СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии "Города и сельские поселения" (7 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Города и сельские поселения" (7 класс)»

Урок 5

Тема. Города и сельские поселения

Цель: Установить основные типы поселений. Раскрыть функции сельской местности.• Развивать умение работать с текстом учебника. Воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты.

Личностный результатосознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результатуметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – знать разнообразие языков и религий мира, их размещение на Земле.

Оборудование: политическая карта мира, картины, фотографии, слайды с изображением представителей разных рас, учебник, атлас.

Работа с учебником: анализ таблицы учебника (с. 67), работа с картой «Плотность населения мира» и политической картой мира (с. 186—187) Приложения учебника.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и понятий

Тестирование

Проверка знаний

1. Чем народы отличаются друг от друга?

2. Какие народы проживают в вашей местности?

3. К какому народу вы относите себя? Почему?

4. Знаете ли вы традиции других народов? Если да, то расскажите об одной из них.

5. Что такое языковые семьи? Какой критерий поло-жен в основу выделения языковых семей?


III. Формирование новых знаний.

  1. Мотивационный момент.

Современное размещение населения по территории Земного шара сложилось в результате длительного процесса ее заселения и хозяйственного освоения, природных особенностей отдельных территорий.

2. Изложение нового материала.

Что такое городские и сельские поселения?

Слово «расселение* имеет два значения: 1) процесс заселения территории; 2) результат этого процесса — совокупность населенных пунктов на дан­ной территории. В географии чаще используется второе значение. Поселе­нием (населенным пунктом) обычно называют компактно застроенный участок со всем необходимым для жизни и работы его обитателей: жилищами, дорогами, линиями связи, производственными постройками и мно­гим другим. Среди наиболее распространенных поселений в России — деревни, села, поселки городского типа, города.

Все люди проживают в населенных пунктах. Населенные пункты делятся на две группы: сельские и городские.

К сельским относятся хутора и села.

Хутора и села — самые мелкие населенные пункты.

Хутор — поселение, состоящее из нескольких строений, в которых может проживать одна или несколько семей.

Село — крупное крестьянское поселение, в котором расположены помимо жилых домов магазины, школа, отделения почты и больницы.

К городским населенным пунктам относятся поселки городского типа и города.

Поселок городского типа — крупное поселение, возникшее около промышленного предприятия. Для поселка характерны дома сельского типа и многоэтажные жилые здания.

Город — крупное скопление населения, являющееся центром управления, промышленности, торговли, бизнеса, культуры, науки для определенной территории. Городом считается населенный пункт с населением не менее 10 тыс. человек. Города, в которых проживает более 1 млн человек, называют «миллионерами». Крупнейшим городом мира является Мехи­ко, там проживает около 26 млн человек.


Для того чтобы понять, чем город отличается от сельского поселения, обучающимся нужно установить их особенности. Школьники изучают текст на с. 16—17 учебника и на основе этого текста и дополнительной информации составляют таблицу. Эту работу они могут делать в паре с соседом по парте или в группах.


Чем отличается образ жизни в городе от образа жизни в селе?


Критерии

Городское поселение

Сельское поселение

Географическое

положение

Важно удобное поло­жение по отношению к окружающей терри­тории: на пересечении транспортных путей, на судоходных реках, в морских заливах

Важно положение по отношению к ре­сурсам: земельным, водным, лесным, охотничьим

Численность

населения

Большая

Небольшая

Занятость

населения

В промышленном про­изводстве, сфере услуг

В сельском хозяйстве: растениеводстве, жи­вотноводстве

Объекты

культуры

Музеи, картинные галереи, театры, кино­театры, выставочные и концертные залы, цирки

Краеведческий музей, клуб

Другие

социальные

объекты

Образовательные: уни­верситеты, институты, колледжи, лицеи, школы; медицинские: НИИ, больницы, поликлиники, аптеки; спортивные: стадионы, спортивные залы,

бассейны; развлекатель­ные: клубы, дискотеки; торговые и обществен­ного питания: торговые центры, сеть магазинов, кафе, рестораны, столо­вые и т. д.

Образовательные: школы; медицинские: амбулатории; торго­вые и общественного питания: магазины, кафе, палатки. Других социальных объектов может не быть

Плотность

застройки

зданий

Очень плотная

Разреженная

Темп жизни

Быстрый, динамичный, напряжённый

Спокойный, размерен­ный

Наличие удобств в квартирах (домах)

Центральное водо-, газо- и электроснабже­ние, канализация

Электроснабжение. Центральное водо- и газоснабжение, кана­лизация чаще всего отсутствует

Экологическая

обстановка

Большая загрязнённость окружающей среды и высокий уровень шума (агрессивная среда)

Более чистый воздух, тишина (жизнь сельчан протекает в гармонии с природой)

Профессиональная

востребованность

Большое количество профессий и огромные возможности профессио­нальной реализации

Количество профессий ограничено

Особенности

общения

Преобладает анонимное и корпоративное обще­ние

Преобладает тесное со­седское и родственное общение

Далее предстоит найти ответ на вопрос: «Какие города самые крупные?» Учитель обращает внимание обучающихся на то, что в мире растёт число городов и городских жителей. Города объединяются в городские агломерации, т. е. вокруг крупного города возникают более мелкие города-спутники, объединённые между собой различными связями — хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми. По карте на рисунке 9 учебника школьники находят сначала крупнейшие города и агломерации мира с населением 10—20 млн человек, а затем с населением более 20 млн человек и называют их.

