СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России на тему "Александр II: начало правления.Крестьянская реформа 1861 г."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке применена  группая форма работы. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России на тему "Александр II: начало правления.Крестьянская реформа 1861 г."»

План-конспект урока по истории России в 9 классе Дата проведения_____________

Тема: Александр II.: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г

Цель урока: выявить особенности промышленного переворота в России; сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861 г.; уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.

Планируемые результаты прописаны в КТП (урок №33)

Основные знания: причины проведения реформы отмены крепостного права; роль Александра II в подготовке реформы; основные положения крестьянской реформы; значение отмены крепостного права.

Основные понятия: временнообязанные крестьяне; отрезки; уставные грамоты; мировые посредники.

Основные даты: 19 февраля 1861 г. - отмена крепостного права в России.

Персоналии: Александр II, Я. И. Ростовцев.

Тип урока:урок нового знания

Оборудование урока: учебник под ред.Торкунова, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, рабочий лист

1. Изучение нового материала.

1.1. Мотивационно-целевой этап -5мин

Вопрос: Назовите недостающее звено:

  • Ремесленные мастерские ------------ мануфактуры-----------???

  • Когда и при каких обстоятельствах возможно появление фабрик?

  • Что такое промышленная революция? Была ли она в России?

  • Каков итог правления Николая 1? (Проигранная Крымская компания (военно-техническая отсталость); незавершенный промышленный переворот; наличие социальных противоречий (крестьянские бунты и др.)

Обобщая ответы, учитель отмечает, что Николай I, умирая, сказал своему сыну: «Сдаю тебе команду не в лучшем виде». И действительно, Александр вступил на престол в феврале 1855 г., в самый разгар Крымской войны, из которой Россия вышла изнуренная неравной борьбой, с истощенными финансами и подорванным денежным обращением. Увеличивающийся год от года дефицит бюджета (к 1856 г. он составил 307 млн руб.) поставил страну на грань финансового кризиса. На международной арене Россия оказалась в изоляции, чему свидетельствовали ход Крымской войны и условия Парижского договора 1856 г. В обществе началось брожение. Видный чиновник П. А. Валуев записал в своем дневнике 17 ноября 1855 г. «Озлобление против порядков беспредельное и всеобщее». М. П. Погодин свидетельствовал: «Прежняя система отжила свой век». Александру II потребовалось в этих сложных внутри- и внешнеполитических условиях формировать свою политику.

Об этом мы поговорим сегодня на нашем уроке. Запись темы и определение целей и задач урока.


2.Работа над содержанием нового материала

2. 1.работа в группах

1 группа:экономисты: Сравните экономическое развитие России и передовых стран в 1 половине 19 в

параграф 15 с.112-116

Россия

Страны Европы и США в 1 половине 19 в

Общая характеристика



Промышленность



Сельское хозяйство



Социальная структура




2 группа:биографы ( учащимся даётся задание: познакомиться с личностью нового императора.) параграф 16 п.1., доп. материал в рабочем листе



Всесторонне По военному обладал широким кругозором

образован дисциплинирован

Опытен в гос.делах Александр II великодушный


благородный добродушный любящий свой народ


мягкий по натуре прямой


Задание : Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразова-тельной деятельности?

Дополнительный материал

Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это было одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К. К. Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806— 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В. А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Он изучал русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, языки: французский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспи­татели отмечали в нем любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами.

С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присутствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам.

ответ на вопрос: Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразовательной деятельности?

  • Высоконравственность и доброта, волевые качества и яркий ум.

  • разностороннее образование.

  • Любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость.

  • главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели, стремление угодить отцу, заслужить похвалу учителей.


3 группа:историки (с118-119 п.2, 3)

1.Предпринимались ли в России попытки решить крестьянский вопрос?

Павел

Александр 1

Николай 1





2.Причины отмены крепостного права:

  • Крепостные крестьяне не были заинтересованы в результатах труда на земле помещика, поэтому снижался уровень сельскохозяйственного производства.

  • Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию промышленности. Наемными рабочими на предприятиях выступали крестьяне-отходники, труд которых не был квалифицированным и имел сезонный характер.

  • Необходимость отмены крепостного права показало поражение в Крымской войне.

  • В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.

  • На рубеже 50-60 гг. XIX в. усиливается крестьянское движение в крепостной деревне.

3.Как шла подготовка реформы?


дата

Событие

Результат





4 группа:реформаторы (учебник с 119-121, п.4,5)

1.Основные положения реформы.

2.Значение реформы. Какова была роль Александра II в отмене крепостного права.

 

Положительные (прогрессивные) черты

Отрицательные черты

1.Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наемного труда в промышленности. Это дало толчок развитию экономики страны.

2. Отмена крепостного права изменила социаль-ную структуру общества и поставила вопрос о необходимости других реформ.

Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и безземелье крестьян. С того времени аграрный вопрос становится основным в деревне.


4.Итог урока. Рефлексия. Оценивание за урок

5.Домашнее задание: повт пар.15; выучить пар.16; *с.123 «Думаем...» вопрос №6


Спасибо за урок!


























Рабочий лист Работа в группах: 1 группа:экономисты: Сравните экономическое развитие России и передовых стран в 1 половине 19 в (параграф 15 с.112-116)

Россия

Страны Европы и США в 1 половине 19 в

Общая характеристика



Промышленность



Сельское хозяйство



Социальная структура




2 группа:биографы ( учащимся даётся задание: познакомиться с личностью нового императора.) параграф 16 , доп. материал в рабочем листе

Задание : Какие черты личности императора, на ваш взгляд, позволили ему приступить к преобразова-тельной деятельности?

Дополнительный материал

Александр II родился 17 апреля 1818 г., наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это было одним из первых сильных впечатлений мальчика. Его воспитанием с семи лет занимался капитан К. К. Мердер, боевой офицер, награжденный за храбрость, проявленную под Аустерлицем, участник всех битв кампании 1806— 1807 гг. Современники отмечали его высоконравственность и доброту, волевые качества и яркий ум. Другим наставником наследника престола был поэт В. А. Жуковский, который составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образование. Он изучал русский язык, историю, географию, статистику, этнографию, логику, философию, математику, естествознание, физику, минералогию, геологию, языки: французский, немецкий, английский, польский. Будущий император занимался рисованием, музыкой, гимнастикой, фехтованием, плаванием, танцами, чтением-декламацией. Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», «наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века». Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспи­татели отмечали в нем любезность, общительность, хорошие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанника Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслужить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, маневрами, парадами.

С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседаниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присутствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председателем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность крепостническим порядкам.


3 группа:историки (с.118-119 п.2, 3)

1.Предпринимались ли в России попытки решить крестьянский вопрос?

Павел

Александр1

Николай 1




2.Причины отмены крепостного права:

3.Как шла подготовка реформы?

дата

Событие

Результат





4 группа:реформаторы (учебник с 119-121, п.4,5)

1.Основные положения реформы

2.Значение реформы. Какова была роль Александра II в отмене крепостного права.

Положительные (прогрессивные) черты

Отрицательные черты