СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изобразительному искусству "Народная скульпткра (игрушка), её образность и выразительность".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспек урока по ИЗО предназначен для обучающихся 7 класса коррекционной школы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Народная скульпткра (игрушка), её образность и выразительность".»

Изобразительное искусство

Тема: «Народная скульптура (игрушка), ее образность и выразительность».

Цели:

- продолжить знакомство с народными промыслами России, учить работать в декоративной технике, сформировать у обучающихся представление о разнообразии видов народного декоративного искусства на примере глиняной игрушки разных регионов России;
- развивать устойчивое внимание, мелкую моторику, графические навыки, совершенствовать творческое воображение, фантазию, эстетическое чувство, художественный вкус, умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках, учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках, ориентировку в малом пространстве(на столе);;

- воспитывать интерес и любовь к народному творчеству; прививать любовь к Родине и уважение к старшим, формировать художественный вкус, совершенствовать трудовую дисциплину, творческое начало личности. 

Оборудование: презентация, образец рисунка, альбомы, простые карандаши, краски.

Ход урока.

I. Организация класса.

– Прежде, чем начать урок, давайте проверим все ли приготовились к уроку. Я буду называть всё необходимое для урока, а вы – проверять глазками. Руками ничего не трогать. Если у кого-то чего-то нет, поднимите руку и скажите.

– Альбом, карандаш, линейка, ластик, краски, кисточка, стаканчик.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Я предлагаю вам познакомиться с одной удивительной профессией, которой люди овладев однажды, посвящают ей всю свою жизнь, это профессия игрушечник, или игрушечных дел мастер. Мы сегодня узнаем, как создают мастера игрушки свои произведения, познакомимся с приёмами росписи, а самое главное, вы научитесь сами расписывать игрушки. Тема нашего урока «Народная скульптура (игрушка)».

III. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

- Давайте вспомним историю зарождения народных промыслов на Руси.

Много веков крестьянская Россия была одета в овчину и холст, основной материал в крестьянском быту – это дерево да береста.
- Как вы думаете, почему стали развиваться народные промыслы на Руси?

Человек хотел украсить свой быт, хотел сделать его нарядным, привлекательным.

- Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее вышита рубаха, у кого тоньше соткан сарафан. Хочешь прослыть добрым женихом – руби дом не только прочно, но и ладно – не жалей сил на резьбу, на украшения. Хочешь стать хорошей хозяйкой – научись шить, вышивать, расписывать, да не просто так, а чтоб глаз было не отвести. 

- В чём же заключался секрет мастерства?  В трудолюбии, в старании, в усердии. 
Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. Народ смеялся над теми, кто ленился , кто не умел хорошо трудиться. А ведь настоящее мастерство не всем дается. 

- Народная скульптура - игрушка - особый вид народного творчества. Она не всегда предназначалась только для игры, а чаще всего была предметом украшения народного быта - малая бытовая скульптура. Как правило, в ней сочетаются искусство пластики и живописи, что делает эти предметы неповторимо выразительными. Образы игрушек просты, оригинальны и очень ярко выражают представление народных мастеров о мире, о природе, о людях.

Народные игрушки делали из глины, соломы, дерева, материи. В каждой местности игрушки - кони, птицы, барашки - приобретали свой вид.

- Делали на Руси игрушки и из дерева: березы, липы, и осины. Самой любимой, пожалуй, была матрешка. Первая матрешка появилась почти сто лет назад. Игрушечный мастер В. Звездочкин из города Сергиева Посада сделал из дерева разбирающуюся куклу, а художник Сергей Малютин раскрасил ее. Получилась девочка розовощекая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде - в сарафане, переднике в платке с цветами, правой рукой прижимает к себе черного петуха - милая деревенская Матрена. Вот и прозвали куклу - “Матрешка”. С тех пор мастера в Сергиеве Посаде стали вытачивать матрешек из липы и березы на токарном станке. Сначала дерево сушат, потом распиливают на бруски. Из брусков вытачивают фигурки. Начинают с самой маленькой, которая не открывается, потом следующие - побольше. Готовые фигурки мастерицы расписывают яркими красками - одевают матрешку в пестрые сарафаны, цветастые платки и рисуют лицо. Получаются матрешки из Сергиева Посада устойчивые, в разноцветных передниках, в ярких платках. Теперь матрешек делают не только в Сергиевом Посаде.

