Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 6 класса, посвященного творчеству М.В.Ломоносова
2021 год.
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- уметь организовать место занятий, развивать образное мышление, обеспечивать развитие у школьников умений выражать идеи и творческие замыслы в художественно-творческой деятельности;
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
-слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Лист бумаги, салфетки, газетная бумага, старые журналы, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, простой карандаш, ластик.
Мультимедийная презентация «Мозаика», компьютер, таблица подробного построения портрета и расположения кусочков мозаики на лице. Таблица пропорций лица человека. Образец. Текст стихотворения.
Технологическая карта урока №18 « Портрет в технике мозаика».
№ | Этап урока/ ситуация | Результат | Цель | Действие педагога | Действие учащихся |
1 | Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль . Оценка, самооценка ). | Формирование и развитие ценностных ориентиров к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки учащихся готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: - правильность выбора учебных принадлежностей, - правильность и аккуратность расположения предметов на парте. |
2 | Эмоциональный настрой. | | | -Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, поприветствуйте и улыбнитесь нашим гостям! Молодцы! Надеюсь, наш урок будет таким же добрым, как ваши улыбки! – Ребята сегодня у нас очень интересный и занимательный урок. Надеюсь у всех отличное настроение, чтобы все у нас получилось. | - самостоятельность подготовки; - настрой на урок. |
3 | Актуализация знаний. | Осознание необходимости получения новых знаний. | Определение границ знания и незнания. 1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление. | 1.Повторение. Роль портрета. ( стихотворение). 2. Мобилизующий вопрос к учащимся: « О чем это стихотворение? ». Найдите в тексте стихотворения и подчеркните, как поэт описывает лица? 3. Повторяем виды портретов. 4. Подвожу итог и оцениваю работавших с места и у доски. . | 1. Слушают, участвуют в формулировании цели. 2. Читают, размышляют, рассуждают об описании лиц в стихотворении. Н. Заболоцкий. «О красоте человеческих лиц». Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобие жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижину знал я когда-то, Была неказиста она, небогата. Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. |
4 | Проблематизация и мотивация учебной деятельности. Определение темы урока. Прогнозирование задач урока. | Представления учащихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | Определение проблемной ситуации. - Давайте определим тему нашего урока? У вас на партах лежит ребус. Ваша задача отгадать его и сформулировать тему нашего урока. - Итак, тема нашего урока? «Портрет в технике мозаика» - На какие вопросы вам хотелось найти ответы? - Какие цели мы определим на этот урок? - Как вы думаете, почему нам необходимо найти ответы на эти вопросы? – Сегодня мы с вами познакомимся с древнейшим декоративным искусством – составлением из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины – мозаика. | Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. 1. Узнать, что такое мозаика. 2. Выполнить творческую работу. 3. Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор. |
5 | Решение учебной задачи. Диалог (фронтальная беседа). | Новое знание: что такое мозаика, какую роль играет в интерьере. | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | Презентация. Слайд 1. Мозаика является одним из видов монументального искусства. С античности до наших дней она украшает не только фасады, но и интерьеры зданий. В мозаике изображение составляется из кусочков разноцветных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов. Слайд 2. Господствующее положение мозаика заняла в Византии в убранстве храмов. На весь мир прославились знаменитые, сохранившиеся равеннские мозаики «Голуби у водопоя» из мавзолея Галлы Плацидии и декоративные мозаичные композиции церквей Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Равенна была процветающим византийским торговым городом. Знатные и богатые горожане вели роскошную жизнь, украшая здания мраморными плитами и мозаиками, выполненными художниками, обученными в Византии. В церкви Сан-Витале изображен во всем великолепии и торжественности двор императора Юстиниана и императрицы Теодоры. В Равенне до сих пор хранятся и поддерживаются традиции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики. Копии равеннских мозаик, выполненные художниками этого заведения, известны во всем мире. В городском парке экспонируются мозаики известных итальянских и зарубежных художников, созданные в разных стилях и материалах специально для этого парка и демонстрирующие связь между прошлым и настоящим и веру в будущее мозаичного искусства. Слайд 3. Испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), живший в Барселоне и прославивший ее, использовал мозаику для декоративного оформления своих построек. Слайд 4. В России мозаичные изображения получили распространение с XVIII века. Особенно увлеченно работал над мозаикой М.