СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии "Физические и химические свойства воды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Обобщить и расширить знания учащихся о воде, ее роли в живой и неживой  природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Физические и химические свойства воды"»

Тема урока: Физические и химические свойства воды.

Ход урока

1. Организационный момент – отсутствующие (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

Обратить внимание на группу – ОН. В каком соединении мы можем встретить эти химические элементы?

Беседа (пока выполняется домашнее задание):

- Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

- Что называется основаниями?

- На какие группы делятся основания?

- Что такое щелочи? Приведите примеры

- Как можно определить растворимость оснований?

3. Актуализация знаний (фронтальная беседа) (3-4 мин)

У: «Китайский философ Лао-Цзы утверждал, что это – «Самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом». Догадались, о чем идет речь? (вода в колбе)

Если бы я была учителем истории, то тема нашего урока прозвучала бы так: «Ее величество вода».

Запишите тему урока: Физические и химические свойства воды.

Какова будет цель нашего урока? Мы постараемся сегодня ответить на вопрос: что ты такое, вода?

Рассматриваемые вопросы:

1. Значение воды

2. Физические свойства воды

3. Химические свойства воды

4. Применение воды

5. Профессии, связанные с водой

3. Изучение нового материала

Работа с учебником: стр. 89. (3-4 мин)

1. В каких минералах присутствует вода?

2. Что входит в состав гидросферы?

3. Сколько процентов приходится на Земле на долю Мирового океана?

4. Как и для чего происходит круговорот воды в природе?

(Фронтальная беседа) (10 мин)

Каково значение воды на земле?

Вода – одно из начал всего существующего на Земле, говорили в древности. Вода – единое и неделимое вещество, считали в древние века. Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. В пустыне без воды человек выдерживает около суток. Во время одного перехода 25 веков назад в западной части Египта в пустыне Сахары бесследно исчезла могущественная 50-ти тысячная персидская армия. Причиной гибели огромного войска стала нехватка воды.

Где на земле встречается вода?

Известно, что большая часть поверхности земли 71% покрыта океанами и морями. Основные запасы воды содержатся в мировом океане, причем морские воды составляют 94% от всего объема, 6% из них сковано могучими льдами, а 4 % это подземные воды, а на долю пресных вод приходится менее 2%.

Каковы физические свойства воды?

На земле нет другого такого вещества, которое может находиться одновременно в твердом, жидком и газообразном состоянии. Способность воды расширяться при замерзании спасает нашу планету от оледенения. Если бы лед опускался на дно, то все моря, реки и озера постепенно наполнились бы ледяными пластами и глыбами. Известно, что если стальную иголку осторожно положить на поверхность воды налитой в блюдце, то иголка не тонет. Молекулы воды связаны силами поверхностного натяжения. Водомерки, например, за счёт сил поверхностного натяжения бегают по воде.

Используя свои знания, запишем в таблицу физические свойства воды – 1 человек у доски.

Свойства

Характеристика

Агрегатное состояние

Жидкое, твердое, газообразное

Цвет

Без вкуса

Вкус

Без цвета

Запах

Без запаха

Ткип

100° С

Тзамерз

0° С

Плотность воды при +4°С

1г/см3


Вода встречается только в неживой природе?

Вода – самое распространенное вещество на земном шаре. Вода входит в состав тела любого живого существа в значительных количествах. Так, тело человека состоит из воды примерно на 70%, в крови человека около 80%, в мышцах 35%, в костях 25% воды. Организмы рыб содержат до 80 %, земноводных до 60% воды, в овощах содержится 60-80 % воды. Без воды не может прожить ни одно существо.

Химические свойства воды (5-7 мин)

Реакционная способность воды сравнительно невелика.

1) Под действием постоянного электрического тока вода разлагается. При этом образуются кислород и водород.

2H2O → 2H2 + O2

Опыт 1 (видео)

Вода реагирует с активными металлами

Na + 2H2O= 2NaOH (щелочь) + H2

Опыт 2 (видео)

Вода реагирует с оксидами активных металлов: 

Li2O + H2O = 2LiOH

Опыт 3 (видео)

Вода реагирует с оксидами неметаллов:

SO3 + H2O = H2SO4

Обратите внимание, что оксиды металлов и неметаллов реагируют по-разному с водой. (подвести к понятиям кислотные и основные оксиды)

Уравнения реакций записать на доске

Задача:

Вычислите массовые доли водорода и кислорода в воде.

