СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству "Художественные музеи мира. Натюрморт как жанр. Композиция в натюрморте."

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Художественные музеи мира. Натюрморт как жанр. Композиция в натюрморте."»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ МИРА. НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР. КОМПОЗИЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ

Цели и задачи

Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окру­жающего мира, мыслей и чувств человека.

Ознакомление с коллекциями ведущих художествен­ных музеев мира.

Ознакомление с натюрмортом как жанром изобрази­тельного искусства.

Повторение основ цветоведения: цветовой круг, ос­новные и составные цвета, тёплые и холодные цвета.

Развитие у детей логического мышления, фантазии, эрудиции.

Воспитание умения выслушивать мнение одноклас­сников, излагать логически свою точку зрения.

Оборудование и материалы

Альбомы и фотографии ведущих художественных музеев мира (Британский музей, Лувр, Музей Прадо, Дрезденская картинная галерея, Музей Гуггенхайма и др.). Видеофильмы об этих музеях.

Репродукции натюрмортов (И. Машкова, К. Петрова-Водкина, И. Хруцкого, П. Кончаловского, Б.К. Хеда, П. Клаас, Б. Кальфи др.).

Живописные полотна в рамах современных авторов на тему натюрморт (масло, акварель, акрил).

Таблички со словами: жанр, натюрморт, колорит.

Ход урока

Вступительная беседа

Учитель рассказывает о ведущих художественных музе­ях мира (Британский музей — Лондон; Лувр — Париж; му­зей Прадо — Мадрид; музей Гуггенхайма — Нью-Йорк, Бильбао; Дрезденская картинная галерея и др.). Беседа со­провождается иллюстративным материалом. Можно пока­зать фрагменты видеофильмов об этих музеях.

«В музеях хранится много картин различных жанров. Обратите внимание на то, что картины в музеях выставлены в рамах, которые помогают лучше воспринимать произведе­ния. Рама завершает композицию, придаёт ей единство, на­правляет внимание зрителя на само произведение, помогает отделить одну картину от другой. Чаще всего рама имеет прямоугольную форму, изредка круглую или овальную. Также бывают рамы широкие, с богатыми орнаментами, покрытые, золотой краской и совсем тоненькие, строгие; тёмные и светлые. Каждому произведению необходимо по­добрать свою раму, наилучшим образом подчёркивающую его значение».

Учитель предлагает учащимся прочитать текст и рас­смотреть репродукции картин, ответить на вопросы и вы­полнить задания на с. 4—11 учебника. Дополнительно для беседы рекомендуем подготовить репродукции натюрмор­тов ведущих русских и зарубежных художников. Хорошо, если будут продемонстрированы подлинники живописных произведений по теме урока в различных техниках.

Практическая работа

Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания на с. 10—15 учебника.

Вариативные задания

Собрать открытки, репродукции из журналов, на ко­торых изображены натюрморты.

Составить «Чайный натюрморт». Нарисовать его в альбоме акварелью.

«Сегодня мы познакомимся с таким жанром изобрази­тельного искусства, как натюрморт». Натюрморт как жанр может иметь различные характеристики в зависимости от со­става и количества предметов, композиции и размера работы.

Дополнительный материал для учителя

Жанр натюрморта развивался вместе со временем. Так, на­тюрморты голландских мастеров 17 b. показывают всё богатство овощей, фруктов, дичи. Развитие, которое получило в Голландии цветоводство, породило в голландском искусстве распространённую ветвь натюрморта: изображение букетов цве­тов. Крупнейшим мастером в этой области был Я. Д. де Хеем.

Отличительной особенностью голландского натюрморта яв­ляется его живописная мягкость и особое чувство характерных свойств предмета. На ранних ступенях развития голландской школы выбор предметов прост: окорок, кусок хлеба, стаканы и трубка. Всё кажется художникам достойным внимания. По ме­ре роста материальной культуры, усиления роли буржуазного класса комплекс изображаемых предметов становится богаче, наряднее. Серебряные блюда и кубки, тонкое стекло, фрукты сочетаются в декоративное целое. Материал, поверхность, объ­ёмы, формы передаются с непревзойдённым мастерством. В числе виднейших представителей этого рода живописи в Гол­ландии особенно выдвинулись Б.К. Хеда, П. Клаас, Б. Кальф. Великолепный образец работ Кальфа находится в Эрмитаже. Чувство предмета, его свойств и качеств передаётся в этом на­тюрморте богатой живописью на тёмном фоне.

В эпоху барокко натюрморты приобретают пышность и де­коративность. Их составляли из многих предметов: дорогой по­суды, богатых тканей, раковин, фруктов, цветов. При этом ху­дожники стремились иллюзорно точно изобразить натуру, так что даже пчёлы садились на нарисованные цветы.

Натюрморты импрессионистов отличало небольшое коли­чество вещей, так как главным для них было передать впечат­ление от них, красоту мгновения повседневной жизни.

В работах художников-авангардистов натюрморт является полем для экспериментов с формой и цветом.

В русском искусстве натюрморт появился в 18 в., отра­жая стремление к научному познанию, желание правдиво и точно передать окружающий мир, красоту обыденных форм.

***

Учитель может заготовить таблички с ключевыми словами: «жанр», «натюрморт», «колорит» и вывешивать их на доске по мере необходимости.

Учащиеся активно принимают участие в беседе о художест­венных музеях и натюрморте, отвечают на вопросы. Дети учат­ся ориентироваться в учебнике, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока, воспринимать изобра­зительное искусство как часть национальной культуры.

Рассматривая акварельную живопись, нужно не только лю­боваться сюжетом, но и внимательно анализировать приёмы, с помощью которых изображены отдельные детали. Наиболее поучительным является установление последовательности на­несения слоев краски и изучение мазков.

Домашнее задание

Найти информацию о творчестве Д. Штеренберга и К. Петрова-Водкина.

Сделать задания в рабочей тетради на с. 3 по теме «На­тюрморт».