СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по изучению темы «Мистика и сон в романе «Преступление и наказание»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьной программе роман «Преступление и наказание» изучается в 10 классе, особое внимание теме мистике и снов при этом не уделяется. Нами предложен вариант урока для изучения данной темы. Рассмотрение этой темы на уроке литературы позволит раскрыть образы героев в полном объеме и позволит прояснить многие события.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изучению темы «Мистика и сон в романе «Преступление и наказание»»»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «МИСТИКА И СОН В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»»


Тема урока: «Мистика и сон в романе «Преступление и наказание»»


Тип урока – урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока – урок-исследование.

Оборудование – компьютер, проектор, слайд-презентация (как сопровождение урока).

Цели урока: понять значение снов героев и их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения; раскрыть роль мистики в романе.

Задачи:

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

  • выявить роль снов в раскрытии идеи произведения.

Развивающие:

  • развивать творческую и речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;

  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

  • расширить круг ассоциаций;

  • развивать эмоциональную восприимчивость;

  • развитие умений работать в группе.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к литературе; творчеству Ф.М. Достоевского;

  • показать вневременные рамки классического художественного произведения;

  • воспитывать художественный вкус;

  • воспитывать понимание ценности человеческой души.



Ход урока



I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! Мы продолжаем изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Сегодня нас ждет интересный и увлекательный урок, который будет посвящен мистике и снам в романе.

III. Мотивационное начало урока:

- Любите ли вы поспать?

- Как часто вы видите сны и придаете ли вы им значение?

- Давайте попробуем дать определение слову «сон».

- Расскажите, верите ли вы в мистику?

- Происходили ли с вами какие-то необъяснимые вещи?

- Попробуем дать определение этому понятию?

Ответы обучающихся.

Выслушать всех желающих.

- Обратимся к толковому словарю С.И Ожегова, чтобы посмотреть точные определения данных слов. Открыв словарь, мы узнаем, что «сон – это наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания», а «мистика – вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним; нечто загадочное, необъяснимое».

- Как мы видим из определения, во сне прекращается работа сознания, что же тогда «работает» в человеке и днем и ночью? Что может общаться со сверхъестественным миром?

Ответы обучающихся.

Выслушать всех желающих.

- Вы правы. Это душа человека. Она неустанно работает. Благодаря пережитым ощущениям душа способна сотворить яркий и таинственный мир в сознании человека.

- Тема мистики и сна широко использовалась романтиками. Яркие примеры мы находим в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, Василия Андреевича Жуковского, а также у Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя, Ивана Александровича Гончарова и многих других.

- Ребята, как вы считаете для чего писатели и поэты используют в своих произведениях сновидения и сверхъестественный мир?

Ответы обучающихся.

- Ваши рассуждения верны. Давайте запишем в тетрадь:

Функции сновидений в литературе:

-отражает действительность, раскрывает характер героя;

-сон-пророчество;

-сон-предостережение;

-вещий сон;

-отражает физическое и нравственное состояние героя;

-отражение изменений в душе героя;

-сон-аллегория;

-открывает путь к самопознанию;

-является инструментом психологического анализа.

-В творчестве Федора Михайловича Достоевского мистика и сновидения занимают особое место. Вы уже догадались, о чьих снах мы сегодня будем вести разговор?

Ответы обучающихся.

- Да. Ваши догадки верны. Мы сегодня будем говорить о снах Родиона Романовича Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова. А так же рассмотрим роль мистики в романе.

- Тема нашего сегодняшнего урока – «Мистика и сон в романе «Преступление и наказание»».

- Предположите, какова цель нашего урока?

Ответы обучающихся.

- Цель урока: понять значение снов героев и их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения; раскрыть роль мистики в романе.

III. Работа в группах.

- Для достижения поставленной цели я предлагаю вам работу в группах. (Деление на группы можно произвести в начале урока или на данном этапе)

- Нам необходимо шесть групп.

Ваша задача (Работа рассчитана на 10 минут):

1) Вам необходимо проанализировать предложенный эпизод-сон;

2) Раскрыть значение сна и выявить его функцию (указать главу романа);

3) В виде вывода представить классу;

4)*Как отражается мистика в романе? (*Общий вопрос)

(Учитель определяет эпизод, над которым будет работать группа)

IV. Работа в группах (10 минут) – учителю необходимо следить за временем.

Учитель во время работы групп:

-уделяет внимание каждой группе;

-поддерживает и направляет ход обсуждения;

-помогает в формулировке выводов;

-следит за временем.

V. Представление результатов работы групп (16 минут)

(Представителя выбирает группа)

*По ходу выступления групп в тетради может заполнятся такая таблица:

Название сна

Значение сна

Функции сна

Глава в романе

Первый сон Раскольникова о забитой лошади

Этот сон является отражением двойственной натуры главного героя. Сон отражает внутреннее состояние героя перед совершением преступления, сон характеризует бесчеловечность мира. Раскольников задумывает страшное преступление и готов осуществить его, но данный сон, который представлен как эпизод из детства героя, позволяет понять, что насилие, задуманное им, противоречит его настоящей натуре.

Сон-пророчество;

Раскрытие внутренней сущности героя;

Является инструментом психологического анализа

Часть 1, Глава V

Второй сон Раскольникова об Африке

Оазис является мечтой о светлой жизни. Ему грезится идеальный мир, ради которого и было задумано преступление. Египетский поход – начало карьеры Наполеона и есть символ этого сна.

