемчужины. (Слайд 23)
Физкультминутка 9.21
Особенности рельефа материка 9.23
- Продолжаем наше исследование. Поработаем - изучим рельеф и полезные ископаемые Австралии.
- Какие карты необходимо использовать для характеристики рельефа и тектонического строения материка? (тектоническая, физическая)
- Открываем нужные карты. (Слайд 24)
- Какая тектоническая структура лежит в основании большей части материка?
(Австралия лежит на древней платформе).
- Сделай предположение, какие формы рельефа будут преобладать на поверхности материка? (равнины, низменности, плоскогорья)
- Соотнеси карту «Строение земной коры» стр 4-5 с физической картой Австралии стр 17 и проверь свои предположения. (Слайд 25).
-Кто хочет поработать у доски? … поможет нам находить нужные объекты.
- Какое плоскогорье находится в западной части материка? (Западно-Австралийское плоскогорье).
- Какие пустыни расположены в центральной части плоскогорья? (Большая Песчаная, Гибсона, Большая пустыня Виктория).
- Какая низменность находится в восточной части материка? (Центральная низменность)
-Есть ли в Австралии высокие горы? (нет)
- Почему горы Австралии низкие? (Смотри карту «Строение земной коры») (это горы древней складчатости)
-Австралия - самый плоский материк в мире!
- Назовите самую высшую точку Австралии. (г.Косцюшко)
- Как называется хребет, где она расположена? (Большой Водораздельный хребет)
- Высочайшую горную система материка называют Австралийские Альпы. (Слайд 26)
- Это единственное место на материке где можно увидеть снегопады. Горные вершины прекрасное место для занятий горнолыжным спортом.
- Можно ли встретить в Австралии сейсмически активные места? Почему? (нет, границы литосферных плит проходят далеко от материка) (Слайд 27)
- Действительно, Австралия самый спокойный в геологическом отношении материк.
- Там нет ни одного действующего вулкана и области землетрясений. Материк, где нет современного оледенения.
- Почему в Африке есть высокие горы, много вулканов, а в Австралии нет? (В Африке есть горы новой складчатости).
- Какими полезными ископаемыми богата Австралия? (Слайд 28) ( стр учебника 150, атлас стр 17) (каменным углем, железными и алюминиевыми рудами, свинцом, титаном, ураном, золотом, алмазами).
(Слайд 29)
- С 1851 году австралийский континент является английской колонией. Англия использовала отдаленный континент для ссылки каторжников (люди, которые отбывают срок за какое-то преступление).
-Предположите, что влекло сюда колонистов? (пастбища, золото)
- За последние 200 лет на территорию континента прибыло 160 тыс. заключенных. Интересный факт, что в Австралии меньше всех нарушают законы.
- Там были найдены месторождения золота - и началась «золотая лихорадка»- период активной золотодобычи, которая способствовала притоку переселенцев. Именно здесь находится самый большой в мире карьер по добыче золота. Австралия занимает третье место в мире по его добыче. Самый большой в мире самородок золота - «Желанный незнакомец» весом 70 кг найден в штате Виктория в 1869 г. (Слайд 30)
Практическая работа: нанести на к/к объекты, которые мы называли 9.26
- Какие выводы по « Рельефу и полезным ископаемым» мы можем сделать? (Слайд 31)
- Австралия лежит на древней платформе
- В Австралии нет высоких гор, больше низменностей.
- Австралия богата полезными ископаемыми.
-Сравним рельеф Африки и Австралии. В чем сходство и различие? (лежат на древней платформе, преобладают равнины, входили в состав Гондваны;
В Африке проходит граница литосферных плит, есть разломы, молодые горы, бывают землетрясения и вулканизм)
Обобщение и систематизация знаний
Работа над стихотворением. 9.30
(Слайд 32)
- Вернемся к стихотворению. Изучив ГП Австрадии, мы сможем уже дать некоторые пояснения. Какие строки стихотворения вы можете объяснить?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами, (находится в Южном полушарии)
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето, (потому что зимой у них лето)
-Какое же время года сейчас в Австралии? (лето)
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот. (Австралия-колония Англии)
- На остальные вопросы мы дадим объяснение на следующем уроке.
