СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии в 6 классе «Состав, строение и значение гидросферы»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии в 6 классе «Состав, строение и значение гидросферы»»

  Конспект урока по географии в 6 классе

«Состав, строение и значение гидросферы»

 

Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района Республики Татарстан.

Автор: Ибрагимова Татьяна Сергеевна, учитель географии.

Класс- 6

Цель: сформировать представление о единстве водной оболочки Земли — гидросфере.

Задачи:

Образовательные:

  1. сформировать понятия «гидросфера», «Мировой круговорот воды в природе», «водный голод»,

  2. сформировать представления о Мировом круговороте воды в природе и связи гидросферы с другими оболочками Земли;

  3. раскрыть значение гидросферы в жизни Земли и человека.

  4. сформировать представление о ограниченности ресурсов пресной воды и необходимости ее экономии.

Развивающие:

  1. развивать мыслительные операции на основе установления причинно-следственных зависимостей,

  2. способствовать развитию аналитического ума, географического мышления;

  3. способствовать развитию навыков коллективного решения учебных задач и представления результатов работы;

  4. способствовать развитию речи учащихся.

Воспитательные:

  1. способствовать воспитанию экологического мышления, чувства ответственности за сохранение пресной воды на Земле.

Тип урока: урок освоения новых знаний и умений, проблемно- эвристический урок.

Оборудование: учебники, физическая карта мира, атласы, презентация «Состав, строение и значение гидросферы» (Приложение №1), мультимедийный проектор, компьютер,

Планируемые результаты обучения:

  • Личностные результаты обучения:

овладение навыками самостоятельной и коллективной деятельности в процессе решения учебной задачи, знаниями способов экономии воды в домашних условиях.

  • Метапредметные результаты обучения:

развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний, обнаружения причинно-следственных связей, навыков работы в группе, построения прогнозов развития планеты.

  • Предметные результаты обучения:

учащиеся должны: знать/понимать объем воды на Земле; основные свойства воды, обеспечивающие жизнь на планете; части гидросферы; три агрегатных состояния воды; уметь объяснять взаимосвязи отдельных частей круговорота воды, процессы, происходящие при круговороте воды; описывать значение воды для жизни на планете; объяснять значение круговорота воды для природы Земли, доказывать единство гидросферы. 

 

Структура урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, подготовка к уроку.

  2. Актуализация знаний. В одной сказке легендарный король, собираясь отдать руку своей дочери, задавал женихам загадку « Что везде?». И только один человек отгадал ее. Попробуйте и вы отгадать эту загадку. Действительно вода окружает нас повсюду. Сегодня мы познакомимся с таким знакомым и незаменимым источником жизни- водной оболочкой Земли- гидросферой. Записываем тему урока «Состав, строение и значение гидросферы».

 

  1. Изучение нового материла.

  «Знаменитый мореплаватель Тур Хейердал. Путешествия на «Кон-Тики» про демонстрировало, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта, пассатные течение и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Плаванье на лодке «Ра» показало, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусами, используя при этом Канарское и северо-Пассатное течение. (показ по карте учителем)

- ответ на поставленный вопрос (Гидросфера).

2. Покажи на карте самую длинную реку на планете. (Нил)

3. Найди на географической карте самую полноводную реку на планете.(Амазонка)

4. Покажи самое глубокое озеро на земле.? (Байкал)

- Так о чём пойдёт разговор ? (о гидросфере)

5. Показ красочного альбома «Мировой океан» под музыкальное сопровождение

Мы ответим на вопросы: из чего состоит гидросфера? Что происходит с водой в природе ? Как происходит Мировой круговорот воды?

3 Рассказ учителя – основная часть нашей жизни протекает на суше, хотя ¾ поверхности Земли залито водой. Вся вода образует единую оболочку. Объем воды в гидросфере составляет огромную величину около 1,4 миллиарда км3.

А). Сделайте дети вывод: Что такое гидросфера ?

- Гидросфера – водная оболочка земли. ( повторяют несколько раз сильные, слабые обучающиеся)

Б) Что включает в себя гидросфера ?