В.Ломоносов, который сам изготовлял цветное стекло, а затем собирал из него картины, делал наборные столы. Родился Михайло Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры. В 19 лет тайком от отца отправляется в Москву, поступает в Славяно-греко-латинскую академию и становится одним из лучших учеников. Слайд 5. Мозаика вновь блеснула своими разноцветными гранями в мастерской великого русского ученого М.В. Ломоносова. Ломоносов решает не только возродить искусство стеклянной мозаики в России, но и наладить собственное стекольное производство, в том числе и изготовление русской смальты. Слайд 6. Мозаика собственноручного набора Ломоносова «Петра I» (1754г.) не уступала живописи. Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее. Слайд 7. Украшение внутренних помещений мозаиками становиться распространенным в России в 30-40-50 годы. Ярким примером являются станции метро, построенные в это время. Мозаичные панно создаются для станций московского метрополитена «Комсомольская- кольцевая», «Киевская», «Аэропорт» и других. Замечательные мозаики для станции метро «Маяковская» создал в 1938 году известный художник Александр Дейнека. Эта традиция продолжается и сегодня. Вновь открытые станции и переходы метро также украшаются мозаиками. А с современными компьютерными программами любое изображение можно сделать мозаичным. | Воспринимают презентацию. Участвуют в диалоге. |
6 | Физкультминутка. | | | - Мы немного отдохнём, Встанем глубоко вздохнём. - Предлагаю вам поиграть. Если я назову виды портретов – потопайте, если современное декоративно-прикладное искусство – похлопайте! - Шарж, панно, батик, автопортрет, парадный портрет, гобелен, камерный портрет. Отдохнули и тогда, За работу нам пора! | Участвуют в физкультминутке. |
7 | Самостоятельная творческая работа учащихся. | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | 1.Предлагаю самим создать (индивидуально или в паре) портрет друга в технике мозаика. 2. Обеспечить контроль за выполнением задания. Для того чтобы создать портрет в технике мозаика вам необходимо вспомнить пропорции лица человека. Для этого вы можете пользоваться эскизом в альбоме. Нарисуйте на листе эскиз портрета. Далее вам необходимо внимательно рассмотреть эскиз расположения кусочков мозаики на лице. Ваши кусочки могут быть разрезанными ножницами, а могут быть рваными. Кусочки должны близко прилегать друг к другу. Старайтесь тщательно подбирать бумагу. Тем более что она у вас не просто цветная, а имеющая разные рисунки и фактуру (газеты, журналы). Не спешите, фантазируйте. Старайтесь передать свой характер, свои особенности, помните это мозаичный портрет. Если Вы решили делать работу на большом листе и вдвоем, сделайте собирательный образ, распределите правильно роли, советуйтесь друг с другом. Не забывайте о ТБ при работе с ножницами и клеем. Помните от беспорядка на столе – беспорядок в голове, от беспорядка в голове – беспорядок в руках, а от беспорядка в руках – беспорядок в работе. 2. Практическая работа. Целевые обходы. инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом. концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций. оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся. рациональное использование учебного времени учащимися. | 1.Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 2.Работа учащихся под руководством учителя. 3. Овладевают приёмами деятельности создания выразительной формы головы, применяют знания о законах работы над портретом. 4. Выполняют работу по намеченному плану, анализируют. |
8 | Итог. Рефлексия деятельности. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Беседа по вопросам: Сегодня мы с вами познакомились еще с одной страницей истории искусства нашей Родины – с историей развития мозаики и с тем, кто возродил это волшебное искусство в России. Ответьте на вопросы: Мне понравилось…….. Я узнал……. Я научился…….. – Как вы думаете, мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока? - Кто может похвалить себя? За что? - Кто недоволен собой? Что не получилось? | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
9 | Домашнее задание | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение. | Уч. стр.105. Выполнить задания по выбору: -Создать портрет технике аппликации. - Подготовить сообщение о портрете в скульптуре. - Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Эти красивые мозаичные портреты, будут напоминать вам об искусстве и красоте окружающего мира. Нам нужно уметь видеть и беречь эту красоту! На этом наш урок завершается. Желаю вам удачи и всего хорошего. | Запись д/з в дневник. Учебник, стр.105. |
1 Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. – М.: Аванта+, 1997.
2. Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова. Мозаики. М., 1950.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозаика
4. http://sforza-mcintosh.livejournal.com/94968.html
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Sabaoth_by_Lomonosov.jpg