Урок 12
Украшение и реальность. Паутинка.
Узор на стекле
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с украшениями, которые создала природа; способствовать развитию наблюдательности, фантазии, художественного вкуса, умения анализировать свой рисунок и рисунок товарища, формированию навыков работы с гуашевыми красками; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование:
••для учителя: учебник, изображения природных объектов (снежинок) (Приложение 9);
••для учащихся: рабочая тетрадь, гуашь, кисти, альбом, черный и синий картон.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.
– Назовите слова, которые украсят наш урок. (Творчество, фантазия, активность, наблюдение, успех, яркость, оригинальность, неповторимость, загадочность.)
– Я желаю, чтобы все эти «украшения» сопровождали вас весь урок, и тогда вас ждет успех.
II. Постановка учебной задачи.
– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «узор»? (красота, морозный узор, узоры на одежде, салфетка, ограда и т. д.)
– Зачем нужен узор? (Чтобы украсить изделие.)
– Тема нашего урока сегодня – «Украшение и реальность».
III. Изучение нового материала.
– Как вы думаете, что такое украшение?
– Украшения всюду вокруг нас. Украшены орнаментами одежда, игрушки, посуда и многие предметы в помещениях и на улицах. Сегодня на уроке нас будет интересовать, как природа умеет себя украшать.
– Рассмотрите снежинки (Приложение 9). Они хрупкие и изящные. И ни один узор в них не повторяется. Посмотрите, какое богатство форм придумала природа. Человек подсматривает у природы образы, когда украшает различные предметы. Предложите, где можно использовать снежинки в качестве украшения.
– Рассмотрите сосульки (учебник, с. 66), они, как хрустальные подвески, украшают наши дома зимой. А вы бы с чем сравнили сосульки?
– Морозные узоры на стекле тоже похожи на украшения. Они напоминают сказочные деревья, цветы. А что еще можно увидеть в морозных узорах на стекле?
– В глубинах океана живут удивительные рыбы. Природа и их украсила: ярко и пестро.
– Перед вами птицы, насекомые. Какие узоры придумала природа? Зачем природа так украшает животных? (Защита от врагов, привлечение партнера, отпугивание.)
– Как много украшений в лесу! Природа щедро украсила листья, цветы. Встречали ли вы похожие украшения на предметах, созданных человеком? Где?
– Видели ли вы в лесу паутинку? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, прилипших насекомых. Паутинки – это тоже украшение леса. Подумайте, где человек использует образ паутинки в жизни? (Орнамент на одежде, вязаные, плетеные салфетки, платки, кружева.)
– Какие еще украшения можно увидеть в лесу, поле, на реке или в море?
Дети делают повороты вокруг своей оси.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Я предлагаю самим выбрать тему своей работы.
1-я тема. Вы будете в роли Мороза и нарисуете морозный узор на стекле. Эта работа выполняется в рабочей тетради на странице 18.
– Определите, какими материалами вы будете выполнять узор? (Кистью и белой гуашью.)
– Какая кисточка необходима для работы? (Тонкая, № 2.)
– Что можно изобразить на стекле?
2-я тема. Вы будете в роли вьюги и нарисуете полет снежинок. Эта работа выполняется на картоне белой гуашью. Вы видели, какие разные снежинки придумывает природа. Придумайте свою снежинку – неповторимой формы, с загадочным узором.
3-я тема. Вы паучки, будете плести паутинку. Эту работу надо выполнить в альбоме гуашевыми красками. С чего начнете работу?
••Для начала выберем место, то есть нарисуем фон. Какие цвета выберете для фона? (Потемнее, чтобы было видно белую паутинку.)
••Когда фон высохнет, нарисуем паутинку. Какую кисточку выберете для изображения паутинки? (Самую тонкую, № 2.)
••Когда высохнет паутинка, можно нарисовать в ней листок, паучка, пленника и т. д.
– Выберите тему по душе. Я желаю вам успехов.
Учитель во время работы оказывает индивидуальную помощь учащимся.
V. Итог урока.
1. Выставка и анализ работ.
Алгоритм самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе сделать работу?
– Ты справился с работой или есть недочеты?
– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Кто желает оценить свою работу по образцу?
Рисунки делятся на 2 группы и вывешиваются на доску.
– Давайте совершим путешествие в царство Вьюги и Мороза. Посмотрите, какие получились интересные узоры на стекле и снежинки. Чьи работы вам понравились и почему? Что вы увидели на стекле?
– А теперь переносимся в лес. Какие чудные паутинки перед нами! Найдите самую оригинальную работу.
2. Обобщение по теме.
– Откуда человек черпает образы для украшения?
– Какие материалы были необходимы на уроке?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чем испытали затруднения?
– Как бы вы оценили свое настроение после урока?
3. Уборка рабочего места.