Тема урока: «Биоритмы человека».
Цель урока:
Образовательные:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
повторить с учащимися знания по работе в программе MS Excel: ввод формул, построение диаграмм.
Развивающие:
организовать работу учащихся т.о., чтобы они были заинтересованы в достижении цели;
формировать умение применять ранее полученные знания;
формировать межпредметную связь;
активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся уважения к результатам чужого труда;
воспитывать у учащихся информационной культуры, расширить кругозор.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!
Мотивация познавательной деятельности.
Учитель: Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра:
несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.
в некоторые дни у вас все валится из рук, ничего не хочется, ничего не получается, а в другие – вы готовы свернуть горы, ощущаете подъем жизненных сил, у вас все идет как по маслу, без сучка и задоринки.
Как вы думаете, что оказывает влияние на подъемы и спады в самочувствии человека?
Ученик: Циклы, описывающие подъемы и спады нашего состояния называются биоритмами.
Учитель: Существует теория, что наша жизнь подчиняется основным трем биоритмам: физическому, эмоциональному и интеллектуальному.
Что характеризует каждый из этих биоритмов? Физический?
Ученик: Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость, сопротивляемость болезням.
Учитель: Эмоциональный биоритм?
Ученик: Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение, эмоции, душевность, чувствительность к восприятию мира и самих себя.
Учитель: Интеллектуальный биоритм?
Ученик: Интеллектуальный биоритм управляет мыслительными способностями, способностью обрабатывать информацию, памятью, ясностью мышления, фантазией.
Учитель: У каждого из вас на парте лежит карточка с табличкой. Дорисуйте, пожалуйста, смайлик, согласно вашему состоянию на данном этапе. Для этого используйте, предложенную схему:
Возможности | Физическое | Эмоциональное | Интеллектуальное |
Практика |  |  |  |
Теория |  |  |  |

Учитель: К своим карточкам мы вернемся в конце урока. А, пока отложите их.
Учитель: В результате многолетних исследований ученые пришли к выводу, что функции, описывающие эти три биоритма, являются периодическими: с периодами для физической активности 23 дня, эмоциональной – 28 дней и интеллектуальной – 33 дня.
Графически биоритм представляет собой синусоиду. Первая половина графика является благоприятной для человека, вторая – неблагоприятной, пересечение же графика с осью абсцисс считается критической точкой. В эти дни ваши физические, интеллектуальные или эмоциональные возможности снижены.
Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам и т. п.) предоставляется выходной.
Зная, как изменяются биоритмы, можно предположить состояние человека, его ин
интеллектуальную, физическую или эмоциональную активность.
Сегодня, на уроке я предлагаю вам заняться таким прогнозированием благоприятных и неблагоприятных дней для различного рода деятельности, построив собственные биоритмы. И ответить на вопрос: Зачем нам знать наши биоритмы?
Итак, тема нашего урока: «Биоритмы человека»
Решение задач.
Учитель: Для построения биоритмов мы будем использовать табличный процессор MS Excel и ваши знания по работе в данной программе, а именно умение правильно вводить формулу, использовать встроенные функции, ссылки и строить графики. На прошлом уроке мы с вами все это повторили.
У каждого из вас на парте лежит конспект урока, в котором отражен подробно план построения биоритмов. Итак, запишите в конспект тему урока.
После построения биоритмов:
Необходимо дорисовать рот смайлику. Но, рот вы дорисовывайте исходя из того, что вам говорят кривые соответствующих биоритмов. Сделайте вывод, ответив на вопрос “Соответствует ли теория практике?”.
Проанализируйте полученные графики, выполнив творческие задания:
- составить гороскоп для некоторых Знаков Зодиака;
- дать рекомендации другу, согласно предложенной схемы.
