ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
"КОЛЛЕДЖ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА,
ТРАНСПОРТА И ТЕХНОЛОГИЙ № 41"
Конспект урока истории по теме
«Битва на Куликовском поле»
7 класс
Конспект подготовила: учитель,
Мазурова Юлия Геннадьевна
Москва, 2018
Тема урока: «Битва на Куликовском поле»
Цель урока: Познакомить учащихся с историей и ходом битвы на Куликовском поле.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить и рассказать о целях и тактике русских войск в ходе борьбы.
Сформировать представление о ходе битвы, ее факторах, влияющих на исход.
Сформировать понятие «Засадный отряд, пехота, полк» и их значение.
Коррекционно-развивающие:
Формирование умения находить и выделять необходимую информацию из различных источников: через работу с текстом, иллюстрациями;
Продолжить формировать у учащихся умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал, делать выводы через ответы на вопросы учителя, работу с текстом учебника и схемой битвы.
Продолжить формировать пространственно-временные представления с помощью исторических событий того времени;
Развитие зрительного восприятия с помощью работы со схемой.
Воспитательные:
Воспитание любви к своей Родине, к истории своей страны – патриотическое воспитание.
Воспитывать нравственные чувства и волю к победе.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Иллюстрации, схема Куликовской битвы, учебник, Рабочая тетрадь.
Тип урока: Комбинированный:
Организационный момент – 1 мин.
Проверка домашнего задания – 2 мин
Актуализация опорных знаний - 3 мин
Изучение нового материала – 10 мин
Физкультминутка – 3 минуты
Закрепление полученного материала – 15 мин
Домашнее задание – 3 мин
Подведение итогов урока – 3 мин
Ход урока:
Проверка домашнего задания:
У: Здравствуйте ребята, садитесь. Какой у нас сейчас идет урок?
Д: История
У: Какую тему мы изучали с вами на прошлом занятии?
Д: Сергий Радонежский
У: А кто такой Сергий Радонежский?
Д: Святой.
У: А что основал Сергий Радонежский?
Д: Сергей Радонежский основал Троице-Сергиев монастырь.
У: Каким был Сергий Радонежский?
Д: Всем старался помочь и шел на встречу.
У: Правильно, поэтому за ним и пошли многие, в него верили и он помогал другим!
Актуализация опорных знаний:
У: Молодцы. Правильно. А кто такой Дмитрий Иванович? (демонстрация иллюстрации)
Д: Московский князь.
У: Правильно. Все мы знаем, что монголо-татары отбирали дань у русского народа. Как вы думаете, нравилось ли это русскому народу?
Д: Нет
У: Правильно, поэтому князь Дмитрий Иванович пошел к Сергею Радонежскому и получил от святого старца благословение на битву с монголо-татарами.
У: Как еще называли монголо – татар?
Д: Золотая Орда
Сообщение нового материала:
У: Когда князь Дмитрий Иванович получил одобрение Сергея Радонежского на битву с Золотой Ордой, он собрал войско, чтобы выступить против Золотой Орды.
У: Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: Битва на Куликовом поле. (Учитель пишет на доске)
Д: Дети записывают тему в тетрадь.
У: Всем русским людям хотелось участвовать в сражении против ненавистных монголо-татар. Когда собралась большая дружина, то двинулась она навстречу войску монголо-татар, во главе которого стоял Мамай. Русскую дружину возглавлял московский князь Дмитрий Иванович.
Князь Дмитрий Иванович и его дружина решили сразиться с монголо-татарами на большом поле между речками Непрядва и Дон (Показ территории на карте). Поле это называлось Куликовым.
Дмитрий Иванович разделил свои отряды на 3 части: в центре находился Большой полк - это пешее войско, вооруженное большое войско. (Вывешивание таблички с новым термином на доску) (демонстрация схемы куликовской битвы). Слева от большого полка стоял — полк левой руки, а справа - полк правой руки (Показ данных флангов на схеме). Ребята, скажите, а почему они так называются? Полк левой и правой руки?
Д: Потому что слева от большого полка находится полк левой руки, справа – полк правой руки.
У: Хорошо, правильно. Перед Большим полком Дмитрий Иванович выстроил передовой отряд ополченцев. Недалеко от речки Непрядвы расположился конный запасной отряд (Демонстрация отряда на схеме). Рядом с Куликовым полем, в лесу, Дмитрий Иванович укрыл засадный отряд.
У: Несметные полчища Мамая тоже подошли к Куликову полю. Силы Мамая во много раз превосходили силы князя Дмитрия.
Мамай построил свои войска в две линии. В первой линии расположилась конница, что такое конница? Кто помнит?
Д: Это войско, в котором для передвижения и проведения боевых действий использовались лошади.
У: (Демонстрация иллюстрации с конницей) Правильно, вот ребята, это конница, в войске монголо-татар они стояли впереди, а за ним стояла пехота. Пехота – это пешие войны, без коней (Вывешивание таблички с новым термином на доску). (демонстрация изображения пехоты)
У: Сражение на поле началось ранним утром 8 сентября 1380 года. (Вывешивание таблички с датой на доску). Давайте с вами запишем дату сражения.
