СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Истории 7 класс "Битва на Куликовском поле"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории специальной коррекционной школы 7 класса по теме: "Битва на Куликовском поле". К уроку также подготовлена презентация

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Истории 7 класс "Битва на Куликовском поле"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

"КОЛЛЕДЖ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА,

ТРАНСПОРТА И ТЕХНОЛОГИЙ № 41"






Конспект урока истории по теме

«Битва на Куликовском поле»

7 класс





Конспект подготовила: учитель,

Мазурова Юлия Геннадьевна













Москва, 2018


Тема урока: «Битва на Куликовском поле»

Цель урока: Познакомить учащихся с историей и ходом битвы на Куликовском поле.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить и рассказать о целях и тактике русских войск в ходе борьбы.

  2. Сформировать представление о ходе битвы, ее факторах, влияющих на исход.

  3. Сформировать понятие «Засадный отряд, пехота, полк» и их значение.

Коррекционно-развивающие:

  1. Формирование умения находить и выделять необходимую информацию из различных источников: через работу с текстом, иллюстрациями;

  2. Продолжить формировать у учащихся умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал, делать выводы через ответы на вопросы учителя, работу с текстом учебника и схемой битвы.

  3. Продолжить формировать пространственно-временные представления с помощью исторических событий того времени;

  4. Развитие зрительного восприятия с помощью работы со схемой.

Воспитательные:

  1. Воспитание любви к своей Родине, к истории своей страны – патриотическое воспитание.

  2. Воспитывать нравственные чувства и волю к победе.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Иллюстрации, схема Куликовской битвы, учебник, Рабочая тетрадь.

Тип урока: Комбинированный:

  1. Организационный момент – 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания – 2 мин

  3. Актуализация опорных знаний - 3 мин

  4. Изучение нового материала – 10 мин

  5. Физкультминутка – 3 минуты

  6. Закрепление полученного материала – 15 мин

  7. Домашнее задание – 3 мин

  8. Подведение итогов урока – 3 мин


Ход урока:

Проверка домашнего задания:

У: Здравствуйте ребята, садитесь. Какой у нас сейчас идет урок?

Д: История

У: Какую тему мы изучали с вами на прошлом занятии?

Д: Сергий Радонежский

У: А кто такой Сергий Радонежский?

Д: Святой.

У: А что основал Сергий Радонежский?

Д: Сергей Радонежский основал Троице-Сергиев монастырь.

У: Каким был Сергий Радонежский?

Д: Всем старался помочь и шел на встречу.

У: Правильно, поэтому за ним и пошли многие, в него верили и он помогал другим!

Актуализация опорных знаний:

У: Молодцы. Правильно. А кто такой Дмитрий Иванович? (демонстрация иллюстрации)

Д: Московский князь.

У: Правильно. Все мы знаем, что монголо-татары отбирали дань у русского народа. Как вы думаете, нравилось ли это русскому народу?

Д: Нет

У: Правильно, поэтому князь Дмитрий Иванович пошел к Сергею Радонежскому и получил от святого старца благословение на битву с монголо-татарами.

У: Как еще называли монголо – татар?

Д: Золотая Орда

Сообщение нового материала:

У: Когда князь Дмитрий Иванович получил одобрение Сергея Радонежского на битву с Золотой Ордой, он собрал войско, чтобы выступить против Золотой Орды.

У: Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: Битва на Куликовом поле. (Учитель пишет на доске)

Д: Дети записывают тему в тетрадь.

У: Всем русским людям хотелось участвовать в сражении против ненавистных монголо-татар. Когда собралась большая дружина, то двинулась она навстречу войску монголо-татар, во главе которого стоял Мамай. Русскую дружину возглавлял московский князь Дмитрий Иванович.

Князь Дмитрий Иванович и его дружина решили сразиться с монголо-татарами на большом поле между речками Непрядва и Дон (Показ территории на карте). Поле это называлось Куликовым.

Дмитрий Иванович разделил свои отряды на 3 части: в центре находился Большой полк - это пешее войско, вооруженное большое войско. (Вывешивание таблички с новым термином на доску) (демонстрация схемы куликовской битвы). Слева от большого полка стоял — полк левой руки, а справа - полк правой руки (Показ данных флангов на схеме). Ребята, скажите, а почему они так называются? Полк левой и правой руки?

Д: Потому что слева от большого полка находится полк левой руки, справа – полк правой руки.

У: Хорошо, правильно. Перед Большим полком Дмитрий Иванович выстроил передовой отряд ополченцев. Недалеко от речки Непрядвы расположился конный запасной отряд (Демонстрация отряда на схеме). Рядом с Куликовым полем, в лесу, Дмитрий Иванович укрыл засадный отряд.

У: Несметные полчища Мамая тоже подошли к Куликову полю. Силы Мамая во много раз превосходили силы князя Дмитрия.

Мамай построил свои войска в две линии. В первой линии расположилась конница, что такое конница? Кто помнит?

Д: Это войско, в котором для передвижения и проведения боевых действий использовались лошади.

