03.02.2022
Предмет История
Класс 6-А
Учитель Архипова И.В.
Урок по расписанию 3-й
Тема. Начало объединения русских земель.
Цель: охарактеризовать политическое устройство Северо-Восточной Руси. Выявить особенности борьбы за великое княжение и причины возвышения Москвы. Проанализировать деятельность и методы Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, направленную на объединение земель. Объяснить причины и последствия победы в Куликовской битве.
Задачи:
- показать на примерах, какие ресурсы помогли усилению Москвы и Твери и что стало преимуществом Москвы;
- описать действия московских князей по укреплению своего княжества;
- выявить как отношения с Ордой и православной церковью влияли на процесс объединения и определение его лидера.
Дорогие детки, мы продолжаем работу по изучению истории на дистанции!
Хочу обратить ваше внимание на некоторые моменты:
- записываем дату, тему урока, вид работы;
-основные понятия, термины прошу выделять зеленой ПАСТОЙ;
-на выполнение работы у Вас неделя, если есть уважительная причина, прошу сообщать;
-в ВК я создала сообщество для нашей плодотворной работы, жду Вас!
План работы
В тетрадь прошу записывать виды работ только те, что выделены жирным и подчеркнуты.
Работу оформите следующим образом:
3 февраля
Дистанционный урок № 1
Начало объединения русских земель
1.Устная работа
мы узнаем:
- о действиях Ивана Калиты и Дмитрия Донского по собиранию земель вокруг Москвы, об их отношении с Ордой;
- о борьбе Тверских и московских князей за первенство в процессе объединения земель;
- причины победы русских войск на Куликовом поле;
мы научимся:
- перечислять факторы, оказывающие влияние на действия князей;
- определять, что позволило князю Дмитрию Ивановичу бросить открытый вызов Орде;
мы сможем:
- определить по карте расширение территории московского княжества;
- составить и объяснить по карте схему Куликовского сражения;
- объяснить историческое значение Куликовской битвы, рассказать о деятельности Сергия Радонежского.
ВАЖНО!
Москва
В ходе урока мы постараемся понять, как случилось, что из всех городов Владимиро-Суздальского княжества один из самых небольших и незаметных стал новой столицей объединённого государства. Мы будем говорить о Москве: случайно ли её возвышение и какие из множества факторов стали решающими в её судьбе. При делении между сыновьями Александра Невского Москву получил младший – Даниил Александрович.
Москва и Тверь в середине XIII–XIV в.
Во второй половине XIII в. старые центры Ростов, Суздаль и др. приходили в упадок, два молодых княжества Москва и Тверь соперничали за первенство. Их князья, начиная с Юрия Даниловича и Михаила Тверского, привлекали население, предоставляя льготы переселенцам: освобождая их от государственных налогов и повинностей; накапливали богатства, поскольку оба города располагались на пересечении сухопутных и водных, торговых и военных путей. Три поколения московских и тверских князей демонстрировали сплочённость и преемственность политики. Но историческим победителем оказалась Москва. Значит, её путь был более эффективным и результативным в сравнении с политикой других князей.
2.Информационный блок
1)Прошу Вас ознакомиться с новыми понятиями и записать в тетрадь.
Тезаурус
Калита – старинное русское название денежной сумки, мешка, кошеля.
Темник – начальник войска в Орде. Тьма – 10000 воинов.
Слободы – различные поселения, жители которых временно освобождались от государственных повинностей.
«Великая замятня» в Орде – период борьбы за власть в Орде, когда с 1357 по 1382 гг., сменилось 27 ханов.
2)Просмотрите учебное видео по ссылке:
https://youtu.be/wpok2irPVOg
После просмотра сделайте перерыв с проветриванием помещения и гимнастикой для глаз
3)Изучите теоретический материал учебника параграфов 20-21
Сделайте перерыв с проветриванием помещения и гимнастикой для глаз
На основе прочитанного и учебного видео выполните практическую работу
3.Практическая работа
Задание 1. Прошу ответить на 5 вопросов «ДА» или «НЕТ». В тетрадь записать:
1 -
2 -
3 -
4 -
5 - напротив проставить «ДА» или «НЕТ»
Династия московских князей происходит от младшего сына Александра Невского Даниила | 1 | |
В борьбе за первенство в Северо - Восточной Руси возможности Московского и Тверского княжеств были неравными | 2 | |
С правления Ивана Калиты московский престол стал передаваться по наследству. | 3 | |
Семья московского князя Симеона Гордого и сам князь погибли во время ордынского набега на Москву | 4 | |
Москва стала духовным центром Руси в правление сына Ивана Калиты – Ивана Ивановича Красного | 5 | |
Задание 2. Выпишите из текста название княжества, которое является лишним в ряду.
Центрами объединения русских земель и княжеств в XIII – XIV вв. были: Московское княжество, Рязанское княжество, Тверское княжество, Великое княжество Литовское.
Задание 3 В период правления Ивана I Калиты произошли следующие изменения:
Московское княжество стало сильнейшим на Руси;
московский князь получил право сбора дани с русских земель;
Тверское княжество подчинилось Московскому;
Москва стала церковным центром.
Выпишите из текста изменение, которое является лишним в ряду.
Задание 4 Установите соответствие между именами исторических личностей и фактами их биографии.
1)Иван II Иванович Красный
2)Юрий Данилович
3)Даниил Александрович
4)Иван I Данилович Калита
А)Основатель династии московских князей
Б)Построил дубовый кремль вокруг Москвы
В)Первым из московских князей вступил в борьбе с тверскими князьями за ярлык на великое княжение Владимирские
Г)Московский князь, отец Дмитрия Ивановича Донского
Задание 5 Установите соответствие между именами исторических личностей и событиями, связанными с ними. Герои Куликовской битвы
1)Владимир Храбрый
2)Сергий Радонежский
3)Дмитрий Боброк-Волынский
4)Александр Пересвет
А)Воевода, командовал Засадным полком в Куликовской битве
Б)Русский воин, монах, участник поединка с ордынским богатырём Челубеем в Куликовской битве
В)Иеромонах, благословил русское воинство и князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву
Г)Двоюродный брат князя Дмитрия Ивановича, командовал Засадным полком в Куликовской битве
Обратная связь: сфотографируйте свою работу и пришлите мне на электронную почту. Снимки делайте качественные, чтобы можно было проверить работы.
Адрес эл. почты: [email protected]
Файл подписывайте следующим образом:
история 6-А . 03.02. Иванов
5.Домашняя работа. Необходимо выполнить до следующего урока
1.Откройте учебник «История России» на стр.47, внимательно прочитайте «Изучаем документ» и дайте письменный ответ на вопросы №1 и 2(коротко).
На стр. 55 дайте письменный ответ на вопросы №4 и 5(коротко).
Желаю Вам успехов!