Этап мотивации и актуализации знаний | - Декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности. Народные мастера, работают в традиции и сохраняют в своем творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки. Современному художнику-прикладнику предоставлен огромный выбор различных материалов, он свободен в осуществлении творческих замыслов. Можно экспериментировать с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое. Скажите мне, какие виды современного ДПИ мы начали изучать на прошлом уроке?
Одним из интересных направлений декоративно-прикладного искусства является работа с соломкой – аппликацией. Сообщение темы урока. - Посмотрите на слайд 3 – перед вами зашифрованная тема урока. Появляется - слайд 4. Метод «Я хочу научиться!».– Слайд 5. Учитель или сам обучающийся ставит часы и отвечает на вопрос: «Скажи, что ты хочешь научиться делать на уроке?» | Слушают учителя. Осознают необходимость изучения и углубления нового материала Ответы детей. Ответы детей. Учащиеся называют сами тему урока, используя данный шифр. | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникатив- ные: Сотрудничество с учителем и одноклассника- ми. |
Постановка учебной задачи | - Посмотрите на слайд 6. Перед вами картины – инкрустации соломкой на листе фикуса (Индия); шкатулок (Вятские промыслы – Киров); работа художника – конструктора Галины Кулаевой. - Как вы думаете, какие материалы использованы мастерами для создания этих работ? – Скажите, с использованием какого вида современного ДПИ он выполнен? | Ответы детей. Учащиеся называют сами тему урока, используя данный шифр. Просматривают инкрустации из соломки. Ответы детей. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели. Цель: выяснить ожидания детей от урока. |
«Открытие» обучающимся нового знания | Соломка - искусство аппликации. (Инкрустации). Словарная работа. Декоративная композиция — способ расположения на плоскости декоративных элементов, их взаимосвязь. Эскиз — предварительный рисунок композиции, в котором выверены и согласованы все детали. В окончательном виде используется для увеличения в натуральную величину. Инкрустация из соломки-украшения (узоры, рисунки), врезанные в изделия из иного материала (обычно на одном уровне с поверхностью изделия). Например, "Шкатулка с перламутровой инкрустацией". - А сейчас вспомним одну из сказок А.С. Пушкина «Сказку о рыбаке и рыбке».- Слайд 7. | Ученики слушают. Словарная работа. Ученики просматривают фрагмент мультфильма. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Творческая практическая деятельность | - А вот и ЗОЛОТАЯ РЫБКА. ПОКАЗ ИЗДЕЛИЯ. - Мы должны постараться выполнить красиво работу, сделать её тонко, аккуратно, развивать свои трудовые умения в работе с соломкой. - Что вам поможет сделать работу точно и красиво? - Сегодня на уроке мы будем выполнять декоративную композицию на тему «Золотая рыбка». – Слайд 9. Беседа по образцу 1. Что вы видите? 2. Сколько частей? 3. Сколько деталей? 4. Перечислите их. - Для того, чтобы приступить к работе, что необходимо? - Какие материалы нужны? - Части этого изделия как крепятся? - А с помощью чего ещё будем выполнять изделие? - Какие инструменты нужны? ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ ЗНАЕМ. - Чтобы сделать такую работу, как в образце, повторим правила по организации и культуре труда.
- Проверяем, все ли у вас правильно расположены материалы и инструменты. Далее, прошу обратить внимание на алгоритм работы по Соломке. – (Слайд 10). Совет. - Обратите внимание на образец ещё раз. - Сначала, что нужно сделать? - Потом? – От умения пользоваться ножницами, будет зависеть красота вашего изделия. - Чем клеем? - Очень важно правильно наносить клей, чтобы он не выходил за границы. - Далее? - Как будем накладывать соломку?
- А другие? - Обратите внимание! Такое расположение рыбки соответствует движению рыбки в аквариуме. – Почему? - А так по центру. - А сейчас правильно в правой стороне. - Докажите. - За носик взять и назад оттянуть, хвост должен почти упираться в конец. - А сейчас: (слайд 11) - Выберите фон для рыбки. - Какой она будет? Что скажет ваша рыбка? а) просящий (на синем цвете); б) доброй (на голубом); в) рассерженной (на фиолетовом). - Выбрали основу. Выполнение работы. Слайды с 12 по 16. Звучит музыка K. Debussy – La mer (Three Symphonic sketches) . В ходе выполнения аппликации из соломки по алгоритму учащихся веду работу по объяснению спорных моментов, теоретически и практически помогая учащимся. Исследование. Слайд 17. - У вас, ребята, разная рыбка. - Что может подчеркнуть разнообразие рыбки? - Почему именно соломку взяли? - Какие вы знаете свойства соломки? - Докажите.
- Чем это объясняется?
- Когда она кажется тёмной?
- Когда светящаяся?
Смоделируем это явление. Два одинаковых листа бумаги положим на стол так, чтобы свет от лампочки или окна падал на одну из них вдоль гофр, а на другую не падал. И первая гофрированная полоска – светлая, а другая – темная. А перевернём – и будет наоборот. И наше изделие обклеивается многими деталями, имеющими различное направление волокон. Будет мерцать и переливаться. Какую бумагу использовали?
Сравним по цвету. - Калька прозрачная гладкая. - Бархатная с красивой лицевой поверхностью, окрашенная с одной стороны шероховатая. - Потрогаем. | Ученики отвечают на поставленные вопросы - 1. Точно вырезать по контуру. 2. Аккуратная работа с клеем. Ответы детей. - Рыбку. - Одну. - Семь. - Одна деталь – голова, другая – туловище, третья – хвост, четвертая и пятая – плавники, шестая – глаз, седьмая – губы. - Понадобятся: 1. Основа – бархатная бумага. 2. Калька. 3. Соломка.) - Неподвижно. - Клея и притирочного листа. - Ножницы, кисточки. - 1. Содержать в порядке рабочее место. 2. Экономия материалов. Ответы детей. 1. Перевести рисунок на кальку. 2. Отдели детали. 3. Настели соломку. 4. Вырежем детали по контурам. - Кисточкой. 5. Сборка изделия. - Голову – горизонтально, с плавниками. - Туловище и хвост – вертикально. - Нет. - Может быть. - Да. - Рыбка плавает вперёд, назад. Нужно пространство для движения. Дети сделали свой выбор. Выполнение работы. Ответы детей. - Соломка. - 1. Блеск. 2. Золотистый цвет. - Если посмотреть на рыбку с разных сторон, то она переливается, словно перламутровая. - Строением ткани соломки. Из-под прозрачной глянцевой пленки просвечивают бороздчатые волокна, идущие вдоль ствола и отражающие световые лучи в зависимости от того, под каким углом они располагаются к источнику света. - Если соломина повернута так, что свет скользит вдоль волокон. - Если свет падает под прямым углом. Светится за счёт отраженных лучей. Дети внимательно смотрят и слушают. Ответы детей. - Кальку бумажную и бархатную. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределе - ние |