Матрешки из Семенова - в цветастых фартуках, в желто-красных полушалках. А в селе Полховском Майдане у матрешек по желтому фону “разбросаны” малиновые ягоды да цветы с зелеными листьями. Сегодня матрешку знают во всем мире, она стала русским сувениром.

Жившие по соседству с Сергиевым Посадом богородские резчики научились мастерить игрушки с движением, оставляя их нераскрашенными. Потянешь за ниточку или планочки, смотришь - игрушка ожила: курочки клюют зерно, кузнец бьет по наковальне, собачка виляет хвостиком. Работали здесь часто целыми семьями, каждый резал свою игрушку.

Сегодня народная игрушка служит и прекрасным украшением: поставишь на полку - и вокруг праздник. Не зря говорят в народе: “Умелец да рукоделец себе и другим радость приносят”. Оттого, наверное, мы и сейчас любим народные игрушки, что делают их талантливые и добрые мастера. Сколько в них веселья и доброты. Взглянешь на них - и улыбнуться хочется!

Всё дело в том, какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета. 
- Матрешка – одна из любимых детских игрушек. В ней поэтично воплощены русские национальные черты, особенности народного искусства. Вы думаете, что ей лет 200, 300? Нет, матрешка молода, ей всего 130 лет. Матрешка состоит из 8 фигур, изображала девочку с петухом в руках. Окрестили ее матрешкой – от русского имени Матрена. По видам росписи матрешки делятся на Полхов-Майдановских, Семеновских, Сергиево-Посадских. Сегодня матрешка является символ России.

- Одним из любимых материалов народных мастеров является глина. Крестьяне делали из нее посуду, а из остатков - игрушки детям. Вылепленные игрушки обжигали в печи, а затем их расписывали художники-умельцы. Для самых маленьких делали погремушки из глины, а детям постарше - коней златогривых, оленей быстроногих, петушков звонкоголосых. Но особенно любили дети свистульки. Свистели на один, на три голоса, а на распевных свистульках с несколькими дырочками можно было и простую песенку сыграть. Был даже праздник, на котором свистели и взрослые, и дети. Назывался он “Свистунья”.

- В каждой деревне лепили и раскрашивали игрушки по-своему. Курские и орловские, воронежские и тульские игрушки лепили из белой глины, обжигали и расписывали затем различными красками, точками и кружками, прямыми и пересекающимися линиями, большими крестами. Касимовская , городецкая и дымковская игрушки лепились из красной глины, которую перед росписью забеливали и уже потом разрисовывали плотными яркими красками или поливали свинцовой глазурью

Отличались игрушки и по форме. В Туле , Вятке, Курске, - чаще лепили и красили нарядных барынь кавалеров. На русском Севере, в Каргополье, где в основном жили земледельцы, делали фигурки крестьян и крестьянок, коров, лесных зверей. Игрушки из тульской деревни Филимоново можно узнать по удлиненной форме и ярким полоскам: красным, желтым, зеленым.

- Филимоновские игрушки-свистульки сделаны в виде зверушек, птиц, коней, барышень, солдат. И у всех у них вытянуты шеи. Славилось глиняными игрушками и село Дымково, что за рекой Вяткой.

Центр производства этих игрушек – деревня Филимоново в Тульской области.
У филимоновоской игрушки вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными и изящными. Очень забавны полусказочные образы, которые олицетворяют силы природы, - это женская фигура, конь, медведь, птица, баран, корова, собака и т.д.

Любимые цвета филимоновских игрушек – малиново-красный, жёлтый и изумрудно-зелёный Декор игрушки составляет узор, нанесённый прямо на поверхность глины . Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы.
Каргопольская игрушка.

Её родина – Русский Север, Каргопольский район Архангельской области. По цвету эти игрушки красивы и необычны. Они расписаны в ярких или приглушенных тонах простым и ясным узором. Глиняные бабы с младенцами, с птицами и пирогами, Конь-Полкан или Полихан - любимые образы самых известных игрушечников .

Крепкие деревенские бабы и мужики, большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом переходящим у мужиков в бороду - лопату . Вот они, игрушки, рождающие у нас добрую усмешку.

Роспись каргопольской игрушки своеобразна и выразительна.. Она сохраняет прочную связь с древними мотивами . На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно-красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. 
Дымковская игрушка.

