ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ МИРА. НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР. КОМПОЗИЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ
Цели и задачи
Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Ознакомление с коллекциями ведущих художественных музеев мира.
Ознакомление с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.
Повторение основ цветоведения: цветовой круг, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета.
Развитие у детей логического мышления, фантазии, эрудиции.
Воспитание умения выслушивать мнение одноклассников, излагать логически свою точку зрения.
Оборудование и материалы
Альбомы и фотографии ведущих художественных музеев мира (Британский музей, Лувр, Музей Прадо, Дрезденская картинная галерея, Музей Гуггенхайма и др.). Видеофильмы об этих музеях.
Репродукции натюрмортов (И. Машкова, К. Петрова-Водкина, И. Хруцкого, П. Кончаловского, Б.К. Хеда, П. Клаас, Б. Кальфи др.).
Живописные полотна в рамах современных авторов на тему натюрморт (масло, акварель, акрил).
Таблички со словами: жанр, натюрморт, колорит.
Ход урока
Вступительная беседа
Учитель рассказывает о ведущих художественных музеях мира (Британский музей — Лондон; Лувр — Париж; музей Прадо — Мадрид; музей Гуггенхайма — Нью-Йорк, Бильбао; Дрезденская картинная галерея и др.). Беседа сопровождается иллюстративным материалом. Можно показать фрагменты видеофильмов об этих музеях.
«В музеях хранится много картин различных жанров. Обратите внимание на то, что картины в музеях выставлены в рамах, которые помогают лучше воспринимать произведения. Рама завершает композицию, придаёт ей единство, направляет внимание зрителя на само произведение, помогает отделить одну картину от другой. Чаще всего рама имеет прямоугольную форму, изредка круглую или овальную. Также бывают рамы широкие, с богатыми орнаментами, покрытые, золотой краской и совсем тоненькие, строгие; тёмные и светлые. Каждому произведению необходимо подобрать свою раму, наилучшим образом подчёркивающую его значение».
Учитель предлагает учащимся прочитать текст и рассмотреть репродукции картин, ответить на вопросы и выполнить задания на с. 4—11 учебника. Дополнительно для беседы рекомендуем подготовить репродукции натюрмортов ведущих русских и зарубежных художников. Хорошо, если будут продемонстрированы подлинники живописных произведений по теме урока в различных техниках.
Практическая работа
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания на с. 10—15 учебника.
Вариативные задания
Собрать открытки, репродукции из журналов, на которых изображены натюрморты.
Составить «Чайный натюрморт». Нарисовать его в альбоме акварелью.
«Сегодня мы познакомимся с таким жанром изобразительного искусства, как натюрморт». Натюрморт как жанр может иметь различные характеристики в зависимости от состава и количества предметов, композиции и размера работы.
Дополнительный материал для учителя
Жанр натюрморта развивался вместе со временем. Так, натюрморты голландских мастеров 17 b. показывают всё богатство овощей, фруктов, дичи. Развитие, которое получило в Голландии цветоводство, породило в голландском искусстве распространённую ветвь натюрморта: изображение букетов цветов. Крупнейшим мастером в этой области был Я. Д. де Хеем.
Отличительной особенностью голландского натюрморта является его живописная мягкость и особое чувство характерных свойств предмета. На ранних ступенях развития голландской школы выбор предметов прост: окорок, кусок хлеба, стаканы и трубка. Всё кажется художникам достойным внимания. По мере роста материальной культуры, усиления роли буржуазного класса комплекс изображаемых предметов становится богаче, наряднее. Серебряные блюда и кубки, тонкое стекло, фрукты сочетаются в декоративное целое. Материал, поверхность, объёмы, формы передаются с непревзойдённым мастерством. В числе виднейших представителей этого рода живописи в Голландии особенно выдвинулись Б.К. Хеда, П. Клаас, Б. Кальф. Великолепный образец работ Кальфа находится в Эрмитаже. Чувство предмета, его свойств и качеств передаётся в этом натюрморте богатой живописью на тёмном фоне.
В эпоху барокко натюрморты приобретают пышность и декоративность. Их составляли из многих предметов: дорогой посуды, богатых тканей, раковин, фруктов, цветов. При этом художники стремились иллюзорно точно изобразить натуру, так что даже пчёлы садились на нарисованные цветы.
Натюрморты импрессионистов отличало небольшое количество вещей, так как главным для них было передать впечатление от них, красоту мгновения повседневной жизни.
В работах художников-авангардистов натюрморт является полем для экспериментов с формой и цветом.
В русском искусстве натюрморт появился в 18 в., отражая стремление к научному познанию, желание правдиво и точно передать окружающий мир, красоту обыденных форм.
***
Учитель может заготовить таблички с ключевыми словами: «жанр», «натюрморт», «колорит» и вывешивать их на доске по мере необходимости.
Учащиеся активно принимают участие в беседе о художественных музеях и натюрморте, отвечают на вопросы. Дети учатся ориентироваться в учебнике, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока, воспринимать изобразительное искусство как часть национальной культуры.
Рассматривая акварельную живопись, нужно не только любоваться сюжетом, но и внимательно анализировать приёмы, с помощью которых изображены отдельные детали. Наиболее поучительным является установление последовательности нанесения слоев краски и изучение мазков.
Домашнее задание
Найти информацию о творчестве Д. Штеренберга и К. Петрова-Водкина.
Сделать задания в рабочей тетради на с. 3 по теме «Натюрморт».