Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему: "Гжель"»
Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме:
"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Тема: Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 2 урок по теме
Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к малой Родине, ее истории и культуре.
Задачи урока:
1. Формировать знания о декоративно-прикладном искусстве и его применении; обеспечить в ходе урока усвоение новых знаний: об искусстве гжельского промысла и его особенностях.
2. Содействовать развитию предметных, учебно-познавательных компетенций: практических умений и навыков рисования с образца, специальных графических умений и навыков кистевой росписи, навыков работы с красками, составление узора по мотивам гжельской росписи.
3.Способствовать развитию компетенций самосовершенствования, саморазвития: навыков самостоятельного творческого мышления, усидчивости, внимания, аккуратности при работе с красками, умению работать коллективно в группах.
Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
4. Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду, развитие эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Тип урока: усвоение и закрепление новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Средства обучения:
Для учителя: Компьютер, проектор, учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции или образцы декоративно-прикладного искусства, таблицы, презентация, фонограмма мелодий и песен о Гжели.
Для учащихся: модель для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка.
Методы: наглядно-иллюстративный, вербальный, наглядно-практический.
План урока (45 мин):
Организационный момент. -0,5мин.
Установочная беседа по теме урока – 3мин.
Изучение нового материала. Знакомство с особенностью гжельской росписи - 5мин.
Интерактив - 2 мин.
Выступление Мамонтовой Г.Б. – 6,5 мин.
Актуализация знаний – 3 мин
Физминутка- 2 мин
Практическая работа. Работа по заданному алгоритму – 20мин.
Заключительная часть. Подведение итогов – 3 мин.
№ | Этапы уроков | Время | Ход урока | Слайды | Планируемые действия учеников |
1 | Оргмомент | 0,5 | | | |
2 | Установочная беседа по теме урока | | Сегодня мы продолжаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая. Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина. Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, – майолика. Фаянсовая посуда – из белой глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины. Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров. | С-3 | Слушают. Смотрят |
3 | Изучение нового материала: Знакомство с особенностью гжельской росписи. | | Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенных синей росписью. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Да, прежде всего, своим цветом. Много десятилетий он одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись! Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда прописана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
| С-4 С-5 С-6,7 С-8 С-9 | Слушают. Смотрят |
4 | Интерактив | 1 | У меня есть необыкновенный петушок, он любит задавать вопросы. Отгадываем кроссворд: «Петушок» | С-10 | Ответы учащихся |
5 | Выступление Мамонтовой Г.Б. | 5 | Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. Сейчас на территории Гжельского куста работают много малых предприятий по изготовлению и росписи керамической посуды. Их создали и руководят ими, наши земляки, наши мамы и папы. Именно они смогли сохранить наш промысел в трудные дни и развивают Гжельский промысел сегодня. С таким человеком я и хочу вас сегодня познакомить. Мамонтова Галина Борисовна, в нашей школе учатся два ее сына, Иван и Дмитрий. Они расскажут нам о своем предприятии. | | Слушают,беседуют.
|
6 | Физминутка | | Выполните упражнения: Исходное положение – стоя, ноги вместе. Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед. Упражнения повторите 8-10 раз. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоните корпус вперед и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево. Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз. | | |
7 | Актуализация знаний | | Ребята прежде, чем мы перейдем к практической работе, посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу. Необходимо положить на палитру синюю краску (ведь мастера гжели выполняют свои росписи кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному. Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом. (Попробуйте). В своей росписи вы можете использовать и различные приемы украшения бордюров. Необходимые таблицы на доске и у вас на столах. | С-12 | Повторяют за учителем «мазок на одну сторону» или «мазок тенями». |
8 | Практическая работа | | Ребята, сегодня, мы разделились на две бригады, прошу выбрать бригадира. Каждая бригада будет расписывать свой сервиз, у меня на столе их два. Но вот незадача. Кто-то перепутал все предметы, и я не знаю как быть, может бригадиры мне помогут и рассортируют предметы по сервизам. ( бригадиры сортируют сервизы, а затем раздают их членам своих бригад для росписи) На белом подмалевке сделайте украшение в стиле гжельской росписи изображение розы, следите за заполнением всей формы рисунком. Наносите рисунок мазками. | С -13 | Изображают, составляют декоративно-сюжетные композиции. Слушают музыку. |
| Работа по заданному алгоритму | | Контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; контроль объема и качества выполненной работы. | | |
9 | Подведение итогов. Выставка работ учащихся. | | – Какие работы вам больше понравились? Почему? – В какой из работ наиболее яркая гжельская роспись? – Кому, какой рисунок по душе? Почему? Попросим оценить работы наших мастеров семью Мамонтовых. | | Ответы учащихся |
| Домашнее задание | | Рассмотреть посуду: какая у нее форма, роспись, материал. Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная). | | |
Приложение. На доске:
«Знакомство с истоками родного искусства –
это знакомство со своей Родиной.
В искусстве люди выражают свою душу,
свой склад ума и характера».
Б.М. Неменский,
академик, народный художник
«Работа хороша, если в ней польза и душа» (пословица)


