СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Счастье и смысл жизни.

Цели:

  • Объяснять, что такое счастье и смысл жизни.
  • Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях).
  • Формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»»

Конспект урока по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» в 4 классе с применением приемов личностно - ориентированного обучения



Тема: Счастье и смысл жизни.

Цели:

  • Объяснять, что такое счастье и смысл жизни.

  • Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях).

  • Формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.

Оборудование: фотографии детей класса и их родных людей в счастливые моменты жизни.

Этапы урока

Ход урока


I. Проверка домашнего задания.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, о чем мечтает каждый человек на Земле. А, что это, вы узнает чуть позже, а сначала проверим как вы, выполнили д/з.

– Соедините пословицы, выберите из них ту, которая отражает тему вашего домашнего задания, поясните, почему.

Береги платье снову,

а честь дорога.

Не кусок пирога,

добро и уважение.

Честь на волоске висит,

а честь смолоду.

Бесчестье

а потеряешь – и канатом не привяжешь.

За честное обхождение –

хуже смерти.


II. Актуализация знаний.


– Вспомнить понятия, которые помогут нам сегодня на уроке, я предлагаю с помощью игры «Окружая мудреца».

Учитель выбирает «мудрецов», основываясь на работе детей на предыдущих уроках. Дети-«мудрецы» получают большую карточку с понятием, которое нужно повторить на уроке. Остальные ученики получают маленькие аналогичные карточки. По сигналу учителя «мудрецы» встают и расходятся по классу. Одноклассники, которым на карточке досталось то же понятие, окружают их. Задача «мудреца» выслушать мнения детей по предложенной теме, обобщить их, подвести к коллективному выводу. После работы в группах у доски остаются одни «мудрецы», которые сообщают всем вывод, полученный в ходе работы группы.


III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Работа с текстом на с. 30 до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию. Какие чувства испытывает мальчик? (Радость, счастье, восторг.)

– А почему? Какой момент изобразил художник? (Победу мальчика в соревнованиях по бегу.)

– Прочитаем текст на с. 30 по ролям.


Работа с текстом на с. 30 после чтения.

– О чём спорили дети? (Для чего они занимаются разными делами.)

– Так почему же Антошка и другие мальчики вскочили и с удовольствием побежали играть в футбол, а Анюта вздохнула и пошла читать книжку? (Мальчики играли для удовольствия, а Анюта читала, потому что так было нужно, из чувства долга.)

– Что бы вы ответили Рустаму на его замечание: «Мы столько разных дел делаем, а для чего – не задумываемся»?

– Что вызвало у вас удивление?

– Над каким вопросом задумались ребята?

– Давайте сравним ваш вопрос с авторским. (Ради чего человек совершает те или иные поступки?)

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.



– Давайте посмотрим на наши фотографии. Вспомните эти счастливые минуты, свои чувства и переживания в те моменты, рассказать о них.

– Для чего люди совершают разные поступки?


Работа с текстом «Счастье – это когда...» до чтения.

– Как вы думаете, почему авторы так странно озаглавили этот текст? Почему, например, они не написали «Счастье – это когда тебе подарили собаку» или «Счастье – это когда у тебя в руках любимая книга»? (Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли.)

– А что об этом сказано в тексте?

Работа с текстом «Счастье – это когда...» во время чтения.

Обычно человек начинает что-либо делать ради достижения какой-то цели. Цель может быть близкой: «Хочу успеть домой, чтобы посмотреть интересную телепередачу». А может быть далёкой: «Хочу научиться кататься на коньках, стать спортсменом и выиграть чемпионат мира». (Трудно, правда?!) Цель может быть совсем простая и направленная только на себя: (То есть связанная только с собственными потребностями.) «Хочу съесть вон то яблоко». А может касаться других: «Хочу сделать так, чтобы моя мама никогда не плакала».

Среди многих стремлений человека выделяются мечты. (Есть у вас мечты?) Это наиболее желаемые, но труднодостижимые цели. То, чего очень-очень хочется, но не знаешь, как этого добиться, и не всегда веришь, что это возможно. Один мечтает избавиться от двоек, а другой – научиться подтягиваться на перекладине. Мечта одного – стать крупным бизнесменом, а другого – известным музыкантом.


Человек может обдумывать свои цели, представлять себе свои мечты. А может не называть их словами и даже не задумываться, почему он что-то делает. Например, однажды, проснувшись рано утром, он увидит необыкновенно красивый рассвет. Первые лучи солнца словно роняют на листья и крыши домов золотистую пыльцу, а лужи и стёкла загораются волшебным светом. В этот миг человек может не заметить, как подходит к окну и глядит, не отрываясь, на рассвет, забыв об утренних делах. (Бывало с вами такое?)

