СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка комбинированного урока по географии (план-конспект) 8 класс. Тема: «Города и сельские поселения. Урбанизация»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема включена в раздел «Россияне» программы курса «География России», изучается в 8 классе после рассмотрения темы «Размещение населения». На изучение темы отводится 1 час учебного времени.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка комбинированного урока по географии (план-конспект) 8 класс. Тема: «Города и сельские поселения. Урбанизация»»

Разработка комбинированного урока по географии (план-конспект)

8 класс. Тема: «Города и сельские поселения. Урбанизация»


Данная тема включена в раздел «Россияне» программы курса «География России», изучается в 8 классе после рассмотрения темы «Размещение населения». На изучение темы отводится 1 час учебного времени.


Цели урока:

· раскрыть особенности основных типов поселений;

· сформировать представление об урбанизации и её влиянии на окружающую среду;

· познакомить с типами городов России, их функциями;

· выявить функции сельской местности.

Планируемые результаты обучения

в универсальных учебных действиях учащихся


Предметные: формирование знаний и представлений о городах и сельских поселениях, их типах и функциях, урбанизации и городских агломерациях.

Метапредметные: формирование умений: 1) осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2) осуществлять проектную деятельность; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) работать с текстом; 5) создавать таблицу для решения учебной задачи; 6) работать индивидуально и в группе.

Личностные: осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры; развитие эстетического сознания на основе знакомства с культурой, архитектурой городов и сельских поселений; осознание необходимости сохранения качества окружающей среды в городах и сельских поселениях.

Тип урока по дидактической цели –комбинированный.

Оборудование: карты «Плотность населения России», «Главная полоса расселения и хозяйственного освоения», «Изменение численности населения России».


Литература

  1. Учебная программа по географии под ред. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.

  2. А.И. Алексеев. Е.К. Липкина. В.В. Николина. География. УМК «Полярная звезда». Учебник для 8 кл.

  3. В.В. Николина. Поурочные разработки по географии 8 кл.

План урока.

Структура (элементы урока) и его содержание

Методы и приёмы


  1. Организационный.








II.Проверка опорных знаний и умений.

Тест.

1. Установите регион России с низкой плотностью населения:

а) Московская область;

б) Магаданская область;

в) Нижегородская область;

г) Краснодарский край.

2. Выберите верное утверждение:

а) основная зона расселения и хозяйственного освоения

занимает 60% территории Сибири;

б) основная зона расселения и хозяйственного освоения

занимает около 35% территории России;

в) основная зона расселения и хозяйственного освоения

занимает 10% территории юга России.

3. Выберите верные ответы. На размещение населения

не влияет(ют):

а) история заселения территории;

б) природные условия;

в) национальный состав населения;

г) половозрастной состав населения.

4. Выберите верный ответ. Неравномерность размещения населения России связана:

а) с концентрацией населения в крупных городах;

б) с миграцией населения;

в) с историческим заселением территории.

1-ый ученик: Объясните, какие факторы и как влияют на размещение населения.

2-ой ученик: Расскажите об особенностях очагового и сплошного заселения территории России.

3-ий ученик: Какие изменения и почему происходят в размещении населения страны?

4-ый ученик: Как вы думаете, с какими проблемами сталкиваются города в связи с резким ростом населения в них?

III. Изучение нового материала.

1.Какие бывают типы поселений?



2.Что такое урбанизация.


3.Типы городов России.




IV. Закрепление и обобщение знаний.

Задание 6 на с. 53 учебника. (Составьте и заполните таблицу отличий сельских поселений от городских. Учтите и различия в городском и сельском образе жизни).


V. Домашнее задание. 1) изучить § 13; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа (кроме задания 6); задания 7 и 8 — по выбору учеников.








    1. Приветствие. Организация класса.

    2. Постановка задач и объявление темы прошлого урока


Тест.

Индивидуально-уплотнённый опрос.






































Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Самостоятельный поиск информации в учебнике (составление схемы).


Рассказ учителя, беседа, чтение вслух. Социологический опрос. Чтение карт.

Работа с учебником. Выбор темы (проблемы) для дальнейшей разработки проекта.


работа с учебником.








Инструктаж учителя.


Конспект урока


I. Организационный. Ребята, прозвенел звонок. Все правильно встали и успокоились (пауза, пока ученики не выполнили это требование). Здравствуйте, садитесь (подождать пока ученики займут свои места). Сегодняшний урок географии и последующие уроки проведу я, меня зовут _________________________.