Сделаем вывод: Каков состав воды?

Применение воды (3 мин)

Как человек использует воду? (фронтальная беседа)

Земледелие. Выращивание достаточного количества сельскохозяйственных культур на открытых засушливых землях требует значительных расходов воды, доходящих до 90 % в некоторых странах.

Питьё и приготовление пищи

Живое человеческое тело содержит от 50 % до 75 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти.

Питьевая вода представляет собой воду из какого-либо источника, очищенную от микроорганизмов и вредных примесей. Пригодность воды для питья при её обеззараживании перед подачей в водопровод оценивается по количеству кишечных палочек на литр воды, поскольку кишечные палочки распространены и достаточно устойчивы к антибактериальным средствам, и если кишечных палочек будет мало, то будет мало и других микробов. Если кишечных палочек не больше, чем 3 на литр, вода считается пригодной для питья.

Растворитель

Вода является растворителем для многих веществ. Она используется для очистки как самого человека, так и различных объектов человеческой деятельности. Вода используется как растворитель в промышленности.

Опыты с растворением (хлорид натрия, сахароза, песок, подсолнечное масло, нефть)

Пожаротушение. В пожаротушении вода зачастую используется не только как охлаждающая жидкость, но и для изоляции огня от воздуха в составе пены.

Профессии (сообщения) (5 мин)

Оператор очистных сооружений. Специалист этой области выполняет работы по обслуживанию комплекса очистных сооружений, осуществляет контроль за работой станции и всех этапов очистки воды. Ежедневно он контролирует равномерное распределение воды в камерах реакции, следит за поддержанием надлежащего санитарного состояния фильтров, сооружений, оборудования участка, внутреннего водовода, электроосвещения и вентиляционной системы.

Инженер-технолог по водоподготовке обеспечивает соблюдение технологических процессов очистки воды на очистных сооружениях. В его обязанности входит:

  • Соблюдение норм и стандартов на всех этапах водоподготовки; 

  • Применение технологии обеззараживания с помощью соединений хлора или ультрафиолетового облучения; 

  • Взятие проб и образцов воды на всех этапах водоочистки, проведение химических лабораторных анализов; 

  • Соблюдение норм охраны труда и техники безопасности. 

Аппаратчик химводоочистки занимается обслуживанием водоподготовительных установок, которые могут быть установлены в котельных. Данная профессия является такой же важной, как и профессия оператор котельной. Качество как холодной, так и горячей воды, поступающей из крана, обязательно должно соответствовать нормам. Подача отопления в холодное время года также должна быть эффективной, а вода в системе отопления должна соответствовать специальным требованиям.

«Интересные факты о воде» (если останется время)

  1. Первый закон в России об охране вод был написан Петром I, им открыта в 1718 г. первая водолечебница – Олонецкие марциальные воды.

  2. Трехдневный человеческий зародыш содержит столько же воды, сколько медуза, – 97 %, трехмесячный – 91 %, а новорожденный – 80 %.

  3. В пустыне Сахара от восхода солнца до заката человек испаряет 12 л воды.

  4. За 60 лет жизни человека сердце сокращается более 2 млрд. раз, перекачивает 150 000 кубических метров крови – целое озеро глубиной 2 м и в поперечнике около 300 м.

  5. В зеленом листе без воды не могут образовываться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества.

  6. Вода – «вечный двигатель», она осуществляет движение живой и неживой природы, регулирует температуру и определяет климатические пояса.

  7. В России к концу XVIII в. было 3000 мануфактур, использующих энергию воды рек.

  8. Если всю воду океанов распределить равномерным слоем по всему земному шару, то «мировой океан» был бы общей глубиной 4 км.

  9. Если бы инопланетяне когда-либо посетили нашу планету, скорее всего, они назвали бы ее планета Вода, т.к. это вещество в твердом и жидком состоянии покрывает 3/4 поверхности Земли.

Рефлексивный прием «Незаконченное предложение» (2 мин)

Учащимся нужно высказаться одним предложением, ответив на вопрос:

- сегодня я узнал (-а) …

- я понял, что…

- меня удивило…

- урок для меня показался…

- мое настроение на уроке было…

- материал урока мне был…

Выставление оценок

ДЗ: п. 21; упр. 6 стр. 93