Работа с электронным приложением к учебнику. 9.31
Нанести географические объекты на карту Австралии.
Прием «5 предложений». 3 мин.
Работа в парах. Рассказать, что вы узнали об Австралии при помощи 5 предложений.
V. Подведение итогов урока. Составление кластера. 9.35
- Ну вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с Австралией. На следующем уроке мы его продолжим.
- Австралийцы очень любят свою страну. Они всегда говорят: «Австралия - самая прекрасная страна в мире». Я вам предлагаю заполнить кластер в маршрутном листе со словом САМЫЙ, характеризующие материк, на котором мы побывали.
Маленький Удаленный Сухой Низкий Малонаселенный Удивительный
Плоский Спокойный
Рефлексия. 9.37
Заполнение листа самооценки: поставить оценку за урок себе и соседу по парте.
2 .Работа с картой и планом
Задание1.Используя план «Характеристика ГП материка» и физическую карту
Австралии, описать ГП континента.
Задание 2.Используя физическую карту Австралии, опишите береговую
линию.
Задание 3.Работа с текстом учебника.
Австралия-самый плоский материк. Большая часть его представляет собой
равнину, края которой приподняты, особенно значительно на востоке.
Задание . на текст учебника и анализ карт «Строение земной коры»,
«Физическая карта Австралии» выявить сходства и различия в рельефе
Австралии и Африки.
Задание 4 .
1)Перечислите основные формы рельефа Австралии.
2)Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет?
2 .Работа с картой и планом
Задание1.Используя план «Характеристика ГП материка» и физическую карту
Австралии, описать ГП континента.
Задание 2.Используя физическую карту Австралии, опишите береговую
линию.
Задание 3.Работа с текстом учебника.
Австралия-самый плоский материк. Большая часть его представляет собой
равнину, края которой приподняты, особенно значительно на востоке.
Задание . на текст учебника и анализ карт «Строение земной коры»,
«Физическая карта Австралии» выявить сходства и различия в рельефе
Австралии и Африки.
Задание 4 .
1)Перечислите основные формы рельефа Австралии.
2)Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет
Ф.И.___________________________________________ | Самооценка | Оценка учителя |
Я умею определять географическое положение материка | | |
Я знаю, какие карты надо использовать и умею читать их | | |
Я могу объяснить особенности рельефа материка | | |
Я умею сравнивать | | |
Я успел(а) выполнить все задания на уроке | | |
Оценка: | | |
VIII.Домашнее задание: с.120-121, нанести объекты, выделенные в параграфе 31 на контурную карту. 9.39
Сделаем подарок Австралии, ведь 26 января, праздновался День Австралии.
Рекламный буклет «Почему следует посетить Австралию», в котором вам необходимо указать 10 причин, по которым следует посетить Австралию. (задание на неделю)
Отчетный лист исследователя Австралии
Заполните текст, вставляя пропущенные слова.
Очертания материка Австралия просты, берега ________________ изрезаны. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000 км. Тянется полоса коралловых островов и рифов, получившая название ___________________________________ Высшая точка Австралии ____________________. Ее высота равна _________ м. В геологическом прошлом большая половина Австралии была частью материка __________________, от которого она отделилась к концу мезозоя. Крайними точками материка являются
ПАМЯТКА путешественнику, отправляющемуся в Австралию.
Рекламный буклет «Почему следует посетить Австралию»
Маршрут путешествия в Австралию.
Так, при изучении темы «Австралия» в 7 классе, предлагаю учащимся следующее задание «Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Вы должны написать мне письмо, в котором назовете не менее 10 причин, по которым я должна посетить Австралию». Или прошу ответить на вопрос: «Можно ли назвать Австралию зеленым материком планеты?»
- Самый чистый в мире воздух — в Тасмании, одной из областей Австралийского континента. Песок пляжа Hyams, расположенного на берегу залива Джерси, занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый белый в мире.
