Урок 5
Тема. Города и сельские поселения
Цель: Установить основные типы поселений. Раскрыть функции сельской местности.• Развивать умение работать с текстом учебника. Воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты.
Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
Предметный результат – знать разнообразие языков и религий мира, их размещение на Земле.
Оборудование: политическая карта мира, картины, фотографии, слайды с изображением представителей разных рас, учебник, атлас.
Работа с учебником: анализ таблицы учебника (с. 67), работа с картой «Плотность населения мира» и политической картой мира (с. 186—187) Приложения учебника.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и понятий
Тестирование
Проверка знаний
1. Чем народы отличаются друг от друга?
2. Какие народы проживают в вашей местности?
3. К какому народу вы относите себя? Почему?
4. Знаете ли вы традиции других народов? Если да, то расскажите об одной из них.
5. Что такое языковые семьи? Какой критерий поло-жен в основу выделения языковых семей?
III. Формирование новых знаний.
Мотивационный момент.
Современное размещение населения по территории Земного шара сложилось в результате длительного процесса ее заселения и хозяйственного освоения, природных особенностей отдельных территорий.
2. Изложение нового материала.
Что такое городские и сельские поселения?
Слово «расселение* имеет два значения: 1) процесс заселения территории; 2) результат этого процесса — совокупность населенных пунктов на данной территории. В географии чаще используется второе значение. Поселением (населенным пунктом) обычно называют компактно застроенный участок со всем необходимым для жизни и работы его обитателей: жилищами, дорогами, линиями связи, производственными постройками и многим другим. Среди наиболее распространенных поселений в России — деревни, села, поселки городского типа, города.
Все люди проживают в населенных пунктах. Населенные пункты делятся на две группы: сельские и городские.
К сельским относятся хутора и села.
Хутора и села — самые мелкие населенные пункты.
Хутор — поселение, состоящее из нескольких строений, в которых может проживать одна или несколько семей.
Село — крупное крестьянское поселение, в котором расположены помимо жилых домов магазины, школа, отделения почты и больницы.
К городским населенным пунктам относятся поселки городского типа и города.
Поселок городского типа — крупное поселение, возникшее около промышленного предприятия. Для поселка характерны дома сельского типа и многоэтажные жилые здания.
Город — крупное скопление населения, являющееся центром управления, промышленности, торговли, бизнеса, культуры, науки для определенной территории. Городом считается населенный пункт с населением не менее 10 тыс. человек. Города, в которых проживает более 1 млн человек, называют «миллионерами». Крупнейшим городом мира является Мехико, там проживает около 26 млн человек.
Для того чтобы понять, чем город отличается от сельского поселения, обучающимся нужно установить их особенности. Школьники изучают текст на с. 16—17 учебника и на основе этого текста и дополнительной информации составляют таблицу. Эту работу они могут делать в паре с соседом по парте или в группах.
Чем отличается образ жизни в городе от образа жизни в селе?
Критерии | Городское поселение | Сельское поселение |
Географическое положение | Важно удобное положение по отношению к окружающей территории: на пересечении транспортных путей, на судоходных реках, в морских заливах | Важно положение по отношению к ресурсам: земельным, водным, лесным, охотничьим |
Численность населения | Большая | Небольшая |
Занятость населения | В промышленном производстве, сфере услуг | В сельском хозяйстве: растениеводстве, животноводстве |
Объекты культуры | Музеи, картинные галереи, театры, кинотеатры, выставочные и концертные залы, цирки | Краеведческий музей, клуб |
Другие социальные объекты | Образовательные: университеты, институты, колледжи, лицеи, школы; медицинские: НИИ, больницы, поликлиники, аптеки; спортивные: стадионы, спортивные залы, бассейны; развлекательные: клубы, дискотеки; торговые и общественного питания: торговые центры, сеть магазинов, кафе, рестораны, столовые и т. д. | Образовательные: школы; медицинские: амбулатории; торговые и общественного питания: магазины, кафе, палатки. Других социальных объектов может не быть |
Плотность застройки зданий | Очень плотная | Разреженная |
Темп жизни | Быстрый, динамичный, напряжённый | Спокойный, размеренный |
Наличие удобств в квартирах (домах) | Центральное водо-, газо- и электроснабжение, канализация | Электроснабжение. Центральное водо- и газоснабжение, канализация чаще всего отсутствует |
Экологическая обстановка | Большая загрязнённость окружающей среды и высокий уровень шума (агрессивная среда) | Более чистый воздух, тишина (жизнь сельчан протекает в гармонии с природой) |
Профессиональная востребованность | Большое количество профессий и огромные возможности профессиональной реализации | Количество профессий ограничено |
Особенности общения | Преобладает анонимное и корпоративное общение | Преобладает тесное соседское и родственное общение |
Далее предстоит найти ответ на вопрос: «Какие города самые крупные?» Учитель обращает внимание обучающихся на то, что в мире растёт число городов и городских жителей. Города объединяются в городские агломерации, т. е. вокруг крупного города возникают более мелкие города-спутники, объединённые между собой различными связями — хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми. По карте на рисунке 9 учебника школьники находят сначала крупнейшие города и агломерации мира с населением 10—20 млн человек, а затем с населением более 20 млн человек и называют их.