Д: Дети записывают дату в тетрадь.
У: Хорошо. По обычаям бой начинался с поединка двух воинов. (Демонстрация иллюстрации поединка) Выехали навстречу друг другу два богатыря: татарский Челубей и русский Пересвет. И начался между ними поединок. Ударили они одновременно копьями друг в друга и упали замертво. И после этого началась битва, долгая и трудная. И вот, когда русский войска начали отступать, отходить назад, а монголо-татары уже думали, что победили, но в бой вступил запасной отряд русских конников, который сдержал наступление монголо-татар в центре. А затем, из леса вышел засадный отряд и вступил в бой с монголо-татарами. От неожиданного выхода войска монголо-татары растерялись и побежали назад, а вместе с ними побежал с поля Мамай. Русские воины одержали победу, но досталась она дорогой ценой. Сотни воинов погибли в этом кровавом сражении.
За эту великую победу на реке Дон князя Дмитрия Ивановича стали называть Дмитрий Донской, а слава его стала всенародной.
В память об этом великом сражении на Куликовом поле благодарные потомки поставили памятник (Демонстрация иллюстрации с памятником). Это огромная колонна высотой, а внизу на колонне изображен герб Москвы.
ФИЗМИНУТКА
У: Давайте с вами вспомним, о какой битве сегодня на уроке шла речь?
Д: О Куликовской битве.
У: Почему она получила такое название?
Д: Потому что битва проходила на Куликовом поле.
У: Кто участвовал в сражении на Куликовом поле?
Д: Русская дружина во главе с князем Дмитрием Ивановичем и Золотая Орда во главе с Мамаем.
У: Молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на схему битвы. Каким цветом обозначены русские войска?
Д: Красным.
У: А чьи войска обозначены синим цветом?
Д: Войска монголо-татар.
У: Кто выиграл данную битву?
Д: Русские.
У: Почему русский народ победил в Куликовской битве?
Д: Потому что русские использовали засадный отряд, который вышел в тот момент, когда противник уже ослаб и не смог справиться с новым войском.
У: Правильно, молодцы. Я сейчас вам выдам схему битвы на Куликовом поле. Мы сейчас вместе с вами ее заполним. Нам нужно будет раскрасить схему по этапам.
У: Давайте найдем большой полк.
Д: (дети находят, учитель проходит по рядам и проверяет)
У: Молодцы. Давайте раскрасим большой полк красным цветом.
Д: (дети раскрашивают)
У: Теперь, покажите, где находится полк левой руки? (дети находят, учитель проходит по рядам и проверяет) Давайте его раскрасим тоже в красный цвет. Красным цветом у нас будет обозначен русское войско.
У: Какой полк нам остался еще раскрасить?
Д: Полк правой руки.
У: Правильно, давайте его раскрасим. (дети разукрашивает, учитель проходит по рядам и проверяет)
Д: русские войска. Давайте раскрасим.
У: А теперь, синим цветом нужно раскрасить войска монголо-татар. Где находилась монголо-татарская конница?
Д: (дети находят, учитель проходит по рядам и проверяет)
У: Правильно, давайте раскрасим.
Д: Дети раскрашивают.
У: Как называлось пешее войско у монголо-татар?
Д: Пехота
У: Правильно. Давайте раскрасим пехоту тоже в синий цвет.
Д: Дети раскрашивают войска монголо-татар.
У: Кто стоял во главе русского войска?
Д: Князь Дмитрий Иванович
У: Давайте с вами запишем его имя рядом с этим знаком. (Демонстрация знака на схеме)
Д: Выполнение работы.
У: А кто стоял во главе монголо-татар во время Куликовской битвы?
Д: Мамай.
У: Правильно, теперь запишем с вами его имя рядом с таким же значком, но с синим флагом.
У: Молодцы. Ребята, покажите мне, пожалуйста, на ваших схемах, где находился большой полк?
Д: Дети показывает
У: (учитель подходит к каждому и смотрит) Правильно, давайте с вами подпишем Большой полк. А где находился засадный отряд?
Д: Дети показывает
У: (учитель подходит к каждому и смотрит) Правильно, давайте с вами подпишем. Посмотрите пожалуйста внимательно на вашу схему, и скажите мне, кто стоял в первой линии у монголо-татар?
Д: Монгольская конница.
У: Молодцы. А во второй линии кто стоял у монголо-татар?
Д: Пехота монголо-татар.
У: Правильно. Вы сегодня очень хорошо поработали. Мы с вами сегодня познакомились с битвой на Куликовом поле, которая состоялась 8 сентября 1380 г, в которой русские войска одержали победу над монголо-татарами.
Домашнее задание
Домашним заданием будет прочитать учебник на стр. 289- 293 и ответить на вопросы. Выписать понятия, которые написаны на стр. 293 учебника и выучить их.
П́олк Пех́ота
8 сентября 1380 год
Битва на Куликовом поле



