2018 г.
Урок изобразительного искусства на тему «Волшебные фонари» включен в раздел «Искусство на улицах твоего города» программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б.М Неменского .Для реализации программного содержания используется учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас.
3 класс». Авторы: Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др.
под ред. Б.М Неменского.
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями:
Структура урока соответствует типу урока и возрастным особенностям учащихся.
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности и повышения качества образования.
Цели деятельности педагога | познакомить с образным решением фонарей в парках, на улице, у театральных подъездов как элементов эстетической организации среды; продолжать учить рисовать гуашевыми красками, графически изображать и конструировать формы фонаря из бумаги ; расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли человека в преобразовании этого мира; развивать творческую индивидуальность детей, их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной и поисковой работе. |
Тип урока | Урок изучения новых знаний. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - расширять свои представления о разнообразии форм фонарей и различии их эмоционального звучания; - учиться работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для изображения или конструирования фонарей; - усвоить суть понятий «фонарь», «фонарщик», «симметрия», «декор» , « Метапредметные Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. Личностные: формировать мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; отзывчивость к красоте родного города; понимание красоты как ценности; потребность в художественном творчестве и в общении с искусством; |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Термины : фонарь, фонарщик, симметрия, декор, пуатилизм . |
Образовательные ресурсы | Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация, модели фонарей. Музыкальный ряд: А. Рыбников «Песня фонарщиков» из к/ф «Приключения Буратино» |
Оборудование | УМК: учебник «Изобразительное искусство» 3 класс под редакцией Б.М. Неменского , Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, простой карандаш, гуашь, ватные палочки, стаканчик с водой. |
Результат этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающихся | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель этапа: формирование и развитие ценностных ориентиров к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. |
Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Организует ситуацию самооценки с обучающимися, готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. Прозвенел звонок для нас, Вы вошли тихонько в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Проверьте глазами свои рабочие места. На партах: альбомный лист с работой на предыдущем уроке. Простой карандаш, цветная бумага, ножницы, гуашь ,ватные палочки -2,стаканчик с водой. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | Личностные: формируют мотивационную основу учебной деятельности; |
2. Актуализация знаний, мотивация. Цель этапа: Определение границ знания и незнания | |
Осознание необходимости получения новых знаний. . | Ребята, что вы изучали на прошлом уроке? (Выполняли ажурные ограды из бумаги) - Почему ограды называются ажурными? (Потому что они по форме напоминают кружевные салфетки, они узорные и похожи на паутину). (СЛАЙДЫ 1,2) - Для чего нужны ажурные ограды? (Для украшения города, чтоб улицы были более красивыми) - Давайте посмотрим несколько фотографий на слайде, узнаем о еще одном украшении нашего города. - Обратите внимание: Какой общий элемент декора и украшения на улицах города вы видели? Демонстрация слайдов с улицами и площадями родного города. (СЛАЙД 3 ) -Где вы видели фонари в нашем городе? | Активно слушают, отвечают на вопросы, оценивают | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться |
3. Постановка учебной задачи. Цель этапа: Формирование и развитие ценностных ориентиров к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. |
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | -Как вы думаете, какова тема урока? (СЛАЙД 4) -Что бы вы хотели узнать, чтобы начать работу? -Какие цели мы поставим перед собой? (познакомиться с историей возникновения фонарей; их видами и формами; придумать и нарисовать свой фонарь) (учебник с.60-61) Сегодня будем изображать уличные фонари. Узнаем их историю. Попробуем придумать и изобразить свой уличный фонарь. | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. | Регулятивные: определяют тему на уроке с помощью учителя Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме |
4. Решение учебной задачи. Цель этапа: Формирование и развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. |
Новое знание: история появления уличного фонаря, знакомство с новым приемом и средством работы с гуашью - пуантилизм | Знакомство с историей фонаря, со значение слова «фонарь». (Презентация. Рассматривание иллюстраций.) -Что означает это слово фонарь? Смотрим значения слова по словарю С. И.Ожегова(Осветительный прибор в виде шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света). Слово «фонарь» произошло от греческого «фанарион», «фанос» -т.е. светочь, факел. (СЛАЙД 5) -Как раньше освещались улицы в городах? - Откуда они пришли к нам? Рассказ о возникновении уличных фонарей (СЛАЙДЫ 6-16) Физкультминутка Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть -Уличные фонари на улицах и парках бывают разной формы. Отчего зависит форма фонаря? От дизайна. (СЛАЙД 17) Фонари бывают разные: с необычными украшениями, с подвесами, с различными завитками и др.. (СЛАЙД 18) -Как вы думаете, где их можно установить? (у аптеки, около цирка, на берегу, у кафе и ателье ) (СЛАЙД 19) Что у них общего? Основные детали фонаря: Основание; столб; кронштейн; плафон; шпиль.  (СЛАЙД 20)
