СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе 5 класс К.Паустовский Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе 5 класс К.Паустовский Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»»

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема: К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказе «Теплый хлеб»

Цели: 1. Образовательная:


- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
- обучение обобщению прочитанного, услышанного.

2. Развивающая:

- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

- развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;

- развивать речь при составлении устного рассказа.

3. Воспитательная

- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:  текст сказки,

Словарная работа: добро, зло, теплый.

ХОД УРОКА

  1. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым писателем Константином Георгиевичем Паустовским и его произведением «Теплый хлеб».

Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни».

Затем же, в 1912 году, поступил в Киевский университет, но вскоре продолжил обучение в университете Москвы. Там Паустовский учился на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.

-Вспомните, какие произведения Паустовского вам уже известны?

Работа со статьей учебника

- Ребята, перед вами эпиграф, слова К. Паустовского: « Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги». Как вы понимаете смысл этих слов? А какие книги вы можете назвать своими друзьям

Слово учителя

Сегодня мы приступим к чтению произведения К.Г.Паустовского. Константин Георгиевич Паустовский писал произведения для взрослых – романы и рассказы, которые несли в нашу жизнь свет, радость, надежду. Но не забыл он и о детях, сочинив для них несколько сказок: "Растрёпанный воробей", "Стальное колечко", "Дремучий медведь", "Тёплый хлеб".

Может показаться, что они совсем не похожи на сказки – события в них реальные, жизненные. Только добавлено чуть-чуть чего-то неуловимо-волшебного, чудесного... Такое и в действительности может быть. Но какие глубокие мысли заложены в этих сказках! Иногда сказки Паустовского называют притчами.

– А что вы знаете о притчах? Расскажите о притче как литературном жанре.

(Ответы детей: Они знакомы с притчами, с особенностями этого жанра. На уроках литературы мы читали библейские притчи, притчи Л.Н.Толстого).

Сегодня мы будем слушать, и читать сказку – притчу "Тёплый хлеб".

Работа с текстом

_ Ребята, давайте вспомним какие виды сказок бывают?

- А к какому виду сказки можно отнести «Теплый хлеб»? (бытовая)

- Раз это сказка бытовая, то главные герои такой сказки люди. Вот и у нас главный герой – мальчик Филька. Давайте вспомним, кто такой Филька и что с ним происходит.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам проследить, каким был Филька до рассказа легенды бабушкой, и каким стал после. Почему он Филька, а не Филя? (потому что он злой)

Учитель: Какую легенду рассказывает бабушка Фильке?

Ученики

Учитель: давайте сравним Фильку до легенды и после

До

После

Очень груб с окружающими и лошадью

Просит прощение у лошади

Фраза «Ну тебя»

Не произносит таких фраз, а помогает

Не обращает ни на кого внимание

Расстроился из-за того, что лошадь не хочет с ним мириться

Живя с бабушкой, не помогает ей

Становится трудолюбивым

Учитель: Как мы видим, Филька меняется в лучшую сторону. Да, быть добрым, учиться добру – сложно. Но Филька с этим справляется. Как выдумаете, Филька получил свой урок жизни?

Учитель: Как прошло примирение Фильки и лошади? И почему лошадь не хотела с ним мириться?

Зачитывается фрагмент из сказки.

Учитель: А теперь ответьте мне на вопрос, почему сказка называется «Теплый хлеб»?

Учащиеся: Хлеб на Руси были превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только Фильки с конем, но и бед всей деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб – путь к прощению и примирению. Учитель: Когда хлеб становится теплым?

Учащиеся: Когда все согреты теплом души, общая радость

Рефлексия

Ребята, мы говорили о добре и зле. Перед вами два кружочка- красный и синий. Красный это цвет дружбы, добра. А синий – холод, зло. Выберите для себя кружочек и прикрепите его на доску. Ну вот, ребята, мир становится добрее и от маленьких поступков. Не забывайте об этом.

Домашнее задание

Напишите 5 пословиц и поговорок о хлебе.

Итог урока

Всем спасибо. До свидания