7. Что влияет на климат Австралии.
. А сейчас я хочу вам прочитать одну австралийскую шутку (3 мин):
Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая на лицо холодную воду, но безуспешно. И, наконец, один из них догадался- “выплеснул” в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер тотчас пришел в себя.
- Какие особенности климата отмечены в этой австралийской шутке? (климат засушливый, редко выпадают дожди)
- По каким картам мы узнаем о климате? (по климатическим0
- Откройте климатическую карту.
- В каких климатических поясах расположена Австралия?
( в трёх поясах: субтропическом, тропическом и субэкваториальном. На острове Тасмания есть умеренный пояс.)
- Какой климатический пояс преобладает? ( Тропический)
- Какой климат будет преобладать на материке? (засушливый тропический)
- Какие пустыни расположены здесь? (Большая песчаная, Гибсона, Большая пустыня Виктория, Симпсон)
- 2/3 территории материка занимают пустыни и полупустыни. Летом в пустыне Симпсон температура достигает +60 0С в тени.
- Рассмотрите рисунок. Работа с рис. 92 с.122.
- Равномерно ли распределены осадки по территории материка? (нет)
- В какой части материка осадков выпадает много? (в восточной)
- Можете объяснить, почему? (Вдоль восточного побережья Австралии проходит теплое Восточно-Австралийское течение. Над ним формируются теплые и влажные ВМ, которые пассаты приносят на материк. На пути ВМ стоит Большой Водораздельный хребет, он препятствует их проникновению вглубь материка, поэтому ВМ преодолевая его, поднимаются, охлаждаются и отдают свою влагу в виде осадков на восточное побережье, не проникая в глубь материка.
- Этим и объясняется и сухость материка, бедность внутренними водами и высокие температуры.
-На крайнем севере – субэкваториальный климат, осадки выпадают летом, на крайнем юге – субтропический, осадки выпадают зимой.
- Посмотрите на карту Австралии? Почему реки и озера обозначены пунктиром?
Крики – периодически пересыхающая река или временный водоток. Вода в них появляется только после редких дождей и на короткое время.
- Сделайте запись определения в маршрутном листе.
- Назовите единственную относительно крупную реку Австралии? (Мурей с притоком Дарлинг).
- Назовите самое большое озеро Австралии?
- Озеро Эйр – самая низкая точка материка. Оно лежит ниже уровня моря на 16 метров. Границы озера постоянно меняются. Вода в озере появляется только после сильных дождей один раз в 8-10 лет. Поэтому австралийцы называют его «мёртвым сердцем материка».
- Почему в Австралии мало рек и озёр? (климат засушливый)
- Как вы думаете, где берут воду австралийцы, если её мало на суше? Найдите ответ на С. 124 в рамочке (Австралия знаменита крупнейшим в мире вместилищем подземных вод- Большим Артезианским бассейном).
- Сравните водные ресурсы Африки и Австралии? (в Африке есть полноводные реки, тк. климат более разнообразный)
Как засушливость и изолированность климата влияют на природу Австралии. Работа с учебником с.123 последний абзац и дополнительным материалом
- Объяснить строки стихотворения.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье.
В Австралии до появления европейцев не было хищников, поэтому никто не разорял гнезд, устроенных на земле, никто не охотился на птиц - не было причин развивать и укреплять крылья.
Австралия - самый богатый змеями континент, а вот плацентарных (высокоразвитых) млекопитающих просто нет. Австралия − это материк с самым большим количеством ядовитых зверей! К числу таковых относятся разные пауки, змеи, медузы и даже один вид осьминога (который достигает всего лишь 10-20 см в размерах). Укус такого осьминога безболезнен, но через несколько минут наступает полный паралич и, как следствие, смерть. Противоядия не существует.
Утконос и ехидна откладывает яйца, но это млекопитающие. Утконос покрыт шерстью. Откладывает яйца как обычная утка, а выкармливает детёныша молоком. Ехидна отдалённо напоминает ежа с очень большим клювом, но несёт яйца совсем как птица.