- Самостоятельная работа учащихся с учебником (§ 28 с. 94) в парах . Учащиеся делают вывод в виде схемы-опоры 

- Фронтальный просмотр учителем выполнения учениками самостоятельной работы (диограммы столбчатые и круговые)

в) назовите и на карте покажите крупные озёра Евразии (озеро Байкал, Ладожское…)-

б) ответь в этом водоёме содержится 1/10 пресных вод планеты (озеро Байкал) – закрепили

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал

И скалы ,срезанные валом…

… и сам он величав и вечен.

- Какую жемчужину возвеличивает А.Твардовский ? (озеро Байкал)

Самое глубокое озеро мира?

-О какой реке идёт речь в стихотворении П.Панова?

У тебя краса- река

Женское обличье

Даже имя у тебя

Нежное, девичье

Ласковым тебя не зря

Окрестили словом,

Несмотря что родилась

Ты в краю суровом. (река Лена)

- Назови реку, носящую женское имя и покажи на карте.

- О какой реке пишет поэт А.Твардовский в поэме «За далью даль»?

Семь тысяч рек, ни в чём не равных:

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных.

Текущих в даль– семь тысяч рек.

Она со всех концов собрала –

Больших и малых – до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной (река Волга)

- А что за река в стихотворении А. Пономаренко?

Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,

Летом вся блестя, зимой – белея,

В твёрдом льду и дымчатом снегу… (река Обь)

Назовите самое большое озеро мира? (Каспийское озеро)

- Сделайте в группах вывод: что относится к водам суши? (реки, озера, болота), ледники и подземные воды.

4 . Работа с учебником (творческое задание). Прочитав в группах, составьте схему-опору, диаграмму… состава гидосферы и распределения воды в ней, рассмотрев рис. 61

 

  1. Дети предлагают свои варианты от групп.

  2. ВЫВОД: (Дети ищут в учебнике стр. 95.), уточняют.

- Основная часть гидросферы – это жидкая солёная вода океанов и морей.

V. Музыкальная физминутка

VI. Чтение учащимися «в голос» «Что происходит с водой в природе?»

 

- Назовите свойства воды и её значение в жизни человека?

- медленно нагревается и медленно остывает;

- при замерзании увеличивается в объеме;

- растворяет многие вещества;

1. Найди вывод о значении воды в учебнике. (стр.95, дети ищут)

2. Как происходит Мировое круговорот воды?

- ученики рассматривают рис. 63 (2 мин.), работа в парах.

а) в это время сильный ученик работает у доски, по схеме показывает малый и большой круговорот воды в природе.

- учащиеся делают анализ рис.63

б) сделайте вывод о важности круговорота воды в природе.

- Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на земле.

VII. Игра «Голубые дороги». Дети делают хлопок, где водные объекты. На обратной стороне доски написано: Лена, овраг, родник, возвышенность, перекат, гейзер, Тибет, устье, исток, Кракатау, цунами, шельф, сейсмограф, атолл, водораздел, Анхель, Балхаш, Байкал, Чад, Обь.

1. Отгадай загадки:

- Не конь, а бежит, не лес а шумит (река)

- Не море, не земля, кораблям плавать нельзя (болото).

- Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зелёная (озеро)

- По воде идёт, идёт, а до берега дойдёт - тут и пропадёт (волна)

- В голубенькой рубашке бежит по дну овражка (ручеёк)

VIII. Закрепление . Ответь на вопросы учебника на стр.96

Запомните: Откройте атлас Это я знаю, это я могу, это мне интересно.(Выбираем главное, основное)

IX. Итог урока.

1. Как древние греки называли океан? ( Река, обтекающая Землю)

2. Какое море в древности называли Янтарным? (Балтийское)

3. Что за море? «Внезапным препятствием для дальнейшего плаванья явилось громадное скопление плавающих водорослей. Некоторые экземпляры достигли длины несколько сот метров и больше. Они как верёвки наматывались на винты, так что мы едва успевали очищать их. Оливково-зелёные плавучие луга чередовались с тёмно-синими полосами воды. С трудом мы выбрались к кольцевому течению, которое является естественной границей, отделяющей это море от океана (Саргассово море) – показ по карте

Домашнее задание:  найти и выучить стихотворения о океанах и морях, подготовить сообщение «Исследование океанов».