Тема урока: Физические и химические свойства воды.
Ход урока
1. Организационный момент – отсутствующие (1 мин)
2. Проверка домашнего задания (5 мин)
Обратить внимание на группу – ОН. В каком соединении мы можем встретить эти химические элементы?
Беседа (пока выполняется домашнее задание):
- Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
- Что называется основаниями?
- На какие группы делятся основания?
- Что такое щелочи? Приведите примеры
- Как можно определить растворимость оснований?
3. Актуализация знаний (фронтальная беседа) (3-4 мин)
У: «Китайский философ Лао-Цзы утверждал, что это – «Самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет ей на свете равного в этом». Догадались, о чем идет речь? (вода в колбе)
Если бы я была учителем истории, то тема нашего урока прозвучала бы так: «Ее величество вода».
Запишите тему урока: Физические и химические свойства воды.
Какова будет цель нашего урока? Мы постараемся сегодня ответить на вопрос: что ты такое, вода?
Рассматриваемые вопросы:
1. Значение воды
2. Физические свойства воды
3. Химические свойства воды
4. Применение воды
5. Профессии, связанные с водой
3. Изучение нового материала
Работа с учебником: стр. 89. (3-4 мин)
1. В каких минералах присутствует вода?
2. Что входит в состав гидросферы?
3. Сколько процентов приходится на Земле на долю Мирового океана?
4. Как и для чего происходит круговорот воды в природе?
(Фронтальная беседа) (10 мин)
Каково значение воды на земле?
Вода – одно из начал всего существующего на Земле, говорили в древности. Вода – единое и неделимое вещество, считали в древние века. Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. В пустыне без воды человек выдерживает около суток. Во время одного перехода 25 веков назад в западной части Египта в пустыне Сахары бесследно исчезла могущественная 50-ти тысячная персидская армия. Причиной гибели огромного войска стала нехватка воды.
Где на земле встречается вода?
Известно, что большая часть поверхности земли 71% покрыта океанами и морями. Основные запасы воды содержатся в мировом океане, причем морские воды составляют 94% от всего объема, 6% из них сковано могучими льдами, а 4 % это подземные воды, а на долю пресных вод приходится менее 2%.
Каковы физические свойства воды?
На земле нет другого такого вещества, которое может находиться одновременно в твердом, жидком и газообразном состоянии. Способность воды расширяться при замерзании спасает нашу планету от оледенения. Если бы лед опускался на дно, то все моря, реки и озера постепенно наполнились бы ледяными пластами и глыбами. Известно, что если стальную иголку осторожно положить на поверхность воды налитой в блюдце, то иголка не тонет. Молекулы воды связаны силами поверхностного натяжения. Водомерки, например, за счёт сил поверхностного натяжения бегают по воде.
Используя свои знания, запишем в таблицу физические свойства воды – 1 человек у доски.
Свойства | Характеристика |
Агрегатное состояние | Жидкое, твердое, газообразное |
Цвет | Без вкуса |
Вкус | Без цвета |
Запах | Без запаха |
Ткип | 100° С |
Тзамерз | 0° С |
Плотность воды при +4°С | 1г/см3 |
Вода встречается только в неживой природе?
Вода – самое распространенное вещество на земном шаре. Вода входит в состав тела любого живого существа в значительных количествах. Так, тело человека состоит из воды примерно на 70%, в крови человека около 80%, в мышцах 35%, в костях 25% воды. Организмы рыб содержат до 80 %, земноводных до 60% воды, в овощах содержится 60-80 % воды. Без воды не может прожить ни одно существо.
Химические свойства воды (5-7 мин)
Реакционная способность воды сравнительно невелика.
1) Под действием постоянного электрического тока вода разлагается. При этом образуются кислород и водород.
2H2O → 2H2 + O2
Опыт 1 (видео)
Вода реагирует с активными металлами
Na + 2H2O= 2NaOH (щелочь) + H2
Опыт 2 (видео)
Вода реагирует с оксидами активных металлов:
Li2O + H2O = 2LiOH
Опыт 3 (видео)
Вода реагирует с оксидами неметаллов:
SO3 + H2O = H2SO4
Обратите внимание, что оксиды металлов и неметаллов реагируют по-разному с водой. (подвести к понятиям кислотные и основные оксиды)
Уравнения реакций записать на доске
Задача:
Вычислите массовые доли водорода и кислорода в воде.