И там собаки лаять не умеют. (Динго не лают)
Динго - собака средней величины с крепким мускулистым телом рыже-бурого окраса, остромордой головой, короткими ушами и пушистым хвостом. У некоторых уши стоят торчком, у других они висячие; по-разному загнут хвост. Изредка встречаются особи черной, темно-коричневой, белой масти и пятнистые.
В Австралии динго - враг всех овцеводов Отличительная особенность динго - отсутствие обычного звонкого лая. Он может только подвывать и рычать.
Самый длинный забор в мире находится в Австралии. Его длина составляет 5530 км. Он возведен для того, чтобы отгородить динго от овец, которых на континенте много.
Деревья сами лезут из коры, (это относится к эвкалиптам)
Некоторым из более чем пяти сотен видов эвкалиптов в пору наиболее интенсивного роста сбрасывают кору.
Там кролики страшней, чем наводненье (кролики - бич Австралии, их завезли из Европы и не могут избавиться до сих пор, они все сжирают)
Кролики, которых завезли европейцы, невероятно размножились и уничтожили значительную часть естественного корма для скота. Это «страшней, чем наводненье»
А столицу государства Канберру по числу жителей перегнали по меньшей мере 5 городов.
- Природа создала в Австралии огромный заповедник, объясните почему?
9. Австралийский союз
- Вам было дано опережающее задание. Какое? (прочитать про Австралийский Союз и заполнить карточку с пропусками).
- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
Австралийский союз—единственное в мире государство, занимающее территорию целого континента.
Главой государства Австралийский союз является ____________________________.
Столица страны ____________________.
Австралия занимает «призовые» места по вывозу ________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Основное население ______________________________________.
Коренное население ______________________________________. Их ___%.
Крупные города Австралии _______________________________________________.
Отдалённость материка сказалась и на его заселении. Это самый малонаселённый материк Земли. Здесь проживает 20000000 человек. Большая часть населения проживает на востоке материка.
- 40000 тысяч лет назад на материке проживали племена аборигенов. В настоящее время европейцы их выселили в более худшие условия, лишив их пищи, воды, охотничьих угодий.
- Канберра- столица Австралии, построен как город- сад. В нём посажено около 12000000 фруктовых деревьев.
- В столице на искусственном озере находится известный во всём мире фонтан «Капитан Кук», который делит столицу на 2 части.
-Итак, материк загадка, материк феномен.
Земля парадоксов, А что же дальше?
8. Рефлексия.
- Ну вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие с Австралией. На следующем уроке мы его продолжим.
- Австралийцы очень любят свою страну. Они всегда говорят: «Австралия - самая прекрасная страна в мире». А теперь вы назовите признаки, по которым, на ваш взгляд, Австралию можно назвать самой…, самым…, материком. Итак:
Маленький Удаленный Сухой Низкий Малонаселенный Удивительный
Плоский Спокойный
2 .Работа с картой и планом
Задание1.Используя план «Характеристика ГП материка» и физическую карту
Австралии, описать ГП континента.
Задание 2.Используя физическую карту Австралии, опишите береговую
линию.
Задание 3.Работа с текстом учебника.
Австралия-самый плоский материк. Большая часть его представляет собой
равнину, края которой приподняты, особенно значительно на востоке.
Задание . на текст учебника и анализ карт «Строение земной коры»,
«Физическая карта Австралии» выявить сходства и различия в рельефе
Австралии и Африки.
Задание 4 .
1)Перечислите основные формы рельефа Австралии.
2)Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет?
2 .Работа с картой и планом
Задание1.Используя план «Характеристика ГП материка» и физическую карту
Австралии, описать ГП континента.
Задание 2.Используя физическую карту Австралии, опишите береговую
линию.
Задание 3.Работа с текстом учебника.
Австралия-самый плоский материк. Большая часть его представляет собой
равнину, края которой приподняты, особенно значительно на востоке.
Задание . на текст учебника и анализ карт «Строение земной коры»,
«Физическая карта Австралии» выявить сходства и различия в рельефе
Австралии и Африки.
Задание 4 .