Затем обучающиеся переходят к изучению текста «Какие бывают города и сельские поселения» на с. 18 учебника, что должно подвести их к выводу о том, что существуют различные по своему назначению (функциям) города и различные по виду хозяйственной деятельности сельские поселения. На основе текста ученики, работая в паре, создают схему или таблицу «Типы городов». Например:
№ п/п | Тип города | Примеры |
1 2 3 4 5 6 | Город — промышленный центр Город — центр туризма Город — религиозный центр Город — научный центр Город-порт Город-столица | Чикаго, Берлин Париж, Каир, Вена Мекка, Медина, Сергиев Посад Дубна, Сан-Франциско (Силиконовая долина) Роттердам, Нью-Йорк Москва, Лондон |
Что такое урбанизация?
В течение последних двух веков во всем мире наблюдается очень быстрый рост численности городского населения при уменьшении доли сельского. Города стали играть исключительную роль в жизни стран, в том числе и России. Этот процесс получил название урбанизации. Главным, но не единственным его показателем является рост численности городского населения (рис. 211).
Уровень урбанизации России высокий - 76 %, городов-миллионеров - 11: Москва, Санкт-Петербурґ, Новосибирск, Єкатеринбурґ, Нижний Новґород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа. Постепенно увеличиваются городские агломераций вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары и Новосибирска.
IV. Закрепление знаний, умений и навыков.
Задания
1. Определите, чему посвящён текст, и озаглавьте его.
2. Проанализируйте текст. Выделите в каждом абзаце текста проблему и сформулируйте её.
3. Выдвиньте идеи по решению каждой из проблем. Обсудите их в группе.
4. Сформулируйте мнение, которое и будет являться решением проблемы.
Вопросы для обсуждения
1. Какие проблемы затрагивает текст?
2. Почему в последние десятилетия наблюдается рост городов и городских агломераций?
3. Почему стремительно растёт население городов? Что тянет людей в города? Хорошо ли людям живётся в городах?
4. К чему может привести неблагополучная экологическая обстановка в городах?
5. Можете ли вы назвать города, претендующие, на ваш взгляд, на роль городов-памятников или городов, чей архитектурный облик является объектом поклонения, паломничества, туризма?
V. Домашнее задание
1) изучить § 9;
2) ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Это я знаю»;
3) выполнить задания 33—34 на с. 20—21; 40 на с. 22 тренажера.
VI. Итог урока.
Рефлексия
Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет памятка. (На стадии рефлексии урока для формирования монологических ответов и самооценивания учащихся целесообразно использование памятки):
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Прием «Микрофон»
На многомиллиардной Земле около половины населения живёт в малых, средних, крупных, гигантских городах. В начале XX в. только в Северной Америке был город с 10-миллионным населением (с пригородами) — Нью-Йорк. В конце XX в. 10-миллионники (с пригородами) возникли на всех материках (кроме Австралии и оледенелой Антарктиды). Городов-миллионеров — десятки!
Развитие мирового хозяйства и мирового рынка, рост численности населения Земли выталкивают сельское население в города. В XXI в. большинство людей предпочтёт жизнь в городах. В них легче найти работу по интересу, больше жизненных удобств, свободнее выбор учебных заведений, больше развлечений. В многолюдных городах легче встретить спутника жизни. В них меньше тратится времени и сил на магазины, аптеки, отделения связи и посещение других необходимых учреждений.
Вместе с тем города — искусственная среда обитания людей. В них сильно загрязнены воздух и питьевая вода, очень шумно, бесконечная толкотня на улицах и в городском транспорте, в магазинах и на рынках, выше вероятность столкновения с криминалом — всё это раздражает горожан.
Города многолики. Существуют города, расположенные на побережьях морей и океанов, и города, не имеющие выхода к морским бассейнам. Есть очень большие города, т. е. занимающие большую территорию, а есть очень маленькие. Есть очень древние города, а есть совсем молодые. Самым древним из нынешних городов-миллионеров — Афинам (в Европе) и Бейруту (в Азии) — уже более 3,5 тысяч лет! Их размеры и облик за прошедшие десятилетия менялись не раз. Уже по одной этой причине выбрать город как пример его великолепия и неповторимости очень непросто.