II. Проверка опорных знаний и умений.

На прошлом уроке вы изучали тему «Размещение населения». Этот материал нам очень необходим сегодня, поэтому сейчас мы поработаем над его проверкой. Учитель раздает карточки с заданиями. В вопросах с 1 по 4 нужно выбрать 1 вариант ответа.

1. Установите регион России с низкой плотностью населения:

а) Московская область;

б) Магаданская область;

в) Нижегородская область;

г) Краснодарский край.

2. Выберите верное утверждение:

а) основная зона расселения и хозяйственного освоения

занимает 60% территории Сибири;

б) основная зона расселения и хозяйственного освоения

занимает около 35% территории России;

в) основная зона расселения и хозяйственного освоения

занимает 10% территории юга России.

3. Выберите верные ответы. На размещение населения

не влияют:

а) история заселения территории;

б) природные условия;

в) национальный состав населения;

г) половозрастной состав населения.

4. Выберите верный ответ. Неравномерность размещения населения России связана:

а) с концентрацией населения в крупных городах;

б) с миграцией населения;

в) с историческим заселением территории.

Продолжительность времени на выполнения тестовой формы задания не более 5 минут.

Далее учитель задает задания, требующие развернутого ответа. У доски работать будут 4 человека (ученик выходит, получает карточку и приступает к работе. _______________________ выходит к доске. А мы будем предельно внимательны. После ответа ученика задаётся вопрос: есть ли замечания к ответу? Затем предлагается второй вопрос следующему ученику.

Задания, требующие развернутого ответа:

1. Объясните, какие факторы и как влияют на размещение населения.

2. Расскажите об особенностях очагового и сплошного заселения территории России.

3. Какие изменения и почему происходят в размещении населения страны?

4. Как вы думаете, с какими проблемами сталкиваются города в связи с резким ростом населения в них?

На основе ответов учащихся, учитель сообщает оценки за данное задание.

III. Изучение нового материала. Продолжаем изучение раздела «Россияне» Тема урока: «Города и сельские поселения. Урбанизация». Перед нами стоят следующие задачи (перечислить планируемые результаты обучения).

-определять типы поселений России и своего региона;

-характеризовать различия городского и сельского образа жизни;

- определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным;

-выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным;

- определять территории России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации по тематической карте;

- подготавливать и проводить презентации о влиянии урбанизации на окружающую среду;

-определять типы городов России по численности населения, функциям, роли в жизни страны;

-определять типы городов своего региона; наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России;

-обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов страны;

-определять типы сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны.

С этими задачами мы успешно справимся, если будем внимательны, наблюдательны и активны в течение всего урока. Эта работа будет поощряться. Ваши ответы будут учитываться системой баллов, полный, правильный ответ оценивается 1 баллом, краткий ответ учитывается как 0,5 баллов. В конце урока количество баллов суммируется, и их обладатели получают отметку.

Изучение нового материала осуществляется в процессе беседы, работы с текстом § 13, самостоятельной работы учащихся с учебником.


1.Какие бывают типы поселений?


Как правило, большинство населения в России проживает в поселениях — компактно застроенной территории, включающей жилые дома, инфраструктуру, предприятия, обеспечивающие трудовую деятельность, условия самореализации людей.

В ходе обсуждения вопроса о типах поселений учащиеся составляют схему.




Типы поселений




Сельские

Городские

Поселки сельскохозяйственного типа

Посёлки

городского

типа

(численность

населения

3–12 тыс.

чел.)

Города

(числен-

ность на-

селения

не менее

12 тыс.

чел.)







Села

Деревни












Учитель обращает внимание учеников на то, что между городскими и сельскими типами поселений не существует чётких границ.

2.Что такое урбанизация.

Формулируя определение понятия «урбанизация», учитель отмечает, что XX век в полной мере называют веком урбанизации. По таблице 1 (см. Приложение, с. 231—233 учебника) обучающиеся устанавливают самый урбанизированный регион России и определяют долю городского населения в нём. Наибольшая доля городского населения в России — в Магаданской (95%) и Мурманской (91,3%) областях. Она высока и в других районах с экстремальными природными условиями, где очень трудно заниматься сельским хозяйством, например, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Доля горожан велика также в наиболее урбанизированных промышленных районах, например, в Ярославской области. Причины, порождающие урбанизацию, её признаки, а также проблемы, возникающие в процессе урбанизации, поможет понять следующая схема:

