СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ИЗО "Волшебные фонари"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства  на тему «Волшебные фонари» включен в раздел «Искусство на улицах твоего города»  программы  «Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б.М Неменского .Для реализации программного содержания используется учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас.

3 класс». Авторы: Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др.

под ред. Б.М Неменского.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ИЗО "Волшебные фонари"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУРЗИЦКАЯ ШКОЛА













КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ:

«ВОЛШЕБНЫЕ ФОНАРИ»


Автор: Жиндарова Наталья Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ Мурзицкой школы

Возраст: ученики 3 класса

















2018 г.

Аннотация.


Урок изобразительного искусства на тему «Волшебные фонари» включен в раздел «Искусство на улицах твоего города» программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» Б.М Неменского .Для реализации программного содержания используется учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас.

3 класс». Авторы: Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др.

под ред. Б.М Неменского.

На изучение данной темы отводится 1 час.(урок №12)

Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями:

  • познакомить с образным решением фонарей в парках, на улице, у театральных подъездов как элементов эстетической организации среды;

  • продолжать учить рисовать гуашевыми красками, графически изображать и, конструировать формы фонаря из бумаги ;

  • расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли человека в преобразовании этого мира;

  • развивать творческую индивидуальность детей, их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной и поисковой работе.

Тип урока : комбинированный

Структура урока соответствует типу урока и возрастным особенностям учащихся.

На уроке использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

-словесные

- наглядные

- практические

по виду учебной деятельности:

- частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный

Формы организации взаимодействия: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности и повышения качества образования.


Технологическая карта урока.


Цели деятельности педагога

  • познакомить с образным решением фонарей в парках, на улице, у театральных подъездов как элементов эстетической организации среды;

  • продолжать учить рисовать гуашевыми красками, графически изображать и конструировать формы фонаря из бумаги ;

  • расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли человека в преобразовании этого мира;

  • развивать творческую индивидуальность детей, их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной и поисковой работе.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:

- расширять свои представления о разнообразии форм фонарей и различии их эмоционального звучания;

- учиться работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для изображения или конструирования фонарей;

- усвоить суть понятий «фонарь», «фонарщик», «симметрия», «декор» , «

Метапредметные

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Личностные: формировать мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; отзывчивость к красоте родного города; понимание красоты как ценности; потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Термины : фонарь, фонарщик, симметрия, декор, пуатилизм .

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация, модели фонарей.

Музыкальный ряд: А. Рыбников «Песня фонарщиков» из к/ф «Приключения Буратино»

Оборудование

УМК: учебник «Изобразительное искусство» 3 класс под редакцией Б.М. Неменского ,

Доска, компьютер, проектор.

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, простой карандаш, гуашь, ватные палочки, стаканчик с водой.

















Организация урока.



Результат этапа

Взаимодействие в образовательном процессе


Действия педагога

Действия обучающихся

Универсальные
учебные действия

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель этапа: формирование и развитие ценностных ориентиров к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Организует ситуацию самооценки с обучающимися, готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.


Прозвенел звонок для нас,

Вы вошли тихонько в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Проверьте глазами свои рабочие места. На партах: альбомный лист с работой на предыдущем уроке. Простой карандаш, цветная бумага, ножницы, гуашь ,ватные палочки -2,стаканчик с водой.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

Личностные: формируют мотивационную основу учебной деятельности;

2. Актуализация знаний, мотивация. Цель этапа: Определение границ знания и незнания


Осознание необходимости получения новых знаний.

.

Ребята, что вы изучали на прошлом уроке? (Выполняли ажурные ограды из бумаги)

- Почему ограды называются ажурными? (Потому что они по форме напоминают кружевные салфетки, они узорные и похожи на паутину). (СЛАЙДЫ 1,2)

- Для чего нужны ажурные ограды? (Для украшения города, чтоб улицы были более красивыми)

- Давайте посмотрим несколько фотографий на слайде, узнаем о еще одном украшении нашего города.

- Обратите внимание: Какой общий элемент декора и украшения на улицах города вы видели?

Демонстрация слайдов с улицами и площадями родного города. (СЛАЙД 3 )

-Где вы видели фонари в нашем городе?

Активно слушают, отвечают на вопросы, оценивают














Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

3. Постановка учебной задачи. Цель этапа: Формирование и развитие ценностных ориентиров к умению определять

и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.


-Как вы думаете, какова тема урока? (СЛАЙД 4)

-Что бы вы хотели узнать, чтобы начать работу?

-Какие цели мы поставим перед собой? (познакомиться с историей возникновения фонарей; их видами и формами; придумать и нарисовать свой фонарь)

(учебник с.60-61)

Сегодня будем изображать уличные фонари. Узнаем их историю.

Попробуем придумать и изобразить свой уличный фонарь.

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.






Регулятивные: определяют тему на уроке с помощью учителя


Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме


4. Решение учебной задачи. Цель этапа: Формирование и развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной

деятельности по открытию нового знания.


Новое знание: история появления уличного фонаря, знакомство с новым приемом и средством работы с гуашью - пуантилизм

Знакомство с историей фонаря, со значение слова «фонарь». (Презентация. Рассматривание иллюстраций.)

-Что означает это слово фонарь? Смотрим значения слова по словарю С. И.Ожегова(Осветительный прибор в виде шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света). Слово «фонарь» произошло от греческого «фанарион», «фанос» -т.е. светочь, факел. (СЛАЙД 5)

-Как раньше освещались улицы в городах?