Затем обучающиеся переходят к изучению текста «Ка­кие бывают города и сельские поселения» на с. 18 учебни­ка, что должно подвести их к выводу о том, что существу­ют различные по своему назначению (функциям) города и различные по виду хозяйственной деятельности сельские поселения. На основе текста ученики, работая в паре, соз­дают схему или таблицу «Типы городов». Например:

п/п

Тип города

Примеры

1

2

3

4

5

6

Город — промышленный центр

Город — центр туризма

Город — религиозный центр

Город — научный центр

Город-порт

Город-столица

Чикаго, Берлин

Париж, Каир, Вена

Мекка, Медина, Сергиев

Посад

Дубна, Сан-Франциско

(Силиконовая долина)

Роттердам, Нью-Йорк

Москва, Лондон


Что такое урбанизация?

В течение последних двух веков во всем мире наблюдается очень быстрый рост численности городского населения при уменьшении доли сельского. Города стали играть исключительную роль в жизни стран, в том числе и России. Этот процесс получил название урбанизации. Главным, но не единственным его показателем является рост численности городского на­селения (рис. 211).

Уровень урбанизации России высокий - 76 %, городов-миллионеров - 11: Москва, Санкт-Петербурґ, Новосибирск, Єкатеринбурґ, Нижний Новґород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа. Постепенно увеличиваются городские агломераций вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары и Новосибирска.


IV. Закрепление знаний, умений и навыков.

Задания

1. Определите, чему посвящён текст, и озаглавьте его.

2. Проанализируйте текст. Выделите в каждом абзаце текста проблему и сформулируйте её.

3. Выдвиньте идеи по решению каждой из проблем. Обсудите их в группе.

4. Сформулируйте мнение, которое и будет являться решением проблемы.


Вопросы для обсуждения

1. Какие проблемы затрагивает текст?

2. Почему в последние десятилетия наблюдается рост городов и городских агломераций?

3. Почему стремительно растёт население городов? Что тянет людей в города? Хорошо ли людям живётся в городах?

4. К чему может привести неблагополучная экологическая обстановка в городах?

5. Можете ли вы назвать города, претендующие, на ваш взгляд, на роль городов-памятников или городов, чей архитектурный облик является объектом поклонения, паломничества, туризма?


V. Домашнее задание

1) изучить § 9;

2) ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Это я знаю»;

3) выполнить задания 33—34 на с. 20—21; 40 на с. 22 тренажера.


VI. Итог урока.

Рефлексия

Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):

  • Мне больше всего удалось ...

  • Я могу себя похвалить за…

  • Я могу похвалить одноклассников за...

  • Меня удивило…

  • Для меня было открытием то, что ...

  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…

  • На будущее я учту…


Прием «Микрофон»

На многомиллиардной Земле около половины населения живёт в малых, средних, крупных, гигантских городах. В начале XX в. только в Северной Америке был город с 10-миллионным населением (с пригородами) — Нью-Йорк. В конце XX в. 10-миллионники (с пригородами) возникли на всех материках (кроме Австралии и оледенелой Антарктиды). Городов-миллионеров — десятки!

Развитие мирового хозяйства и мирового рынка, рост численности населения Земли выталкивают сельское население в города. В XXI в. большинство людей предпочтёт жизнь в городах. В них легче найти работу по интересу, больше жизненных удобств, свободнее выбор учебных заведений, больше развлечений. В многолюдных городах легче встретить спутника жизни. В них меньше тратится времени и сил на магазины, аптеки, отделения связи и посещение других необходимых учреждений.

Вместе с тем города — искусственная среда обитания людей. В них сильно загрязнены воздух и питьевая вода, очень шумно, бесконечная толкотня на улицах и в городском транспорте, в магазинах и на рынках, выше вероятность столкновения с криминалом — всё это раздражает горожан.

Города многолики. Существуют города, расположенные на побережьях морей и океанов, и города, не имеющие выхода к морским бассейнам. Есть очень большие города, т. е. занимающие большую территорию, а есть очень маленькие. Есть очень древние города, а есть совсем молодые. Самым древним из нынешних городов-миллионеров — Афинам (в Европе) и Бейруту (в Азии) — уже более 3,5 тысяч лет! Их размеры и облик за прошедшие десятилетия менялись не раз. Уже по одной этой причине выбрать город как пример его великолепия и неповторимости очень непросто.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!