1)Перечислите основные формы рельефа Австралии.
2)Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет?
9. Самооценка
Ф.И.___________________________________________ | Самооценка | Оценка учителя |
Я умею определять географическое положение материка | | |
Я знаю, какие карты надо использовать и умею читать их | | |
Я могу объяснить особенности рельефа материка | | |
Я умею сравнивать | | |
Я успел(а) выполнить все задания на уроке | | |
Оценка: | | |
10.Домашнее задание: п. 31
ПАМЯТКА путешественнику, отправляющемуся в Австралию.
Рекламный буклет «Почему следует посетить Австралию»
Маршрут путешествия в Австралию.
Так, при изучении темы «Австралия» в 7 классе, предлагаю учащимся следующее задание «Представьте, что вы работаете в туристическом агентстве, и ваша заработная плата зависит от числа клиентов, посетивших Австралию. Вы должны написать мне письмо, в котором назовете не менее 10 причин, по которым я должна посетить Австралию». Или прошу ответить на вопрос: «Можно ли назвать Австралию зеленым материком планеты?»
И мне хотелось бы закончит наш урок словами из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта», где Паганель говорил: «…Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн ни своей центральной частью, краями, как какое-то гигантское кольцо – материк; в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море, где реки с каждым днем всё больше и больше высыхают, где нет влаги, ни в воздухе, ни в почве, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени… Самая причудливая, самая нелогическая страна из всех когда-либо существовавших». И если вы после всего увиденного и услышанного собираетесь посетить Австралию, предлагаем вам взять с собой «Памятку оправляющемуся в Австралию»:
Составить «Рекламный буклет», в котором вам необходимо указать 10 причин посетить Австралию. Сделаем Австралии подарок, ведь в последний понедельник января празднуется - День Австралии. Буклет будет интересен, если вы его оформите красочно. Вам это задание на неделю. Задание в к.к- надписать моря, заливы и проливы, формы рельефа, полезные ископаемые материка.
ПАМЯТКА
путешественнику, отправляющемуся в Австралию
Дорогой турист!
Ты отправляешься в Австралию, позволь дать тебе несколько дельных советов и проинструктировать на случай непредвиденных ситуаций.
При посадке в самолёт переведи часы на 8 часов вперёд, тогда твоё время будет совпадать с австралийским.
Если ты не владеешь английским, возьми с собой разговорник, в полёте будет время для чтения.
Австралия- самый маленький материк Земли. Он находится в восточной части южного полушария. Возьми с собой карту и ориентируйся, чтобы не пролететь мимо.
Австралия – самый сухой материк на Земле, но если ты едешь в Восточную Австралию, в чём мы почти уверены, то захвати с собой плащ или зонт, там всегда льют дожди. На Западе и в Центре очень сухо.
Австралия состоит из нагорий и плоскогорий, в Центральной части есть низменности. Горы сравнительно низкие, закончили своё образование давно. В горах есть полезные ископаемые: железные, медные руды, каменный и бурый уголь, полиметаллические и оловянные руды. Золотоискателям советуем отправляться в юго-западную часть материка. Примечание для коммерсантов: алмазных приисков нет – это вам не Африка!
В Австралии обильная растительность. В Северной части растут эвкалипты, они несколько раз сбрасывают кору, их листья всегда повёрнуты ребром к солнцу и не дают тени, так что солнечные очки и панамы в Австралии необходимы. Есть там акации, бутылочные деревья, папоротники, бамбук, как в лесах Кавказа.
Животный мир Австралии весьма разнообразен. В северной части обитает страус эму, кенгуру, вомбаты, ехидна, лирохвост, попугаи и коала. Коала- медведи, они никогда не пьют воды, обижать их запрещено законом, это добрые и очень беззащитные животные, которых австралийцы любят и берегут.
Население Австралии состоит из коренного и пришлого. Пришлое население говорит на англо-смешанном языке, если вы владеете классическим английским, вам будет трудно понять местных жителей.
Австралия- это очень красивый материк Земли. Советуем взять с собой фото – и видеоаппаратуру, чтобы сохранить память об этой удивительной земле.