Сделаем вывод: Каков состав воды?
Применение воды (3 мин)
Как человек использует воду? (фронтальная беседа)
Земледелие. Выращивание достаточного количества сельскохозяйственных культур на открытых засушливых землях требует значительных расходов воды, доходящих до 90 % в некоторых странах.
Питьё и приготовление пищи
Живое человеческое тело содержит от 50 % до 75 % воды, в зависимости от веса и возраста. Потеря организмом человека более 10 % воды может привести к смерти.
Питьевая вода представляет собой воду из какого-либо источника, очищенную от микроорганизмов и вредных примесей. Пригодность воды для питья при её обеззараживании перед подачей в водопровод оценивается по количеству кишечных палочек на литр воды, поскольку кишечные палочки распространены и достаточно устойчивы к антибактериальным средствам, и если кишечных палочек будет мало, то будет мало и других микробов. Если кишечных палочек не больше, чем 3 на литр, вода считается пригодной для питья.
Растворитель
Вода является растворителем для многих веществ. Она используется для очистки как самого человека, так и различных объектов человеческой деятельности. Вода используется как растворитель в промышленности.
Опыты с растворением (хлорид натрия, сахароза, песок, подсолнечное масло, нефть)
Пожаротушение. В пожаротушении вода зачастую используется не только как охлаждающая жидкость, но и для изоляции огня от воздуха в составе пены.
Профессии (сообщения) (5 мин)
Оператор очистных сооружений. Специалист этой области выполняет работы по обслуживанию комплекса очистных сооружений, осуществляет контроль за работой станции и всех этапов очистки воды. Ежедневно он контролирует равномерное распределение воды в камерах реакции, следит за поддержанием надлежащего санитарного состояния фильтров, сооружений, оборудования участка, внутреннего водовода, электроосвещения и вентиляционной системы.
Инженер-технолог по водоподготовке обеспечивает соблюдение технологических процессов очистки воды на очистных сооружениях. В его обязанности входит:
Соблюдение норм и стандартов на всех этапах водоподготовки;
Применение технологии обеззараживания с помощью соединений хлора или ультрафиолетового облучения;
Взятие проб и образцов воды на всех этапах водоочистки, проведение химических лабораторных анализов;
Соблюдение норм охраны труда и техники безопасности.
Аппаратчик химводоочистки занимается обслуживанием водоподготовительных установок, которые могут быть установлены в котельных. Данная профессия является такой же важной, как и профессия оператор котельной. Качество как холодной, так и горячей воды, поступающей из крана, обязательно должно соответствовать нормам. Подача отопления в холодное время года также должна быть эффективной, а вода в системе отопления должна соответствовать специальным требованиям.
«Интересные факты о воде» (если останется время)
Первый закон в России об охране вод был написан Петром I, им открыта в 1718 г. первая водолечебница – Олонецкие марциальные воды.
Трехдневный человеческий зародыш содержит столько же воды, сколько медуза, – 97 %, трехмесячный – 91 %, а новорожденный – 80 %.
В пустыне Сахара от восхода солнца до заката человек испаряет 12 л воды.
За 60 лет жизни человека сердце сокращается более 2 млрд. раз, перекачивает 150 000 кубических метров крови – целое озеро глубиной 2 м и в поперечнике около 300 м.
В зеленом листе без воды не могут образовываться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества.
Вода – «вечный двигатель», она осуществляет движение живой и неживой природы, регулирует температуру и определяет климатические пояса.
В России к концу XVIII в. было 3000 мануфактур, использующих энергию воды рек.
Если всю воду океанов распределить равномерным слоем по всему земному шару, то «мировой океан» был бы общей глубиной 4 км.
Если бы инопланетяне когда-либо посетили нашу планету, скорее всего, они назвали бы ее планета Вода, т.к. это вещество в твердом и жидком состоянии покрывает 3/4 поверхности Земли.
Рефлексивный прием «Незаконченное предложение» (2 мин)
Учащимся нужно высказаться одним предложением, ответив на вопрос:
- сегодня я узнал (-а) …
- я понял, что…
- меня удивило…
- урок для меня показался…
- мое настроение на уроке было…
- материал урока мне был…
Выставление оценок
ДЗ: п. 21; упр. 6 стр. 93