- Откуда они пришли к нам?

Рассказ о возникновении уличных фонарей

(СЛАЙДЫ 6-16)

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть


-Уличные фонари на улицах и парках бывают разной формы. Отчего зависит форма фонаря? От дизайна.

(СЛАЙД 17)


Фонари бывают разные: с необычными украшениями, с подвесами, с различными завитками и др..

(СЛАЙД 18)


-Как вы думаете, где их можно установить?

(у аптеки, около цирка, на берегу, у кафе и ателье )

(СЛАЙД 19)


Что у них общего?

Основные детали фонаря: Основание; столб; кронштейн; плафон; шпиль.

(СЛАЙД 20)





Открытие обучающимися нового знания.

Объясняют слово фонарь

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.

сами рассказывают историю фонаря.







Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения

Анализируют новые сведения об элементах фонаря.


Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке архитектурных сооружений, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме об улицах родного города; осуществляют
поиск существенной информации (из рассказа
учителя, учебника из собственного жизненного опыта) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их



5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Цель этапа: Формирование и развитие ценностных отношений к закреплению знаний и способов действий.


Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.


Сейчас каждый из вас превратится в художника-дизайнера. И вашей задачей будет создание фонаря. Постарайтесь найти свой образ фонаря.

-Каждый из вас превратится в художника. Сегодня мы будем работать в парах

Прежде, чем мы приступим к работе, мы должны подумать, что нам поможет достигнуть успеха?

Дружба, умение договариваться, доказывать свою точку зрения, совместно оформить

1 группа : ватными палочками и гуашью.

Прием, с которым мы познакомимся называется пуантилизм. Появился он в конце 19 века во Франции.

(СЛАЙД 21)

С французского – точечность – стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками, точками. (показ)


2 группа: аппликация из цветной бумаги, используя прием симметрии. Что такое двусторонняя симметрия?

Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой – либо плоскости выглядят одинаково. (СЛАЙД 22)


Выполняем работу из цветной бумаги. Выбираем, какого цвета будет фонарь. Сгибаем выбранную цветную бумагу пополам. Выполняем рисунок ( половина фонаря по вертикали). Вырезаем, раскрываем и получается цельный фонарь. Затем, вмести с товарищем, приклеиваем фонари на свою картину. Работу выполняем в паре. Посмотрите, какой фонарь у меня получился. Покажите свои.

- Ребята, теперь отложите свои фонари на край парты. Посмотрите, как я буду приклеивать фонарь к цветной бумаге. Выполнив свой фонарь из бумаги, сделайте также. Вспомните правила работы в группе. Распределите роли. Следите за временем.

Приступайте. Во время работы обращайтесь за помощью сначала к товарищам, потом ко мне. Вспоминаем технику безопасности при работе с ножницами. (звучит музыка)






Творческая практическая деятельность.

Применение графических материалов и выразительных средств в творческой работе.






Познавательные: применяют полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

6. Оценка. Цель этапа: Формирование и развитие ценностных отношений к самооценке знаний и способов действий.


Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Самостоятельная работа

-Какие красивые фонари у вас получились!

Достигли мы нашей цели урока?

Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

-Если бы ваш волшебные фонари могли разговаривать, что бы они вам сказали?


Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.


Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (СЛАЙДЫ 23,24)


Выставка рисунков. (самоце-нивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного города с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

7. Итог. Рефлексия деятельности. Цель этапа: Формирование и развитие ценностных отношений к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Беседа по вопросам:

- С каким приемом изоискусства вы сегодня познакомились?

- Что нового узнали из истории уличного фонаря?



Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ. Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного города с оценкой увиденного в произведениях искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу

8. Домашнее задание. Цель этапа: Формирование и развитие ценностных отношений к обобщению знаний и способов действий, применение усвоенных на уроке способов действий.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Выполните работу в изученных техниках или в объеме (учебник с. 62)

СЛАЙД 25

Запись д/з в дневник.

Познавательные: применяют полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.



Приложение 1.

История возникновения фонарей.

В древности улицы освещались факелами, закрепленными на стенах домов, но только по торжественным случаям.

Первые попытки использовать уличное освещение на городских улицах относятся к началу 15 века.

В 1417 году мэр(градоначаньник) Лондона Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в столице.

Затем их инициативу перехватили французы. В начале 16 столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При короле Людовиге 14 Париж наполнился огнями фонарей. «Король Солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. Именно поэтому его царствование некоторые ученые называют «блестящим».


В России первым городом, где появились фонари стал Петербург.

4 декабря 1706 года в день празднования победы над шведами, по указанию Петра I на фасадах улиц, выходящих на Петропавловскую крепость были вывешены уличные фонари. После смерти Петра его новшество на некоторое время забыли, но при Екатерине Великой фонари появились снова. Освещение столицы было прибыльным делом, им занимались купцы. Они получали премию (денежную) за каждый горящий фонарь. Поэтому фонарей в городе становилось все больше.

Вначале фонари были только масляные. Но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые. Светили они тускло, иногда их ради экономии зажигали позже. А гасили раньше времени. Следили за этим специальные люди – фонарщики.

В 1874 году на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажегся электрический фонарь. Его создатель российский изобретатель Александр Ладыгин. Именно на этом месте и открылся музей фонарей под открытым небом. Там же был установлен памятник фонарщику.






12