СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии "Карбоновые кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока направлен на изучение органических соединений в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии "Карбоновые кислоты"»

Урок химии в 9 классе. «______» ____________________ 20____ г.

Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры.

Цель. Познакомить учащихся с органическими кислотами и сложными эфирами.

Задачи.

Образовательные.Создать условия для формирования в сознании учащихся первоначальных знаний о карбоновых кислотах, их химических и физических свойствах, применении.

Развивающие.Содействовать развитию умения применять знания, полученные ранее, находить аналогии, наблюдать и делать выводы, закреплению практических навыков

Воспитательные.Способствовать воспитанию интереса к процессу познания нового, расширению кругозора школьников.

Оборудование и реактивы: Уксусная кислота, лакмус, гидроксид натрия, фенолфталеин, порошок магния, оксид магния, карбонат кальция, этиловый спирт, серная кислота (конц.), спиртовка, держатель, пробирки ( по 4 шт.для учащихся + 1 для демонстрации.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.

  1. Из перечисленных формул выберите формулу одноатомных спиртов.

А. СН3СНО Б. С3Н7ОН В. СН3СООН Г. С6Н5ОН

  1. Для одноатомных спиртов возможна изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Сколько формул различных спиртов приведено в задании.

СН3 –СН2 –СН2 –ОН СН3 -СН –СН3 СН3 –СН2 – СН2 – СН2 -ОН

|

ОН

СН3 –СН –ОН СН2 – СН2 –СН2 –ОН

| |

СН3 СН3

А. 5 Б. 4 В. 3 Г.2

  1. В пробирках А и Б находятся растворы глицерина и этилового спирта. С помощью какого реактива можно распознать данные вещества?

А. Сульфата меди(II) Б. Бромной воды.

В. Гидроксида меди (II) Г. Перманганата калия.

  1. Трехатомным спиртом является:

А. Этанол. Б. Пропанол -2. В. Глицерин. Г. Этиленгликоль.

  1. Название вещества, формула которого СН3 – СН –СН2 –СН3

|

ОН

А. Бутанол -1. Б. Пропанол -2. В. Бутан. Г. Бутанол -2.

  1. Физиологическое действие метанола на организм:

А. Потеря слуха.Б. Паралич зрительного нерва.

В. Развитие организма.Г. Снижение кровяного давления.



  1. Изучение нового материала.

Карбоновые кислоты- это класс органических веществ, в молекулах которых углеводородный радикал связан с карбоксильной группой.

-СООН – карбоксильная группа.

Составьте общую формулу карбоновых кислот.

Если радикал в молекуле кислоты – радикал предельного УВ, то кислоты являются предельными; если в молекуле соединения одна карбоксильная группа – то кислоты являются одноосновными.

Гомологический ряд карбоновых кислот.

Формула кислоты

Название (+овая кислота)

Тривиальное название.



Муравьиная



Уксусная



Пропионовая



Масляная



Валерьяновая



Свойства кислот.

Большинство карбоновых кислот – слабые, иногда средней силы кислоты.

  1. Диссоциируют на ионы.

  2. Лабораторная работа.

Уксусная кислота проявляет типичные свойства кислот. Вспомните эти свойства, проделав следующие опыты.

  1. Налейте в четыре пробирки по 2 мл раствора уксусной кислоты. Осторожно понюхайте этот раствор. Добавьте в 1-ю пробирку несколько капель лакмуса. А затем добавьте раствор щелочи; во 2-ю пробирку – порошок магния, в 3 –ю пробирку – оксид магния, в 4-ю – кусочек мела. Что наблюдаете?

  2. Составьте уравнения химических реакций, проводите аналогию с неорганическими веществами.

  1. Реакция этерификации. Демонстрация опыта. 2 мл этилового спирта + 2 мл уксусной кислоты + 1 мл конц. серной кислоты. Нагреть в течение 4-5 мин. не доводя до кипения. Дать остыть и вылить в пробирку с водой. Образовавшееся соединение- сложный эфир – собирается на поверхности, обладают приятным фруктовым запахом.

Реакцию между органической кислотой и спиртом называют реакцией этерификации, а продукт ее – сложным эфиром.

Запишем уравнение реакции этерификации.

  1. Закрепление.