| Открытие обучающимися нового знания. Объясняют слово фонарь Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. сами рассказывают историю фонаря. Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения Анализируют новые сведения об элементах фонаря. | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке архитектурных сооружений, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об улицах родного города; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, учебника из собственного жизненного опыта) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Цель этапа: Формирование и развитие ценностных отношений к закреплению знаний и способов действий. | |
Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | Сейчас каждый из вас превратится в художника-дизайнера. И вашей задачей будет создание фонаря. Постарайтесь найти свой образ фонаря. -Каждый из вас превратится в художника. Сегодня мы будем работать в парах Прежде, чем мы приступим к работе, мы должны подумать, что нам поможет достигнуть успеха? Дружба, умение договариваться, доказывать свою точку зрения, совместно оформить 1 группа : ватными палочками и гуашью. Прием, с которым мы познакомимся называется пуантилизм. Появился он в конце 19 века во Франции. (СЛАЙД 21)  С французского – точечность – стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками, точками. (показ) 2 группа: аппликация из цветной бумаги, используя прием симметрии. Что такое двусторонняя симметрия? Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой – либо плоскости выглядят одинаково. (СЛАЙД 22) Выполняем работу из цветной бумаги. Выбираем, какого цвета будет фонарь. Сгибаем выбранную цветную бумагу пополам. Выполняем рисунок ( половина фонаря по вертикали). Вырезаем, раскрываем и получается цельный фонарь. Затем, вмести с товарищем, приклеиваем фонари на свою картину. Работу выполняем в паре. Посмотрите, какой фонарь у меня получился. Покажите свои. - Ребята, теперь отложите свои фонари на край парты. Посмотрите, как я буду приклеивать фонарь к цветной бумаге. Выполнив свой фонарь из бумаги, сделайте также. Вспомните правила работы в группе. Распределите роли. Следите за временем. Приступайте. Во время работы обращайтесь за помощью сначала к товарищам, потом ко мне. Вспоминаем технику безопасности при работе с ножницами. (звучит музыка) | Творческая практическая деятельность. Применение графических материалов и выразительных средств в творческой работе. | Познавательные: применяют полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка |
6. Оценка. Цель этапа: Формирование и развитие ценностных отношений к самооценке знаний и способов действий. | |
Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. | Самостоятельная работа -Какие красивые фонари у вас получились! Достигли мы нашей цели урока? Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) -Если бы ваш волшебные фонари могли разговаривать, что бы они вам сказали? Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. (СЛАЙДЫ 23,24) | Выставка рисунков. (самоце-нивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ. | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного города с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: оценивают свою работу |
7. Итог. Рефлексия деятельности. Цель этапа: Формирование и развитие ценностных отношений к умению анализировать и осмысливать свои достижения. |
Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Беседа по вопросам: - С каким приемом изоискусства вы сегодня познакомились? - Что нового узнали из истории уличного фонаря? | Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ. Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. | Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного города с оценкой увиденного в произведениях искусства. Регулятивные: оценивают свою работу |
8. Домашнее задание. Цель этапа: Формирование и развитие ценностных отношений к обобщению знаний и способов действий, применение усвоенных на уроке способов действий. |
Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Выполните работу в изученных техниках или в объеме (учебник с. 62) СЛАЙД 25  | Запись д/з в дневник. | Познавательные: применяют полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. |
В древности улицы освещались факелами, закрепленными на стенах домов, но только по торжественным случаям.
Первые попытки использовать уличное освещение на городских улицах относятся к началу 15 века.
Затем их инициативу перехватили французы. В начале 16 столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При короле Людовиге 14 Париж наполнился огнями фонарей. «Король Солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. Именно поэтому его царствование некоторые ученые называют «блестящим».
Вначале фонари были только масляные. Но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые. Светили они тускло, иногда их ради экономии зажигали позже. А гасили раньше времени. Следили за этим специальные люди – фонарщики.