Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Касторенская средняя общеобразовательная школа № 1 »
Касторенского района Курской области
Конспект урока
по Изобразительному искусству в 5 классе
на тему: «Искусство Гжели».
Учитель изобразительного искусства
Жигулина Екатерина Григорьевна
2018 учебный год
Тема урока: Искусство Гжели.
Тип урока: Урок комплексного использования знаний
Цели урока: 1) Познакомить с народным промыслом Гжелью, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения основных элементов росписи и создании композиции художественного образа.
2) продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.
3) прививать любовь и уважение к труду мастеров Гжели, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и
промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,
Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном
искусстве и его применении, об образном языке декоративного
искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.
Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую
оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и
воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: Сформировать:
уважительное отношение к культуре и искусству своей страны
целостное мировоззрение
коммуникативную компетентность в общении со сверстниками
потребность в самостоятельной практической творческой деятельности
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение;
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера;
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке.
Предметные: Уметь сравнивать, оценивать форму, декор посуды с росписью,
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;
осваивать характерные для гжельского промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте ребята! Мне очень приятно вас видеть на уроке. Садитесь.
СЛАЙД 1:
- Прочитайте фразу на экране и продолжите её.
- Кто желает поделиться своими мыслями? (ответы детей)
- Я продолжу так: я ожидаю от сегодняшнего урока вашей активности, плодотворной работы, интересных идей.
2. Актуализация опорных знаний.
- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Какие удивительные изделия мы видим! Всё это сделано народными умельцами.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
- Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придаёт величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.
- А сейчас проверим имеющиеся у вас знания о народных промыслах.
- С какими промыслами мы познакомились на прошлых уроках ? (Городецкая и Хохломская росписи)
- Почему данные виды росписи имеют такие названия ? (Так как место рождения данного промысла город Городец и село Хохлома)
- Какие изделия расписывают мастера данных промыслов? (Городец - изделия из дерева: сани, прялки, шкатулки, детские игрушки, разделочные доски; Хохлома – изделия из дерева: различные варианты посуды)
- Каковы основные элементы Городецкой росписи? (цветы, листочки, веточки, птицы, животные-лошади, люди)
- Какова палитра красок данной росписи? (разнообразна)
- Каковы основные элементы Хохломкой росписи? (цветы, листья, веточки, завитки, ягоды)
- Какова палитра красок данной росписи? (красный, жёлтый, чёрный, зелёный)
- Посмотрите ещё раз на доску. Найдите изделия Городецких мастеров. Под какими они номерами?
- Найдите изделия Хохломских мастеров? Под какими они номерами?
- А как вы думаете, а есть ли ещё места, которые прославились народными промыслами?
- Хотите узнать?
- Можем ли мы поставить цель для этого этапа урока ? (открыть новые знания о народных промыслах)
3. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.
- Сейчас, я попрошу выйти к доске двух учащихся. Вам необходимо сгруппировать предметы, которые показаны на доске, по внешним признакам (Городец, Хохлома, Гжель, Жостово)
- По какому принципу вы это сделали ? (по цветовой гамме, по сюжету)
- Совершенно верно! Сколько здесь представлено видов народных промыслов ? (4)
- Все нам знакомы?
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним из них.
- Послушайте стихотворение и постарайтесь найти изделия, о которых пойдёт речь. (читает ученица)
Сине–голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись Гжель.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
- Об изделиях какой группы шла речь в стихотворении?
- Как же называется этот промысел ? (Гжель)
СЛАЙД 2:
- С каким промыслом мы сегодня знакомимся? Какова тема урока?
- Что мы уже знаем о гжели , благодаря стихотворению и фотографиям?
- Что бы вы хотели узнать?
- Чему мы должны сегодня научиться?
- Какие поставим перед собой цели ? (Узнать что такое Гжель, её историю, научимся работать в технике Гжель)
4. Изучение нового материала.
- Чтобы всё это узнать вы поработаете в группах. На столах у вас лежат конверты с карточками. В них вы должны будите найти ответы на вопросы.
СЛАЙД 3:
- Когда ваша группа будет готова, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
1 вопрос:
Гжельская роспись-это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке более 670 лет назад в старинном селе на берегу реки Гжелки, расположенное в Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», то есть «жечь» или «обжечь». |
СЛАЙД 4:
2 вопрос:
Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины. Их украшала многоцветная роспись по белому фону. Это майолика (вид керамики из обожжённой красной глины с крупнопористой поверхностью). |
СЛАЙД 5:
3 вопрос:
Вслед за майоликой появилась бело – голубая гжель. Это фаянс - более тонкая посуда. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим. И в современных образах гжели по-прежнему разливается синь-синева по белизне посуды. |
СЛАЙД 6:
4 вопрос:
Мастерами гжельской керамики создавались белоснежные чайники, сахарницы, чашки, тарелки, подсвечники, а также мелкая декоративная пластика – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни. |
СЛАЙД 7:
СЛАЙД 8:
5 вопрос:
Существует три вида Гжельской росписи: 1. Главная – это травки, злаки, веточки, листья, букеты цветов. Самый излюбленный узор – гжельская роза. 2.Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчуженки», «усики»). 3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это персонажи из русских сказок(синие птицы, русалки и так далее). |
СЛАЙД 9:
СЛАЙД 10:
СЛАЙД 11:
- Молодцы, ребята! С вашей помощью мы многое узнали о Гжели.
- Понравилась вам посуда с гжельскими узорами?
- Сможете нарисовать?
- Но чтобы выполнить гжельский узор, нам необходимо подробнее познакомиться с основными элементами росписи.
СЛАЙД 12:
- А сейчас, прежде чем мы начнём работать над созданием гжельского узора, давайте немного отдохнём.
5. Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть –это шесть.
6. Творческая практическая деятельность.
- Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров гжельской росписи.
- В нашу мастерскую поступил заказ на сувенирные тарелочки. Основы для работы нам предоставили, но здесь чего - то не хватает. – Чего, ребята?
- Конечно же, нам необходимо расписать их гжельскими узорами.
- Ребята, выберите элементы, составьте из них узор и последовательно его выполните соответствующим цветом.
Не придумывайте сильно сложный узор и не забывайте, что все элементы выполняются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать тремя пальцами у самого основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Левой рукой придерживайте изделие.
- Желаю вам удачи! (Самостоятельная работа)
7. Итог урока.
(Выставка работ)
- Ребята, посмотрите, какие красивые у вас получились работы!
- Как вы думаете, наш заказчик будет доволен? Мы справились с заданием?
- Итак, с каким промыслом мы сегодня познакомились?
- Почему данный промысел имеет такое название?
- Какого его назначение?
- Какие мотивы, элементы присущи гжельской росписи?
- Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей? (изучили ещё один промысел – Гжель, научились работать в этой технике)
8. Рефлексия.
- Я предлагаю оценить свою работу вам так.
- Выберите фразу и продолжите её
Ребята, вы были сегодня замечательными художниками – мастерами. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.
-Спасибо за урок! До свидания!
8