Представь, что ты добился того, к чему долго стремился. (Представляете, что чувствует в этот момент человек?) Или неожиданно сбылась твоя заветная мечта. В этот момент тебя охватывает чувство высшей радости, необычайного душевного подъёма, которое мы называем счастьем.

Счастье бывает разное. Бывает – летящее в виде футбольного мяча. (Это чьё счастье?) Бывает – ароматное, горячее, очень вкусное! (А это?) А бывает – такое пушистое, тёплое и мурлыкающее! (У кого есть такое счастье?) Главное, твоё счастье всегда особенное, не похожее на чьё-то ещё. Потому что у каждого человека свои мечты!

Работа с текстом «Счастье – это когда...» после чтения.

– Как вы думаете, счастье – это краткий момент или длительное состояние?

– Можете обратиться ещё раз к тексту, в нём есть подсказка. (В тексте есть слова: миг, момент; значит, скорее всего, это небольшое время. Потому что счастье – это чувство высшей радости.)


– Как в тексте объясняется, что такое мечты?

– Попробуйте своими словами сформулировать, что такое мечты.

– Почему человек очень радуется, если добился того, о чём мечтал? (Человек ставит цель и прикладывает много усилий, чтобы достичь этой цели.)

– Обратите внимание, что цели человека бывают направлены и на него самого, и на других людей.

– С какими людьми больше дружат: с теми, кто нацелен на себя или на других? Почему?

Работа с иллюстрацией на с. 31.

– Посмотрите на рисунок. Как вы думаете, о чём сейчас мечтает девочка? (О новогоднем хороводе вместе с друзьями.)

– А о чём мечтаете вы? Расскажите друг другу о своих мечтах.


V. Выражение

решения проблемы.


– Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: ради чего человек живёт? А спрашивали ли вы об этом родителей, бабушек, дедушек, друзей?

– Рассмотрите рисунки на с. 32. Можно ли по ним объяснить смысл жизни этих персонажей? (Доктор Айболит лечит зверей; Лев, Страшила, Железный Дровосек, Элли и Тотошка помогают друг другу.)

– Из текста мы узнаем ещё одну точку зрения.

Учитель предлагает прочитать текст «Ради чего живёт человек» на

с. 32.


– Как вы понимаете значение выражения «смысл жизни»?

– Вспомним основной вопрос урока. (Ради чего человек совершает те или иные поступки?)

– Какой вывод мы можем сделать?

«Человек живёт, чтобы достигнуть своих целей, исполнить мечты».

– Давайте сравним свой вывод с авторским. («Каждый человек ставит перед собой цели, мечтает и стремится к счастью. Со временем среди многих целей выделяется главная – смысл жизни».)


VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Выполнение заданий по теме урока (с. 33).

Работа с высказываниями.

– Скажите, кто бы мог произнести такие слова:

«Для меня счастье, когда ребёнок здоров!» (Мама, детский доктор.)

«Для меня счастье, когда ученики готовы к уроку!» (Учитель.)

«Счастье, когда тебе дарят собаку». (Малыш из книги А. Линдгрен или любой человек, мечтающий о собаке.)

«Для меня счастье – банка варенья». (Карлсон.)

«Я счастлива, когда начинаются каникулы!» (Девочка-школьница.)

Работа со стихами.

– Давайте прочитаем стихи и подумаем, какие обстоятельства привели героев к состоянию счастья.

Мы с приятелем вдвоём

Замечательно живём! (С. Михалков.)

(Дружба, позитивное общение.)

Он весел и счастлив

От пят до макушки:

Ему удалось убежать от лягушки. (Л. Квитко «Весёлый жук».)

(Счастье от осознания спасения своей жизни.)

Работа в парах.

– Расскажите друг другу в парах, что вы думаете о смысле жизни, можете привести примеры литературных героев, чьи мечты и стремления вам наиболее близки.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Блицопрос, обобщение.

– Внимательно слушайте и отвечайте одним-двумя словами на мои вопросы и высказывания:

«Их человек ставит для того, чтобы чего-то достичь». (Цели.)

«Девочка хочет получить пятёрку за урок. Это какая цель?» (Близкая.)

«Мальчик хочет стать президентом. А это какая цель?» (Далёкая.)

«Если девушка мечтает о новом платье, это цель для кого?» (Для себя.)

«Учёный работает над созданием нового лекарства. На кого направлена эта цель?» (На других.)

«Главная цель, ради которой человек готов действовать, развиваться, улучшать самого себя». (Смысл жизни.)

Рефлексия.

– «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл», – писал Альберт Эйнштейн. А что вы думаете об этом?

– Какие выводы вы сделали в ходе урока?

– Как вы думаете, с какой целью авторы учебника написали тексты, которые мы читали сегодня? Заставляют ли они о чём-то задуматься?


VIII. Домашнее задание.

– Выберите один из предложенных проектов или придумайте свой по теме урока.