Воплощает тайные мечтания героя.

Сон как контраст реальной жизни.


Часть 1, Глава VI

Третий сон Раскольникова об Илье Петровиче и хозяйке

Родион чувствует страх, он боится разоблачения, ареста. Третий сон - это, собственно, бредовое видение, порождаемое начавшейся болезнью. Раскольникову мерещится, что на лестнице дома помощник квартального надзирателя страшно избивает квартирную хозяйку. Слышны ее крики и стук ее головы о ступени. Ничего этого на деле нет, герой бредит. Это бред связан со страхом преследования, с недавним посещением полицейской конторы, ссорой с помощником надзирателя и его грубым распеканием сводни за скандал в ее «заведении».

У себя в комнате Раскольников испытывает страх, который заставляет вспомнить ужас, пережитый после преступления. Он проводит параллель между избиением хозяйки и убийством старухи.

Возможность героя взглянуть на себя со стороны.

Является инструментом психологического анализа.

Часть 2, Глава II

Четвертый сон Раскольникова о смеющейся старухе


В четвертом сне Раскольникову снится старуха, которую он убивает и не может убить, он видит этот сон перед приходом Свидригайлова. Он идет в квартиру процентщицы за каким-то человеком, который зовет его туда. Он обнаруживает, что старуха жива. Это некий сон-издевательство, глумление «старой ведьмы» над героем.

Не сумев справится со старухой, он бежит прочь. Герой пытается бежать, но всюду люди. Родион пытался стать выше этой толпы, но они смеются над его попыткой изменить мир, прибегнув к убийству. И старуха смеется над ним, убив ее, он убивает свою душу, те чувства, что были в нем во сне о лошади. Само подсознание героя указывает на бессмысленность убийства, смех старухи – попытка развенчать наполеоновское начало героя.

Раскрывает нравственное состояние героя: страх и позор разоблачения, которые мучают его в жизни.

Часть 3, Глава VI

Бесконечный сон Свидригайлова

Сновидения Свидригайлова позволяют ему увидеть свою подлость и ничтожность. В снах раскрываются все его качества, которые ужасают Аркадия Ивановича. Свидригайлов видит три сна, три кошмара, в которых грань между реальностью и видением размыта.

Сны раскрывают неизвестную самому герою сторону его души.

Часть 6, Глава VI

Пятый сон Раскольникова о коне света

Герой проходит через страдания, размышления, он уверен в своей правоте. И именно здесь героя настигает разоблачение своей теории. «Трихины» во сне опасны для всего человечества, они способны привести к утрате всех моральных, нравственных норм и качеств. Порождение жестокости приведет к страшным последствиям. Сон Родиона полностью противопоставлен его теории. Его уверенность в том, что избранные имеют право на преступление, исчезает, он понимает, что гораздо важнее бороться с жестокостью и насилием, очищать землю от преступлений. В его душе больше нет места «трихинам». Способность к состраданию воскрешает героя для новой жизни.

В символической форме демонстрация страшных последствий воплощения теории Раскольникова в жизнь, ещё раз подчеркнуть её антигуманную сущность и отразить нравственные изменения, начавшиеся в душе героя.

Эпилог



- Вопрос о мистике в романе был общим для всех групп, какие ответы на него вы можете дать?

Ответы обучающихся.

- Молодцы! Ваши ответы верны. Сны, которые видят герои романа, появляются в их сознании не просто так. Все жизненные события, переживаемые героями, накладывают свой отпечаток, все это отражается в сновидениях и является мистицизмом, который сами герои впускают в свою жизнь. Возникновение на страницах романа такого героя как Аркадий Иванович Свидригайлов связано с мистикой. Свидригайлов – мистический посланник, поэтому у него сны сливаются с явью, он видит призраков наяву, и жизнь его похожа на сон. Мы можем предположить, что Аркадий – это дьявол, который пытается увлечь за собой Родиона, но понимая, что у него это не получается и на Раскольникове «кипарисовый крест», он решает застрелиться, положив конец своему мирскому существованию.

IV. Подведение итогов занятия:

- Какова роль снов и мистики в раскрытии идейно-тематического замысла романа?

Обучающиеся могут самостоятельно сделать вывод.

- Итак, мы видим, что сны героев играют очень важную роль в раскрытии идейно-тематического замысла романа: они помогают нам понять истинную сущность героя, мотивировку его поступков, направляют озлобленный разум заблудшего человека к озарению, помогают герою стать на путь обновления и перерождения. Сон в романе «Преступление и наказание» выступает как врата в мифопоэтическое пространство. В романе Ф.М. Достоевского мистика входит в быт, отражается в деталях, становится некоей неотъемлемой чертой реального мира.

VII. Рефлексия:

-Что нового вы узнали?

-Что вам было интересно? Что было скучно?

-Наша сегодняшняя работа помогла вам лучше понять героев произведения?

- Спасибо вам за урок!

VIII. Домашнее задание:

1. Ответить на вопросы:

а)Почему сняться сны только этим героям романа?

б)Возможно ли убрать сны из романа? Докажите свою точку зрения.

в)Чья «реальность» для нас необъяснима и загадочна?

2. Составить синквейн по теме урока.