У: (Демонстрация иллюстрации с конницей) Правильно, вот ребята, это конница, в войске монголо-татар они стояли впереди, а за ним стояла пехота. Пехота – это пешие войны, без коней (Вывешивание таблички с новым термином на доску). (демонстрация изображения пехоты)

У: Сражение на поле началось ранним утром 8 сентября 1380 года. (Вывешивание таблички с датой на доску). Давайте с вами запишем дату сражения.

Д: Дети записывают дату в тетрадь.

У: Хорошо. По обычаям бой начинался с поединка двух воинов. (Демонстрация иллюстрации поединка) Выехали навстречу друг другу два богатыря: татарский Челубей и русский Пересвет. И начался между ними поединок. Ударили они одновременно копьями друг в друга и упали замертво. И после этого началась битва, долгая и трудная. И вот, когда русский войска начали отступать, отходить назад, а монголо-татары уже думали, что победили, но в бой вступил запасной отряд русских конников, который сдержал наступление монголо-татар в центре. А затем, из леса вышел засадный отряд и вступил в бой с монголо-татарами. От неожиданного выхода войска монголо-татары растерялись и побежали назад, а вместе с ними побежал с поля Мамай. Русские воины одержали победу, но досталась она дорогой ценой. Сотни воинов погибли в этом кровавом сражении.

За эту великую победу на реке Дон князя Дмитрия Ивановича стали называть Дмитрий Донской, а слава его стала всенародной.

В память об этом великом сражении на Куликовом поле благодарные потомки поставили памятник (Демонстрация иллюстрации с памятником). Это огромная колонна высотой, а внизу на колонне изображен герб Москвы.

ФИЗМИНУТКА

У: Давайте с вами вспомним, о какой битве сегодня на уроке шла речь?

Д: О Куликовской битве.

У: Почему она получила такое название?

Д: Потому что битва проходила на Куликовом поле.

У: Кто участвовал в сражении на Куликовом поле?

Д: Русская дружина во главе с князем Дмитрием Ивановичем и Золотая Орда во главе с Мамаем.

У: Молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на схему битвы. Каким цветом обозначены русские войска?

Д: Красным.

У: А чьи войска обозначены синим цветом?

Д: Войска монголо-татар.

У: Кто выиграл данную битву?

Д: Русские.

У: Почему русский народ победил в Куликовской битве?

Д: Потому что русские использовали засадный отряд, который вышел в тот момент, когда противник уже ослаб и не смог справиться с новым войском.

У: Правильно, молодцы. Я сейчас вам выдам схему битвы на Куликовом поле. Мы сейчас вместе с вами ее заполним. Нам нужно будет раскрасить схему по этапам.

У: Давайте найдем большой полк.

Д: (дети находят, учитель проходит по рядам и проверяет)

У: Молодцы. Давайте раскрасим большой полк красным цветом.

Д: (дети раскрашивают)

У: Теперь, покажите, где находится полк левой руки? (дети находят, учитель проходит по рядам и проверяет) Давайте его раскрасим тоже в красный цвет. Красным цветом у нас будет обозначен русское войско.

У: Какой полк нам остался еще раскрасить?

Д: Полк правой руки.

У: Правильно, давайте его раскрасим. (дети разукрашивает, учитель проходит по рядам и проверяет)

Д: русские войска. Давайте раскрасим.

У: А теперь, синим цветом нужно раскрасить войска монголо-татар. Где находилась монголо-татарская конница?

Д: (дети находят, учитель проходит по рядам и проверяет)

У: Правильно, давайте раскрасим.

Д: Дети раскрашивают.

У: Как называлось пешее войско у монголо-татар?

Д: Пехота

У: Правильно. Давайте раскрасим пехоту тоже в синий цвет.

Д: Дети раскрашивают войска монголо-татар.

У: Кто стоял во главе русского войска?

Д: Князь Дмитрий Иванович

У: Давайте с вами запишем его имя рядом с этим знаком. (Демонстрация знака на схеме)

Д: Выполнение работы.

У: А кто стоял во главе монголо-татар во время Куликовской битвы?

Д: Мамай.

У: Правильно, теперь запишем с вами его имя рядом с таким же значком, но с синим флагом.

У: Молодцы. Ребята, покажите мне, пожалуйста, на ваших схемах, где находился большой полк?

Д: Дети показывает

У: (учитель подходит к каждому и смотрит) Правильно, давайте с вами подпишем Большой полк. А где находился засадный отряд?

Д: Дети показывает

У: (учитель подходит к каждому и смотрит) Правильно, давайте с вами подпишем. Посмотрите пожалуйста внимательно на вашу схему, и скажите мне, кто стоял в первой линии у монголо-татар?

Д: Монгольская конница.

У: Молодцы. А во второй линии кто стоял у монголо-татар?

Д: Пехота монголо-татар.

У: Правильно. Вы сегодня очень хорошо поработали. Мы с вами сегодня познакомились с битвой на Куликовом поле, которая состоялась 8 сентября 1380 г, в которой русские войска одержали победу над монголо-татарами.

Домашнее задание

Домашним заданием будет прочитать учебник на стр. 289- 293 и ответить на вопросы. Выписать понятия, которые написаны на стр. 293 учебника и выучить их.



П́олк Пех́ота

8 сентября 1380 год

Битва на Куликовом поле