  1. Составьте уравнения практически осуществимых реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название кислотного остатка уксусной кислоты:







А) СН3СООН + Cu(OH)2→_______________________________________________ А

Б) СН3СООН + Na2SiO3→_________________________________________________Ц

В) СН3СООН + Cu→_____________________________________________________ Ф

Г) СН3СООН + Mg→______________________________________________________ Е

Д)СН3СООН +SO3→______________________________________________________ О

Е) СН3СООН + Na2CO3→__________________________________________________ Т

Ж) СН3СООН +NaCl→____________________________________________________Р

З) СН3СООН + HOC2H5→_________________________________________________А

И) СН3СООН + KOH→____________________________________________________ Т

2) Найдите фразы, в которых говориться об областях применения уксусной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составить название галогена:






А) получение водорода ____________________________________________________ И

Б) пищевая приправа ______________________________________________________ А

В) консервирование пищевых продуктов______________________________________С

Г) получение этолового спирта ______________________________________________ О

Д) синтез красителей и лекарств _____________________________________________ Т

Е) дезинфицирующее средство ______________________________________________ Д

Ж) приготовление маринадов _______________________________________________ А

З) производство полимеров _________________________________________________ Т


Домашнее задание. §36 упр. 1 стр. 220













































Рабочая карта урока.

Тема:______________________________________________________________________

Учени____ 9 «__» класса ____________________________________________________


  1. Тестовые задания с одним вариантом ответа.

  1. Из перечисленных формул выберите формулу одноатомных спиртов.

А. СН3СНО Б. С3Н7ОН В. СН3СООН Г. С6Н5ОН

  1. Для одноатомных спиртов возможна изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Сколько формул различных спиртов приведено в задании.

СН3 –СН2 –СН2 –ОН СН3 -СН –СН3СН3 –СН2 – СН2 – СН2 -ОН

|

ОН

СН3 –СН –ОН СН2 – СН2 –СН2 –ОН

| |

СН3СН3

А. 5 Б. 4 В. 3 Г.2

  1. В пробирках А и Б находятся растворы глицерина и этилового спирта. С помощью какого реактива можно распознать данные вещества?

А. Сульфата меди(II) Б. Бромной воды.

В. Гидроксида меди (II) Г. Перманганата калия.

  1. Трехатомным спиртом является:

А. Этанол. Б. Пропанол -2. В. Глицерин. Г. Этиленгликоль.

  1. Название вещества, формула которого СН3 – СН –СН2 –СН3

|

ОН

А. Бутанол -1. Б. Пропанол -2. В. Бутан. Г. Бутанол -2.

  1. Физиологическое действие метанола на организм:

А. Потеря слуха.Б. Паралич зрительного нерва.

В. Развитие организма.Г. Снижение кровяного давления.

Карбоновые кислоты- это_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Общая формула ______________________________________________________________________

Гомологический ряд карбоновых кислот.

Формула кислоты

Название (+овая кислота)

Тривиальное название.



Муравьиная



Уксусная



Пропионовая



Масляная



Валерьяновая

  1. Лабораторная работа.

Уксусная кислота проявляет типичные свойства кислот. Вспомните эти свойства, проделав следующие опыты.

  1. Налейте в четыре пробирки по 2 мл раствора уксусной кислоты. Осторожно понюхайте этот раствор. Добавьте в 1-ю пробирку несколько капель лакмуса. А затем добавьте раствор щелочи; во 2-ю пробирку – порошок магния, в 3 –ю пробирку – оксид магния, в 4-ю – кусочек мела. Что наблюдаете?

  2. Составьте уравнения химических реакций, проводите аналогию с неорганическими веществами.

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________


Упражнения.


  1. Составьте уравнения практически осуществимых реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название кислотного остатка уксусной кислоты:







А) СН3СООН + Cu(OH)2→_______________________________________________ А

Б) СН3СООН + Na2SiO3→_________________________________________________Ц

В) СН3СООН + Cu→_____________________________________________________ Ф

Г) СН3СООН + Mg→______________________________________________________ Е

Д)СН3СООН +SO3→______________________________________________________ О

Е) СН3СООН + Na2CO3→__________________________________________________ Т

Ж) СН3СООН +NaCl→____________________________________________________Р

З) СН3СООН + HOC2H5→_________________________________________________А

И) СН3СООН + KOH→____________________________________________________ Т

2) Найдите фразы, в которых говориться об областях применения уксусной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составить название галогена:






А) получение водорода ____________________________________________________ И

Б) пищевая приправа ______________________________________________________ А

В) консервирование пищевых продуктов______________________________________С

Г) получение этолового спирта ______________________________________________ О

Д) синтез красителей и лекарств _____________________________________________ Т

Е) дезинфицирующее средство ______________________________________________ Д

Ж) приготовление маринадов _______________________________________________ А

З) производство полимеров _________________________________________________ Т

Домашнее задание. §36 упр. 1 стр. 220