Австралийцы считают, что красивее и лучше их страны нет ничего на белом свете. Не разочаровывайте их в этом, с уважением относитесь к традициям и обычаям государства.
.
В каком полушарии расположена Австралия? (в южном)
Австралия – самый _____ материк? (маленький/плоский)
В рельефе преобладают ____? (равнины)
Высшая точка материка? (гора Косцюшко)
Где она расположена? (в южной части Большого водораздельного хребта)
Каких форм рельефа нет на материке? (вулканов)
Какой климат на большей части материка? (тропический континентальный)
На сколько развита речная сеть? (слабо)
Самая длинная река Австралии? (Муррей с притоком Дарлинг)
Сухие русла бывших рек в Австралии называют? (крики)
Почти все озера на материке ____? (бессточные)
Вопросы для 2 ряда:
Есть ли подземные воды на материке? ( да)
Разнообразен ли животный и растительный мир? (да, много эндемиков)
Кто такие эндемики? (местные виды)
Назовите некоторые известные вам эндемики? ( утконос, ехидна)
Назовите сумчатых обитателей материка. (кенгуру, коалы, вомбаты, сумчатый крот)
Назовите известных вам птиц, обитающих в Австралии. (страус эму, казуар, сорные куры, лирохвосты, попугаи)
Какое растение является символом материка? (эвкалипт)
Назовите растения, кроме эвкалипта, встречающиеся на материке. (акации, бутылочные деревья, древовидные папоротники, вечнозеленый бук)
Перечислите природные зоны. (пустыни и полупустыни, саванны и редколесья, тропические и субтропические леса, жестколиственные и вечнозеленые леса и кустарники)
Богат ли материк природными ресурсами? (да)
Вопросы для 3 ряда:
Перечислите полезные ископаемые, которыми богат континент. ( никель, золото, каменный уголь, бокситы, нефть, газ)
Какими ресурсами беден материк? (водными, лесными)
(Используя атлас)Какими морями омывается континент? ( Коралловое море, Тасманово
Жители какой европейской страны первыми открыли Австралию? (Голандии)
Кто открыл восточное побережье материка? (англ. путешественник Джеймс Кук)
Какой известный русский путешественник и этнограф жил и работал в Австралии? (Н.Н. Миклухо-Маклай)
Какое самое большое озеро на материке? (Эйр-Норт)
Какое количество осадков выпадает на материке? (менее 125 мм)
Какими океанами и С КАКИХ СТОРОН омывается Австралия? (Индийский – на западе, Южный – на юге, Тихий - на востоке)
Назовите средние температуры зимой. (+12..+24°С)
Назовите средние температуры летом. (+24..+28°С)
- А вот что написал об Австралии известный французский писатель Жюль Верн в своём произведении «Дети капитана Гранта». Сегодня у нас в гостях один из главных героев этого романа учёный-географ Жак Паганель.
«… А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всё земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит учёных всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутренне море; где реки с каждым днём всё больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; а листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса, что заставило учёных выделить их в особый класс птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины… самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!..»
«…..Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн ни своей центральной частью, краями, как какое – то гиганское кольцо – материк; в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море, где реки с каждым днем все больше и больше высыхают, где нет влаги, ни в воздухе, ни в почве, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени…
Самая причудливая, самая нелогическая страна из всех когда – либо существовавших».
Австралия расположена южнее экватора, и многие пространственные ориентиры в этой стране непривычны для жителей северного полушария. Австралийцы не видят созвездие Большой Медведицы, но очень любят свое полярное созвездие – Южный крест. Пять его звезд изображены на государственном флаге Австралии. Если Солнце восходит и заходит в Австралии соответственно на востоке и на западе, то в полдень оно находится на севере, а не на юге, как в северном полушарии. Для жителей северного полушария север означает мороз, снежные сугробы и метели. Для австралийца север – это жаркие морские пляжи, где температура воздуха зимой 25 -300 С, а температура воды 23 -250 С. Самый теплый месяц – январь, а самый холодный – июль.
32