Тема: ____________________________________________ Ход работы: Откройте файл Биоритмы.xls Введите в ячейку B2 – Дату рождения B3 – Дату отчета B4 – Длительность прогноза Заполните столбец порядковый номер. Для этого: в ячейку С3 введите формулу = В3; в ячейку С4 введите формулу = С3 +1; выделите ячейку С4 и протяните маркером заполнения до нужного порядкового дня. Заполните столбцы: физический биоритм, эмоциональный биоритм, интеллектуальный биоритм. Для этого в соответствующие ячейки введите формулы и с помощью маркера заполнения заполните все столбцы: Примечание: для ввода функции sin и используются встроенные функции. , где t – день отчета, t0 – дата рождения, Т – период. Физический период – 23 дня. Эмоциональный период – 28 дней. Интеллектуальный период – 33 дня. Постройте графики биоритмов. Для этого: выделите диапазон ячеек и с помощью Мастера диаграмм создайте графики (используйте точечную диаграмму сглаживающими линиями без маркеров). Проанализируйте полученные графики. |
Анализ полученных результатов.
Задание: Составьте рекомендации на апрель, согласно представленным вопросам.
Проанализируйте каждый период графика (согласно предложенной таблицы значений биоритмов).
Значение | Физический цикл | Эмоциональный цикл | Интеллектуальный цикл |
Минимальное значение цикла (максимум негативных проявлений, за которые отвечает цикл). | Чувство бессилия, апатия. | Только отрицательные эмоции. | Все кажется, чрезмерно сложным и не поддается решению. |
Отрицательная фаза цикла (негативные свойства цикла преобладают над позитивными). | Преобладание чувства бессилия, слабости. | Преобладание отрицательных эмоций и чувства пессимизма. | Простые задачи решаются с трудом, а сложные кажутся неподъемными. |
Нулевое значение цикла (переход через "ноль") - возможны непредсказуемые проявления как позитивных, так и негативных свойств. День, когда один или более циклов находятся в этой фазе, считается очень тяжелым. | Неожиданные проявления огромной силы и энергии так же неожиданно сменяются чувством полного бессилия и апатии. | Неожиданные приступы безграничного пессимизма и оптимизма, частая смена эмоций. | Проблески гениальных решений и прозрений сменяются непониманием простых вещей. |
Положительная фаза цикла (позитивные свойства цикла преобладают над негативными). | Преобладающее чувство уверенности в своих силах. | Преобладание положительных эмоций и чувства оптимизма. | Легкость в решении любых задач. |
Максимальное значение цикла (максимум развития позитивных свойств при минимальном воздействии негативных). | Безграничная уверенность в своих силах. | Максимум положительных эмоций, безграничный оптимизм. | Безграничное проявление интеллектуальной и творческой мощи. |
Дайте друг другу советы, что нужно сделать:
1) если западает физический цикл?
(постарайтесь в это время преодолевать свою леность, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и побольше физических занятий)
2) а если западает эмоциональный цикл? (учитесь властвовать собою, начните день с улыбки, скажите несколько комплементов себе, окружающим, радуйтесь теплому солнечному дню… )
3)сложнее если в это время идет спад интеллектуальный… Что же делать в этом случае?
(Но и тогда не стоит огорчаться. Вспомните все то, что вы знаете. Ваши отличные и хорошие отметки соответствуют вашему интеллектуальному развитию. Значит, вам нужно только поверить в удачу и успех. А может, стоит принимать витамины или поработать с тестами – для развития памяти, внимания).
Рекомендации:
1. Выберите неблагоприятные дни для сдачи зачета по информатике (в апреле).
2. Выберите самый удачный день для сдачи зачета по физической культуре и выберите день для похода в кинотеатр.
Подведение итогов.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы с вами построили собственные биоритмы. Проанализировали полученные графики. Давайте вернемся к вопросу: Зачем же нам знать наши биоритмы? А, может и не стоит?
(Ответы учеников)
Учитель: Биоритмы не предсказывают будущее. Они могут только подсказать человеку, когда он будет в наилучшем или в наихудшем состоянии, предсказать дни, когда могут возникнуть кризисные ситуации, чтобы с их учетом спланировать свою деятельность. И научиться просто, мудро жить.