Урок изобразительного урока в 6 классе
Тема урока: «Цвет в натюрморте».
Цель урока: научить детей рисовать натюрморт в цвете, применяя знания, полученные на занятии.
Задачи:
Образовательные:
-расширение знаний о важнейших выразительных средствах изобразительного искусства.
Развивающие:
-развитие познавательного интереса, межпредметные связи.
-развитие творческой фантазии, умений и навыков владения живописными приемами изобразительного искусства.
- развитие логического мышления учащихся;
- обогащение словарного запаса учащихся предметной терминологией.
- развитие воображения, любви к прекрасному.
Воспитательные:
-приобщение детей к культурному наследию человечества.
- формирование навыков передачи настроения в натюрморте
- воспитание у учащихся взаимопомощи и самостоятельности;
- способствовать воспитанию интереса к урокам изобразительного искусства;
- воспитание аккуратности, дружелюбия.
Оборудование: Репродукции картин с изображением натюрмортов, слайды с картин художников: Винсента Ван Гога, И. Грабаря, К. Петрова-Водкина. Работы учащихся; образец педагогического рисунка. Мультимедийная презентация «Натюрморт»
Словарь: натюрморт, форма, объем, колорит, пространство.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Если вы отгадаете загадку поэта и музыканта Григория Гладкова, то узнаете в каком жанре пишутся подобного рода картины.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это … натюрморт.
- Что это за картина? (Натюрморт).
Значит, урок будет посвящен расширению знаний о натюрморте и колорите.
2. Изучение нового материала.
1. Сообщение теоретических сведений.
- Вспомните, какие предметы изображаются в натюрмортах.
Натюрморт как самостоятельный жанр искусства зародился и получил широкое развитие в Голландии и соседней Фландрии (теперь это часть Бельгии) в 17 веке. (Показ слайдов), репродукции голландских художников.
В голландских натюрмортах, плотно, густо написанных масляными красками, чаще всего изображались всевозможные явства: хлеб, фрукты, эффектно нарезанная сочная ветчина, дичь, вино в хрустальных бокалах, бывшие главным наслаждением в жизни.
2. Построение натюрморта. (демонстрация слайда)
Рассмотрим на таблице последовательность работы над рисунком натюрморта. (Объяснение построения натюрморта).
3.Ознакомление с цветовым решением в натюрморте.
- Натюрморт включает изображения богатства природного мира и мира вещей, окружающих человека. И каждый из этих предметов не бесцветен.
Цвет – замечательное явление природы. Он не только передаёт важную информацию о предмете, но и обладает способностью вызывать волнующие человека мысли и чувства. С давних пор было известно, что красный цвет бодрит, синий успокаивает, серый угнетает, а жёлтый способствует созданию хорошего настроения.
Известно, что каждый предмет имеет определённый природный цвет: лимон жёлтый, морковь оранжевая, огурец зелёный.
В живописи под цветом предмета понимают не локальный его цвет, а видимый в определённый момент в конкретной среде.
Самое важное значение для цвета в живописи имеет освещение.
Наибольшую насыщенность все цвета имеют при среднем освещении.
Такие наблюдения за изменением локального цвета предмета и помогают создавать иллюзию объёма на плоскости.
Важно, чтобы общее цветовое построение работы передавало эмоциональное настроение зрителю.
Импрессионисты были именно такими художниками. Они были большими новаторами в области цвета.
Посмотрите, как необычно изображает Винсент Ван Гог самые обычные и недорогие вещи. (стр. 79 учебника)
Ван Гог любил один цвет больше чем остальные. Посмотрите на репродукции его работ и угадайте – какой?
Определите общий колорит работы русского художника Игоря Грабаря?
- Можно ли догадаться где художник рисовал эту картину?
- Какие ощущения у вас вызывает работа знаменитого русского художника Козьмы Петрова-Водкина «Скрипка»?
- Определите колорит репродукции «Утренний натюрморт»? Почему, по-вашему, художник выбрал такие розово-оранжевые тона для своего натюрморта?
3. Физкультминутка.
4. Продолжение работы над темой урока.
- Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.
Ребята мы много узнали о цвете. Но натюрморт нельзя написать, не зная правила построение натюрморта.
Вспомним правила построение композиции в натюрморте
На рисунке нет случайных предметов.
Предметы натюрморта должны быть разнообразными по форме
Изображенные предметы не должны загораживать друг друга.
Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.
Так же нужно определить количество предметов, выбрать правильное построение листа, но главное передать изображению настроение с помощью цвета.
5. Практическая работа.
Задание. Выполните рисунок-натюрморт в каком-либо из эмоциональных состояний (грусть, таинственность, праздничность и т. д.); работа с красками.
6.Итог урока. Выставка работ (их анализ, оценка)
7. Итог урока
- Давайте вспомним:
Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Удалось ли достичь поставленной цели?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые затруднения?
Где вы сможете применить новые знания?
Домашнее задание. Подобрать иллюстрации с изображением натюрмортов, рассказать об их авторах.