Родина дымковской игрушки – Дымковская слобода, которая находится неподалёку от города Вятки.

-Почему их так называют дымковской?

Да потому, что зимой, когда топили печи, вся Вятская слобода была как бы в тумане, в дымке.

Дымковская игрушка – настоящее чудо. Это и разряженные щеголихи, и лихие всадники, и важные индюки. В фигурах барынь выделяется голова в кокошнике, пышная грудь и юбка – колокол с передником. У птиц – пышный хвост и крылья. У коня – крутая грива. Дымковская игрушка простая и незамысловатая, отличается от других игрушек белым фоном. Линии плавные, в них нет мелких деталей, характерно сильное обобщение и условность формы. 
Дымковскую игрушку после обжига красили белой краской, а потом, по белому фону расписывали ярким геометрическим узором.

Одной из самых замечательных мастериц русской глиняной игрушки была Ульяна Бабкина. Ее любимый герой - сказочный богатырь Полкан. Лепила она задорных танцоров и гармонистов, хозяек с корзинами в руках, охотников и кузнецов. По ее игрушкам можно много узнать о жизни и быте ее земляков- тружеников.

Основные элементы росписи – геометрический орнамент, выстроенный в узор, состоящий из кругов, овалов, клеток, полосок и точек. В росписи используют жёлтый, синий, малиново-красный и зелёный цвета. Белый цвет присутствует в фоне, а чёрный - придаёт выразительность и законченность рисунку.

Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга. 
- Сделанные игрушки мастера продавали на ярмарке. 

- Что такое ярмарка? 

Торги, устраиваемые в одно время, в одном и том же месте с увеселениями. На ярмарке обязательно веселились: пели песни и танцевали.

- Сегодня народная игрушка служит и прекрасным украшением: поставишь на полку - и вокруг праздник. Не зря говорят в народе: “Умелец да рукоделец себе и другим радость приносят.” Оттого, наверное, мы и сейчас любим народные игрушки, что делают их талантливые и добрые мастера. Сколько в них веселья и доброты. Взглянешь на них - и улыбнуться хочется!

- Дымковскую игрушку уже в начале прошлого века коллекционировали и писали о ней, а некоторые пытались сделать и расписать самостоятельно. Сегодня я предлагаю вам приобщиться к мастерицам Дымковской игрушки. Для того чтобы начать работу художника-скульптора, вам необходимо: выберите фигуру-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня или лошадка.  

2. Анализ образца.
Давайте с вами посмотрим на образец рисунка.

Какая фигура изображена?

- Какой техникой она расписана?

- Какие цвета используются?

- Что будем рисовать сначала?

- Что потом?

Физкультминутка.

V. Педагогический рисунок.

1. Объяснение и показ основных этапов построения.

1. Определяем место расположения игрушки.

2. Отмечаем высоту (при помощи мерки) и ширину)

3. Строим детали игрушки, постоянно сравнивая ее с образцом;
4. Украшаем игрушку росписью. Какие узоры можно применить?

5. Работа в цвете. Какие цвета будем использовать в рисунке?

VI. Практическая работа.

1. Технологическая карта.

1. Определяем место расположения игрушки.

2. Отмечаем высоту (при помощи мерки) и ширину)

3. Строим детали игрушки, постоянно сравнивая ее с образцом;
4. Украшаем игрушку росписью.

5. Работа в цвете.

2. Самостоятельная работа.

- Садитесь поудобней, начинаем работу.

- Помните, что рисовать нужно очень аккуратно.

3. Оказание индивидуальной помощи.

Своевременное оказание индивидуальной помощи обучающимся (дополнительное разъяснение и показ, шаблоны), предупреждение ошибок.

Инд. раб. Белякова М. - Рисование с натуры объемного предмета конической формы: конус.

VII. Подведение итогов

- Из каких материалов делали игрушки в деревнях?

- Назовите центры по изготовлению глиняных игрушек.

- Чем отличались филимоновские игрушки?

- Как расписывали дымковскую игрушку?

- Где впервые появилась матрешка?

VIII. Анализ работ.

(выбираются работы обучающихся и анализируются)

- Какие замечательные работы получились у всех.

Теперь мастерицам будет легче украсить свои игрушки, используя эскизы ваших игрушек. 

Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

Выставление оценок за рисунки.

Уборка рабочих мест

Оценивание(Анализ работ. Выставка детских работ.)