План-конспект урока по истории России в 9 классе Дата проведения_____________
Тема: Александр II.: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г
Цель урока: выявить особенности промышленного переворота в России; сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861 г.; уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.
Планируемые результаты прописаны в КТП (урок №33)
Основные знания: причины проведения реформы отмены крепостного права; роль Александра II в подготовке реформы; основные положения крестьянской реформы; значение отмены крепостного права.
Основные понятия: временнообязанные крестьяне; отрезки; уставные грамоты; мировые посредники.
Основные даты: 19 февраля 1861 г. - отмена крепостного права в России.
Персоналии: Александр II, Я. И. Ростовцев.
Тип урока:урок нового знания
Оборудование урока: учебник под ред.Торкунова, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, рабочий лист
1. Изучение нового материала.
1.1. Мотивационно-целевой этап -5мин
Вопрос: Назовите недостающее звено:
Ремесленные мастерские ------------ мануфактуры-----------???
Когда и при каких обстоятельствах возможно появление фабрик?
Что такое промышленная революция? Была ли она в России?
Каков итог правления Николая 1? (Проигранная Крымская компания (военно-техническая отсталость); незавершенный промышленный переворот; наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.)
Обобщая ответы, учитель отмечает, что Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обращением. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г. «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику.
Об этом мы поговорим сегодня на нашем уроке. Запись темы и определение целей и задач урока.
2.Работа над содержанием нового материала
2. 1.работа в группах
1 группа:экономисты: Сравните экономическое развитие России и передовых стран в 1 половине 19 в
параграф 15 с.112-116
Россия | Страны Европы и США в 1 половине 19 в |
Общая характеристика |
| |
Промышленность |
| |
Сельское хозяйство |
| |
Социальная структура |
| |
2 группа:биографы ( учащимся даётся задание: познакомиться с личностью нового императора.) параграф 16 п.1., доп. материал в рабочем листе
Всесторонне По военному обладал широким кругозором
образован дисциплинирован
Опытен в гос.делах Александр II великодушный
благородный добродушный любящий свой народ
мягкий по натуре прямой
Задание : Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразова-тельной деятельности?
Дополнительный материал
Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это было одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К. К. Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806— 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В. А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Он изучал русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, языки: французский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспитатели отмечали в нем любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами.
С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присутствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам.
ответ на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?
Высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум.
разностороннее образование.
Любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость.
главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели, стремление угодить отцу, заслужить похвалу учителей.
3 группа:историки (с118-119 п.2, 3)
1.Предпринимались ли в России попытки решить крестьянский вопрос?
Павел | Александр 1 | Николай 1 |
| | |
2.Причины отмены крепостного права:
Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства.
Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер.
Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне.
В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.
На рубеже 50-60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.
3.Как шла подготовка реформы?
4 группа:реформаторы (учебник с 119-121, п.4,5)
1.Основные положения реформы.
2.Значение реформы. Какова была роль Александра II в отмене крепостного права.
Положительные (прогрессивные) черты | Отрицательные черты |
1.Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок развитию экономики страны. 2. Отмена крепостного права изменила социаль-ную структуру общества и поставила вопрос о необходимости других реформ. | Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и безземелье крестьян. С того времени аграрный вопрос становится основным в деревне. |
4.Итог урока. Рефлексия. Оценивание за урок
5.Домашнее задание: повт пар.15; выучить пар.16; *с.123 «Думаем...» вопрос №6
Спасибо за урок!
Рабочий лист Работа в группах: 1 группа:экономисты: Сравните экономическое развитие России и передовых стран в 1 половине 19 в (параграф 15 с.112-116)
Россия | Страны Европы и США в 1 половине 19 в |
Общая характеристика |
| |
Промышленность |
| |
Сельское хозяйство |
| |
Социальная структура |
| |
2 группа:биографы ( учащимся даётся задание: познакомиться с личностью нового императора.) параграф 16 , доп. материал в рабочем листе
Задание : Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразова-тельной деятельности?
Дополнительный материал
Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это было одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К. К. Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806— 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В. А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Он изучал русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, языки: французский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспитатели отмечали в нем любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами.
С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присутствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам.
3 группа:историки (с.118-119 п.2, 3)
1.Предпринимались ли в России попытки решить крестьянский вопрос?
Павел | Александр1 | Николай 1 |
| | |
2.Причины отмены крепостного права:
3.Как шла подготовка реформы?
4 группа:реформаторы (учебник с 119-121, п.4,5)
1.Основные положения реформы
2.Значение реформы. Какова была роль Александра II в отмене крепостного права.
Положительные (прогрессивные) черты | Отрицательные черты |
| |