III. Введение в тему урока. | Ребята, послушайте внимательно отрывок из стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Неохотно и несмело…», и постарайтесь узнать, какое природное явление описал поэт. Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под …. Верно, в стихотворении говорится о грозе. А с помощью чего поэт создает картину грозы? Правильно, в литературе поэт описывает мир при помощи слов. |
V. Первичное усвоение новых знаний. | 1. Объяснение нового материала -Ребята, а благодаря чему живопись предстает перед нами? -Правильно, в живописи, действительность предстает перед нами благодаря цвету. Окружающий нас мир окрашен не только в яркие цвета, которые все мы очень любим, он гораздо сложнее и красочнее. Художник не сможет написать правдивые образы природы в различных состояниях без белой и черной краски. С помощью этих красок получаются сложные цветовые сочетания — от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных. Давайте вместе окунемся в волшебный мир цвета с помощью сказки. Жили-были на свете две красочки-сестрички — черная и белая. Белая была нежна и приветлива, а черная — словно горем убитая. Так и жили сестрицы, изредка появляясь друг у друга в гостях. Обе любили прогулки среди природы. Там, где появлялась белая, сразу изменялся цвет травы, цветов, неба, бабочек, листьев, становясь... -Помогайте мне, ребята! Там, где проходила черная краска, все вокруг приобретало… -Включайтесь в игру-сказку, отвечайте! И вот однажды во владениях двух сестер появился странствующий художник. Посмотрел он на работу белой красочки и сказал:«Сколько света, нежности и легкости!» А к черной красочке обратился со словами: «Хоть ты и печальна, и сумрачна, но все же по-своему прекрасна и потому нужна людям. Вы совершенно разные, но вам не прожить друг без друга. Если будете всегда вместе, то очень сильно поможете нам, художникам. Сила ваша — в дружбе со всеми красками. И с тех пор белая и черная краски всегда вместе. Для всех художников это самые главные, важные и дорогие краски, с помощью которых можно делать настоящие чудеса в искусстве. Не верите мне? Давайте убедимся в этом, рассмотрев репродукции картин И. Левитана «Буря. Дождь» и И. Айвазовского «Девятый вал». - Как вы считаете, какие природные явления изобразили художники на своих картинах? -Все верно, а теперь посмотрите на эти репродукции – что изображено здесь? А.К.Саврасов "Гроза", Батурин Виктор Павлович « Гроза» Гроза - красивое, но опасное явление природы. В древности люди не могли объяснить, почему бывают грозы. Они считали, что бог Перун ездит по небу в грохочущей колеснице и в гневе кидает на землю камни и огненные стрелы. Молнию мы видим на небе как зигзаг, который на миг пронзает воздух. Это особенно хорошо заметно, если гроза случается ночью. А что такое метель, вьюга, пурга, ураган, тайфун, буря? Как можно показать ветер на рисунке? Покажите, как наклоняются деревья, травы и цветы. - Благодаря цвету |
Физкультминутка | Так, ребята, давайте теперь мы с вами немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Капля первая упала –кап! (Сверху пальцем показывают траекторию). И вторая прибежала – кап! (Движения капли, глазами вверх.) Мы на небо посмотрели (Смотрят вверх.) Капельки «кап-кап» запели, Намочились наши лица, Мы их вытирали. (Вытирают» лицо руками.) Туфли – посмотрите – Мокрыми все стали. (Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.) Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем. (Движения плечами.) От дождя убежим, Под кусточком посидим. (Приседают, поморгать глазами.) - Присаживайтесь. |
V.Творческая практическая деятельность учащихся. | 1.Объяснение последовательности работы Сейчас я покажу вам, как нужно изображать природную стихию. А вы внимательно меня слушайте и наблюдайте! (Показ сопровождается эмоциональным рассказом). Пронзительная синева небес с белыми кудрявыми, как барашки, облачками. Разве можно представить ясное небо без сияния солнца? Вот оно выглянуло из-за облачка и окрасило его в золотистые тона. Но вдруг, откуда ни возьмись, появилась темная зловещая туча, за ней другая, третья. — Без какой краски нам не обойтись, ребята? – Верно! Только мы не будем писать тучу одной черной краской, а будем смешивать ее с другими цветами. (Учитель рисует черное пятно, распространяя его по листу). -Вот тучи, как хищные звери, устремились к солнышку, спешат проглотить его. Пронзительная, как стрела, молния прочертила яркой линией пространство неба. Столкнулись грозные тучи. Трах-тарарах... Громкие раскаты грома заполнили тишину небес, и вслед за громом пролился на землю дождь. - Какой краской мы нарисуем дождь? -Правильно! Рисуем его белой краской, стремительными линиями.(Рисует белыми красками). Образ стихии завершен. Главное, помните, что черный цвет — это сажа, мощная и сильная краска, способная поглотить любой цвет, если ее чрезмерно взять на кисть. Напротив, белая — легкая, нежная и слабая, к ней необходимо бережное отношение. Прикасаясь к ней, кисть должна быть чистой. Иначе, если на кисти окажется хоть немного какой-либо краски, она тут же испортит белую. Не забывайте, что, изображая, например, траву, мы не только пользуемся готовым зеленым цветом, но и добавляем к нему синий, желтый, красный, белый. 2. Самостоятельная работа учащихся - Ребята, а теперь попробуйте изобразить природные стихии самостоятельно! Вы можете изобразить грозу, дождь, бурю, а кто-то, может быть, захочет изобразить метель или извержение вулкана! - По завершению работы вы сможете представить их всему классу, а мы с остальными ребятами оценим вашу работу. Пожалуйста, приступайте. Во время работы обучающихся учитель проходит и помогает им в оформлении. Самостоятельно выполняют работу. |
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. | 1.Организация и обсуждение выставки работ детей. Ребята, я смотрю, вы уже закончили рисовать, а теперь давайте создадим выставку наших «картин». Выходите, пожалуйста, по очереди к доске и магнитами прикрепить свои рисунки. А затем присаживайтесь на место. Посмотрите, какие разные и по-своему красивые получились у нас «картины»! Вы согласны со мной? Расскажите мне, кто что изобразил? -Молодцы! А теперь внимательно рассмотрите все рисунки, слушая стихотворение А. Барто. -Что мы можем сказать об этих работах? Учитель предлагает оценить работы обучающихся, выстраивая с ними конструктивный диалог. Просмотр выставки сопровождается чтением стихотворения А. Барто. Люди спят, и птицы спят — Тишина полная. Осветила темный сад Молния! Молния! Сильный ветер на кусты Налетел волнами, И опять из темноты Молнии! Молнии! Ветер, ветер — ураган, Бьет деревья по ногам, И стволы трещат, И трепещет сад. Дождь, дождь льет, В барабаны бьет. Гром гремит, грохочет гром. Молния! Молния! Опалила клен. Ураганом сломанный, Наклонился он. -Ребята, согласитесь, всем нам очень приятно смотреть на замечательные работы друг друга! Вы все очень умело использовали черную и белую краску. Создание детьми выставки рисунков на доске. 2. Итог урока Вот и подошел к концу наш урок, давайте вспомним, как изменится цвет, если добавить в него черный? Что произойдет, если смешать любой цвет с белым? - Молодцы. Мне было очень приятно вести у вас урок. А теперь давайте дружно уберем свое рабочее место! |