Признаки урбанизации

— развитие сети

городов и увеличение доли городского населения;

— развитие инфраструктуры;

— усложнение

функций городов;

— развитие

групповых форм

городского расселения

Урбанизация

рост городов

и городского

населения,

усиление роли

городов в распространении

городского об-

раза жизни

Причины урбанизации

— переход от

аграрного к индустриальному

обществу вследствие развития

промышленного

производства;

— развитие непроизводственной

градообразующей

деятельности;

— интенсификация сельского

хозяйства и сокращение занятости в нём













Проблемы





Экономические

Политические

Экологические

Социальные







Программа устойчивого развития





Далее учитель обсуждает в форме беседы процессы урбанизации в своём регионе, городе и проблемы, ими порождаемые. В частности, обсуждение по выявлению отношения населения города к экологическим проблемам можно построить на основе социологического опроса. Опрос проводится как опережающее задание.

Вопросы для социологического опроса

1. Волнуют ли вас экологические проблемы города?

(Да; нет; затрудняюсь ответить.)

2. Расставьте по степени значимости экологические проблемы города:

а) загрязнение воздушного бассейна, воды, почв;

б) недостаток зелёных насаждений;

в) однотипность застройки жилых микрорайонов;

г) восстановление исторического центра;

д) транспортная перегруженность улиц;

е) наличие свалок мусора в городе.

3. Считаете ли вы, что загрязнённость окружающей среды города негативно влияет на ваше здоровье? (Да; нет; затрудняюсь ответить.)

4. Какие меры вы принимаете, чтобы снизить отрицательное воздействие экологических факторов на своё здоровье?

а) Установка в квартире воздухоочистителя;

б) установка фильтров для очистки воды;

в) максимальное пребывание в свободное время в садах, парках, за городом;

г) здоровый образ жизни;

д) озеленение своего двора;

е) использование экологически чистых материалов;

ж) другие меры.

5. Как вы оцениваете деятельность административных органов в городе по охране природы? (Хорошо; удовлетворительно; неудовлетворительно; затрудняюсь ответить.)

Учитель предлагает выполнить задания -обсудить следующую проблему: «Необходимостью нашего времени является отказ от потребительской идеологии человека. Каждый из нас должен соотносить свои потребности с возможностями природы. Можете ли вы снизить свои потребности с целью сохранения качества окружающей среды в городе или нет?». Анализ карт «Плотность населения России», «Главная полоса расселения и хозяйственного освоения», «Изменение численности населения России».



3.Типы городов России.

Далее обучающиеся читают текст «Каковы типы городов России?» (с. 52 учебника), отмечая их функции и величину по числу жителей. После изучения данного фрагмента текста ученикам предстоит ответить на следующие вопросы:

1. Существует ли, на ваш взгляд, зависимость между географическим положением городов, их функцией, людностью? Свою точку зрения обоснуйте.

2. Каковы недостатки и преимущества жизни в крупном городе? Одинаково ли они оцениваются пожилыми людьми и молодёжью?

3. Как вы считаете, справедлив ли тезис: «Города —это точки роста, от которых начинаются важные изменения в ландшафте»? Обоснуйте свой ответ.

На уроке обучающиеся включаются в проект (индивидуальный или групповой) «Лики и проблемы города». Город представляет собой сложную систему. Как сделать город своим для всех в нём живущих — коренных жителей и приезжих? Как сделать город ухоженным, красивым? Как сделать, чтобы в городе всем было удобно отдыхать и трудиться? Как сделать сбалансированным развитие города?

Как сохранить исторические уголки города? Как уживаются история и современность в городе? В чём проявляются в городе национальные, конфессиональные, статусные особенности? Отражает ли город статусность (столица Поволжья, Северная столица, город металлургов и др.)? Эти вопросы волнуют многих: учёных, администраторов, жителей города, специалистов. Включитесь и вы в проект. Выберите ту проблему города, которая вас особенно волнует. Презентация проектов проводится на уроке-обобщении.

Затем школьники выясняют, каковы функции сельской местности. С этой целью они самостоятельно изучают текст с. 52—53 учебника.

IV. Закрепление и обобщение знаний. Далее учащиеся выполняют задание 6 на с. 53 учебника. (Составьте и заполните таблицу отличий сельских поселений от городских. Учтите и различия в городском и сельском образе жизни)

Показатель

Город

Сельское поселение





V. Домашнее задание: 1) изучить § 13; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа (кроме задания 6); задания 7 и 8 — по выбору учеников.