Урок 2
Гуашь. добавление белой и черной краски.
Природная стихия
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со средствами художественной выразительности с целью передачи состояния природы; содействовать формированию навыков работы с гуашью, воспитанию бережного отношения к природе, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь; способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать свой рисунок и рисунок товарища.
Оборудование:
••для учителя: гуашь, листы бумаги, А. Вивальди «Лето. Гроза», репродукции: И. Левитан «Перед грозой» (1890), В. Путинцев «Лето в зените», И. Айвазовский «Буря на море» (1850), «Радуга» (1873), «Море» (1864);
••для учащихся: рабочая тетрадь, гуашь, кисти, палитра.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
– Сегодня на уроке у нас есть два помощника:
и
краски. Они нам расскажут о себе и помогут при создании образов.
– Подумайте, что символизирует
цвет? (Чистоту, верность, добро.)
– Что символизирует
цвет? (Войну, страх, горе, тревогу, печаль.)
– Я желаю, чтобы у вашего настроения сегодня были нотки белого цвета, вам все удастся, и у вас все получится.
II. Постановка учебной задачи.
– Мир, который нас окружает, хранит много тайн. Сегодня постараемся открыть некоторые из них. Мы поговорим о том, как можно передать средствами художественной выразительности различные состояния природы.
III. Изучение нового материала.
– Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева и определите, какое природное явление он описал в своем стихотворении. (Непогоду, грозу, бурю.)
Под дыханьем непогоды, Сыплет искры золотые,
Вздувшись, потемнели воды Сеет розы огневые,
И подернулись свинцом – И – уносит их поток...
И сквозь глянец их суровый Над волной темно-лазурной
Вечер пасмурно-багровый Вечер пламенный и бурный
Светит радужным лучом, Обрывает свой венок...
– При помощи чего поэт создает картину непогоды? (При помощи слов.)
– Я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение А. Вивальди «Лето. Гроза». Как непогоду передает музыкант?
– Какие ноты использовал Вивальди? (Через музыку передана непогода, использованы тревожные ноты, громкие звуки.)
– Посмотрите на репродукции картин И. Левитана «Перед грозой» и И. Айвазовского «Буря на море» («Радуга», «Море») (Приложение 1). При помощи чего художники изобразили грозу, шторм? (При помощи цвета.)
– Какие краски добавляли художники, чтобы точнее передать непогоду? (Черную и белую.)
– Художник не сможет написать правдивые образы природы в различных состояниях без белой и черной красок. С помощью этих красок получаются сложные цветовые сочетания – от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных. Заглянем в волшебный мир цвета с помощью сказки.
Жили-были в Стране Красок две краски-сестрички: черная и белая. Белая была нежная и приветливая, а черная – угрюмая, печальная. В гости друг к другу они ходили редко. А вот прогулки на природе любили обе. Там, где появлялась белая краска, сразу изменялся цвет травы, неба, цветов, листьев, становясь…
– Помогайте мне! (Светлым, веселым, нежным.)
Там, где проходила черная краска, все вокруг приобретало…
– Ваше продолжение. (Темные, тревожные, мрачные оттенки.)
Вот однажды в Страну Красок зашел странствующий художник. Посмотрел он на работу белой краски и сказал: «Сколько света, нежности и легкости!», а к черной краске обратился со словами: «Хоть ты печальна и сумрачна, но всё же по-своему прекрасна и очень нужна людям. Вы совершенно разные, но вам не прожить друг без друга. Если будете вместе, то очень сильно поможете художникам. Сила ваша – в дружбе со всеми красками». С тех пор черная и белая краски всегда вместе.
– Для художников это очень важные краски, с помощью которых они делают чудеса в искусстве.
– Какие краски добавили художники И. Левитан и И. Айвазовский для передачи непогоды? Какую роль сыграла белая краска? черная краска? Какое настроение выразили художники в картине?
– Посмотрите на картину Виктора Путинцева «Лето в зените» (Приложение 1). Что на ней изобразил художник? (Солнечный, ясный день.)
– Какую краску добавлял художник? (Белую.) Как белая краска выразила состояние природы? (Яркое солнце залило своим светом поляну, легкий день, нежная травка, воздушные облака.) Какое настроение выразил художник в картине?
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Учащиеся имитируют дуновение ветра, качая туловищем и помогая руками. На словах «тише, тише» – присесть. На словах «выше, выше» – встать и вытянуть руки вверх.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Сегодня на уроке вы создадите два образа. Первый образ – ясный, солнечный день. Второй образ – буря, гроза.
– Без какой краски вам не обойтись, когда будете работать над первым образом? (Белой.) Что может быть изображено на вашей картине? (Голубое небо с белыми, кудрявыми, как барашки, облаками, светло-зеленая лужайка с ромашками, дерево, отсутствие ветра, озеро с лебедями…)
– Без какой краски вам не обойтись, когда будете рисовать бурю? (Белой и черной.) Какой сюжет может быть на вашем рисунке? (Сильный ветер раскачивает деревья, серое небо с тяжелыми пунцовыми облаками…)
– У каждого из вас получится свой образ. Помните, что черный цвет – это мощная и сильная краска, способная поглотить любой цвет, если ее много взять на кисть. А белая, напротив, легкая, слабая, нежная. Когда пользуетесь белой краской, кисть должна быть чистой.
V. Итог урока.
1. Выставка и анализ работ.
– Я очень рада, что вам удалось умело использовать белую и черную краски. У вас получились образы, соответствующие заданию. Выскажите свое впечатление от выполнения работы. Дайте оценку работам товарищей.
Алгоритм самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты справился с работой или есть недочеты?
– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Кто желает оценить свою работу по образцу?
2. Обобщение по теме.
– Как изменится цвет, если добавить в него черный?
– Что произойдет, если смешать любой цвет с белым?
– С помощью какого цвета вы выразили бы свое настроение в конце урока?
3. Уборка рабочего места.