- раскрыть значение открытий путешественников.
- способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
- умение овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
- называть имена путешественников и землепроходцев, уметь определять пути следования.
- осознать необходимость изучения окружающего мира.
- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
- извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
- умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1 | Органи-зация на урок | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Активно включаться в общение, осознанное построение речевого высказыва-ния в устной форме. | Формирование системы знаний об открытиях путешественников и землепроходцев. | Использовать устную речь для аргументиро-ванного ответа. |
2 | Провер-ка домашнего задания | Проверяет знания учащихся по предыдущей теме: 1)Зачем нам нужна география? 2)Какие задачи решает география и с помощью каких методов? | Демонстрируют знания по пройденному материалу | Развитие мотивов учебной деятельности Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях | Формирование умений делать умозаключения | Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; выбирать наиболее эффективные способы решения познаватель-ных и учебных задач |
3 | Актуализация темы | Рассказать о первых представлениях о Земле. -Назовите имена известных вам исследователей и путешественников | Демонстрируют знания. Формулиру-ют название темы урока | Формирова-ние навыков коммуникативной компетентности Готовность к самообразованию Поиск и выделение необходимой информации Осознанное построение речевого высказыва-ния в устной форме | Формирование умений работы с текстом учебника | Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решения Уметь работать с различными источниками информации, классифици-ровать и обобщать Делать выводы, умозаключе-ния Получать информацию в результате смыслового прочтения текста. |
4 | Изуче-ние нового материа-ла | 1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности (по группам) с использованием учебника. Используя текст учебника на стр.10-15, составьте таблицу (по вариантам) 1 вариант – с. 10-12 2 вариант – с. 13-14 3 вариант – с. 14-15 (Подводит к выводу о значении открытий путешественников и землепроходцев) | Работают с текстом учебника, запоминают имена путешествен-ников, оценивают их вклад в открытия новых земель, анализируют предстоящую деятельность. Решают проблему, демонстрируя знания Узнают интересные факты о путешествиях Заполняют таблицу. Формули-руют вывод | Готовность к самообразованию и саморазви-тию Формирова-ние умений давать аргументированный ответ. Формирова-ние навыков коммуникативной компетентности. Формирова-ние умений самостоятельной работы. | Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач | Работать в группах по решению общей задачи Общаться и взаимодейст-вовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомо-щи, дружбы и толерантно-сти Аргументирование своего ответа |
5 | Физминутка (здоро-вьесберегающий компонент) | «Игра на внимание» (Верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок.) 1.Х. Колумб-открытие Америки. 2.Ф.Ф.Белинсгаузен-открытие Индии. 3.Ерофей Хабаров-основание первых русских поселений на берегах Амура. 4.Иван Москвитин вышел к берегам Охотского моря. 5.Ермак Тимофеевич-открытие Антарктиды. | Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К) | Формирова-ние здорового образа жизни. | | Технически правильно выполнять двигательные действия. |
6 | Закрепление знаний | Выполните задание 3 и 4 на стр.15 учебника. | Выполняют задания, демонстрируя знания. Обменивают-ся полученной информацией. | Саморегуля-ция, самооценивание. | Построение речевого высказыва-ния в устной форме. | Использовать устную речь для аргументир-ванного ответа. |
7 | Рефлек-сия | 1.У знаменитого французского путешественника Мишеля Песселя спросили, зачем он отправляется в тяжелые и опасные путешествия, ведь на Земле уже всё открыто. Он ответил: « Во-первых еще не всё. Во-вторых, вы открываете новые земли для себя. И наконец, путешествие-это открытие себя». А как вы считаете? | Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р). Формули-руют ответ, применяя полученные знания (Р). | Мотивация на обучение, саморегуля-ция. | Использование умений и знаний при выполнении заданий. | Использовать разнообраз-ные источники информации. |
8 | Домаш-нее задание | Комментирует Д/з урока 2: §2, сообщения по выбору Д\з урока 3: §3, Задания на с. 15-18 в «Мой тренажёр» | Записывают домашнее задание | Мотивация на обучение, саморегуля-ция | Использование умений и знаний при выполнении задании | Использовать разнообраз-ные источники информации |
Таблица «Открытия XVI – XX веков.
Имя путешественника | Годы или век открытия | Сделанное открытие |
Голландец Абел Тасман | 1644 г. | Доказал, что Австралия – материк |
Англичанин Джеймс Кук | 1770 г. | Объявил восточное побережье Австралии британским владением, неоднократно пересекал южный полярный круг |
Русские Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев | 1820 г. | Открыли Антарктиду и прилегающие острова |
Ермак Тимофеевич | 1581 г. | Перешёл Уральские горы и положил начало открытиям в Сибири |
Иван Москвитин | 1639 г. | Вышел к берегам Охотского моря и основал город Охотск |
Семён Дежнёв | 1648 г. | Первым из европейцев прошёл проливом между Азией и Америкой |
Витус Беринг | В середине XVIII в. | Вторично отрыл пролив между Азией и Америкой |
Василий Поярков | 1644 г. | Разведал путь из бассейна Лены на Зею и прошёл по Амуру |
Ерофей Хабаров | 1650 г. | Основал первые русские укрепления на берегах Амура |
Великая Северная экспедиция | 1733 г. | Исследовали всё северное побережье России от устья Печоры до Камчатки |
Американец Роберт Пири | 1909 г. | Достиг Северного полюса_______________ Достиг Южного полюса Поднял норвежский флаг на Южном полюсе |
Норвежец Руал Амундсен | 1911 г. |