Тема урока: В мастерской художника гжели. Русская керамика: форма изделия и декор. Цель 1.Дать представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, о высоком художественном уровне гжельских изделий на всем протяжении многовековой истории. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Познакомить учащихся с секретом технического приема — гжельского мазка с тенями.
4. Формировать художественно-графические умения кистевой росписи, композиционного навыка — сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета.
Оборудование: презентация,иллюстрации, кисти,гуашь,палитра.
Ход урока
1. Орг момент . Что ж давайте по порядку, Загадаю я загадку, Кто быстрей ответ найдёт, Тот первым и тему урока назовёт. Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель)
2. Объяснение новой темы.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в деревеньку, где царствуют зимние краски круглый год. (Слайд 2.)
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась, теперь
Известно всем в народе ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила
Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения.
И. Кадухина
(Слайды 4–5.)
И действительно, посмотрите, какая красота родилась под кистью художника, какие сказочно красивые узоры, и это при том, что в росписи используется всего один цвет – Синий кобальт.
– Что вы можете сказать о зимнем пейзаже на первом слайде и бело-синем фарфоре?
– Верно, зимний пейзаж созвучен синей росписи Гжели по белому фарфору. Ощущение особой нежности, чистоты, хрупкости и тихой радости от глубокого синего, изменчивого (как тени на снегу или небо) цвета хранят гжельские узоры. Они дороги каждому, кто любовался ими.
– Как и у всякой другой росписи, у гжели есть своя история.
– В полусотне вёрст на восток от стольного княжьего города тянулись дремучие леса, и среди лесов, на суглинистых нечернозёмных угодьях стояла Гжельская волость. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Жили здесь мастера гончарного дела.
Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. (Слайд 6.)
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его. (Слайд 7.)
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде котика. (Слайд 8.) Улыбается кот, хвостом помахивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
– Обратите внимание, как мастер выделяет узором основные членения формы сосуда: тулово, горло, носик. (Слайд 9.)
– Вот что о секрете гжельского синего мазка рассказывает известная художница Н. Т. Бидак (слайд 10): «Особая выразительность мазка и красота – в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому оттенку синего цвета достигается сразу. Для этого синяя краска набирается на одну сторону кисти, причем она распределяется на кисти неравномерно: к краю ее больше, к середине краска совсем истаивает.
Кисть плоско кладется на поверхность бумаги и быстро поворачивается вокруг черенка. Получается округлый «мазок с тенями» с постепенным переходом от темного к светлому. Такой прием получил название «мазок на одну сторону», «живописный мазок».
– Рассмотрите элементы растительного узора на гжельской посуде и найдите среди них прием «живописного мазка» (слайд 11).
– Синяя роза – главный цветок Гжели. Эту красоту вам дарит Н. Т. Бидак. (Слайды 12–13.) Расскажите, как художница последовательно рисует кистью цветок. Какие приемы кистевой росписи вы можете назвать? Рассмотрите изображения народных мастеров в учебнике на с. 64–65.
– Вспомните: на каких изделиях народных мастеров вы выдели приемы кистевой росписи? Как они называются?
3.Работа по учебнику (с.64—65), знакомство с особенностями колорита Гжели: красота русской земли и очарование синего и белого в гжельской росписи.На территории Москвы белоглиняная неглазурованная керамика встречается уже в XV в. Как считают специалисты, это могла быть только гжельская посуда, продававшаяся наряду с чернолощеной и муравленой керамикой.
Однако ценность белых глин до XVIII в. еще не осознавалась. Но постепенно изделия из белой глины начинают вытеснять из быта русского человека всю остальную посуду, а Гжель, небольшое подмосковное село, дает название целому району, объединившему около 30 сел и деревень бывших Богородского и Бронницкого уездов Московской губернии (современный Раменский район Московской области) и прославившемуся как самый крупный район русского керамического производства.
Само название «Гжель» связано, видимо, с керамикой, с процессом обжига. В этом слове слышатся отзвуки глагола «жечь». Да и знаменитая русская поговорка «Хоть горшком назови, только в печь не станови», по преданию, также появилась в Гжели.
В мировом керамическом искусстве Гжель занимает исключительное место уже потому, что на протяжении всей своей истории ее мастера обращались почти ко всем керамическим материалам и добивались самого высокого художественного уровня. Яркая самобытность отличает квасники и кумганы XVIII в. из майолики, украшенные росписью и фигурками, фаянсовые кувшины, кружки XIX в., многоцветный с цветочной росписью фарфор и фарфоровые скульптурки — живые, непосредственные, как и их предшественники, фигурки из майолики XVIII столетия. Современные изделия из фарфора и майолики также любимы и популярны в народе.
Наиболее распространенным керамическим материалом является фарфор, отличающийся исключительной белизной, красивой блестящей поверхностью, крепостью черепка и одновременно его тонкостью (черепок в фарфоре — спекшийся на изломе и водонепроницаемый, а в фаянсе — пористый). Именно фарфор стал ведущим материалом в современной Гжели.
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым. (Св.Ледкова)
3. Физминутка.
По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой, Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
4. Повторение второклассниками за учителем приемов кистевой росписи .
5. Сочинение учащимися узоров для гжельской посуды .
6. Кроссворд.

По горизонтали:
Этот цвет используют в гжельской росписи (голубой).
Так называют глиняные изделия, обожженные в печи (керамика).
Этот поселок называют родиной и колыбелью русской керамики (Гжель)
Именно они преобладают в росписи гжельской посуды (цветы).
Декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (квасник)
Это вид художественной техники, в которой используются живопись и наклеивание различных материалов (коллаж).
По вертикали:
Он состоит из цветов (букет).
Это цвет гжельской керамики (белый).
Это основной цвет в росписи гжельской керамики (синий).
Это вид тонкой керамики (фарфор).
Сосуд, похожий на квасник, но без сквозного отверстия в корпусе. (кумган)
7. Итог. Выставка работ: отмечаем в детских работах выразительность и разнообразие узоров в украшении посуды, связь декора с ее формой.