СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (6 класс).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка подойдет как для рабочего урока в 6 классе, так и для открытого. Урок носит обучающий, развивающий и один из самых важных компонентов ФГОС - воспитательный характер. 

Виды работ, включенные в разработку, отвечают возрастным особенностям обучающихся, в результате чего ученики становятся активными участниками урока. Также применение разнообразных видов работы способствует снижению утомляемости учащихся в процессе обучения.

Тип разработки: урок изучения нового материала. Преимущество данного конспекта в том, что в нем есть плавные переходы между этапами урока, но при этом нет ничего лишнего. С этим конспектом на уроке будет и актуализация опорных знаний, плавно вытекающая в проверку домашнего задания, и мотивация с самостоятельным целеполаганием учащихся, и эвристическая беседа, выявляющая первичное понимание мифов, работа с термином "миф" (работа со словарем), повторение отличий таких схожих жанров, как сказка и легенда, работа с литературоведческим термином "образ-символ", идейно-художественный анализ двух подвигов Геракла, работа в паре с самопроверкой, работа по рядам с эпизодами, самостоятельная работа по вариантам с фразеологизмами и их значениями (работа, которая подготавливает учеников к написанию ВПР и сдаче ОГЭ и ЕГЭ) с взаимопроверкой, дифференцированное домашнее задание и, конечно же, кольцевая композиция урока (эпиграф по теме красной нитью проходит сквозь весь урок). На протяжении всего урока учащиеся посещают 2 зала - художественный и книжный. В качестве рефлексии обучающиеся сами создают предметный мир Древней Греции.В общем, данная методическая разработка станет незаменимым помощником при подготовке к уроку как школьного учителя, так и репетитора. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (6 класс).»

Учитель: Бобик А.А.

Урок № 87

Класс: 6-Е

Дата: 19.04.2023

Тема урока: «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

- Сформулировать понятия миф и мифология, сформировать представление о вечном образе-символе; раскрыть художественное своеобразие мифов «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивать логическое и образное мышление, а также творческие навыки учащихся.

Воспитательный компонент: воспитывать интерес к мировой истории и культуре, осознание культурных связей в мировой истории.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание личностного смысла учения; проявление готовности к саморазвитию; умение извлекать нравоучительный смысл из художественного произведения; историко-культурное обогащение учащихся; формирование представления о глубинных связях времен и культур; воспитание в учащихся гуманного отношения к людям и уважительного отношения к мифологии; воспитание уважительного отношения к культурному наследию; формирование представления о героическом поступке; ценностное отношение к мифам Древней Греции, к древнегреческим богам и героям; формировать эстетическое понятие окружающего мира.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: умение выстраивать связный ответ на вопрос, вести диалог, проявлять уважительное отношение к чужому мнению.

Познавательные УУД: умение сравнивать, сопоставлять, анализировать факты, явления, понятия и делать выводы; умение ориентироваться в справочной литературе; умение отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; стимулировать познавательный процесс

Регулятивные УУД: умение понимать учебные задачи урока, выстраивать пути их решения и оценивать свои достижения на уроке.

Предметные УУД: определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; формирование представлений о мифе как жанре; умение отличать миф как жанр от сказки и легенды; умение давать связную характеристику герою; умение истолковывать фразеологизмы, связанные с древнегреческими мифами;

Оборудование: учебник, презентация, иллюстрации к произведениям, книги по теме, раздаточный материал, конспект урока с соответствующими этапами.

Ход урока

«Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны».

Д.С.Лихачев

  1. Организационный момент (1 мин)

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами непростой урок, он – открытый, мы показываем свои знания и умения нашим гостям. Давайте поприветствуем и их! Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости! Итак, все готовы к уроку? Присаживайтесь.

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

(Звучит греческая музыка)

- Какие ассоциации возникают?

- Как вам кажется, культуру какого народа/ страны представляет эта музыка?

- Верно. И сегодняшний урок – часть большого проекта по созданию интерактивного музея древнегреческой мифологии. Мы совершим экскурсию в… Древнюю Грецию.

- Итак, тема урока: «Мифы Древней Греции». Открыли тетради, записали число, классная работа, тема.

- Игорь, прочитай эпиграф. Эта мысль академика Лихачева пройдет красной нитью через весь наш урок.

III. Целеполагание (1 мин)

- Традиционно сформулируем цели и задачи нашего урока:

- сформулировать значение понятий «миф»;

- познакомиться с самыми известными мифами Древней Греции;

- определить роль мифов в современном мире.

IV. Актуализация знаний (6 мин)

- На каникулы вы получили задание: прочитать мифы Древней Греции. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете древних Богов. У каждого из вас есть карточка, которую вы должны заполнить. Прочитайте задание. Все ли понятно? На выполнение этой работы у вас есть минута.

Задание 1. Вставьте на месте пропуска имена древнегреческих Богов, используя слова для справки:

Высоко на светлом Олимпе царит______________, окружённый сонмом богов. Здесь и супруга его_____, златокудрый _____ с сестрой своей ___________, богиня красоты ______ и богиня мудрости - _________.

Есть у верховного Бога Зевса 2 брата: Бог морей _____ и Бог подземного царства _____.

Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня ________. Она созывает собрания богов на светлом Олимпе и народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон.

С этой горы спускается к людям вестник Богов - _______.(Гермес)

Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.

Слова для справки: Зевс, Артемида, Аполлон, Афродита, Гермес, Фемида, Афина, Зевс, Гера, Аид.

- А теперь проверим по образцу на экране. Оцените свою работу самостоятельно на листах.

По образцу на экране:

- 10 верных ответов - «5»

- 7-9 верных ответов - «4»

- 5-6 верных ответов - «3»

- У кого нет ошибок?

- Итак, мы с вами отправляемся на гору Олимп, где, согласно мифам, пребывают греческие Боги. Кого здесь не хватает? Давайте их разместим в соответствии с определенной иерархией.

- Приглашаю вас в живописный зал, связанный с древнегреческими мифами.

Эвристическая беседа:

1. Какие мифологические сюжеты, образы героев вы узнаете, глядя на эти иллюстрации? Здесь есть герои, с которыми мы познакомимся позже.

2. О чем рассказывают эти иллюстрации и мифы в целом?

3. Как изображаются герои мифов? Это видно по иллюстрациям?

- А что для вас подвиг?

- Давайте посмотрим, какое определение дает толковый словарь, прочитайте:

Подвиг. - 1. Действие, совершенное в трудных, опасных условиях;

2. Самоотверженный, героический поступок.

- Сегодня мы будем говорить о некоторых подвигах в мифах.

V. Открытие новых знаний (6 мин)

1) Работа с термином «миф».

- Глядя на иллюстрации, назовите черты, характерные для мифа как жанра.

- Давайте обратимся к литературоведческому словарю. Катя, прочитай вслух определение к термину «миф».

- Какие черты мифа для вас новые?

- У нас есть очень похожие жанры на миф, назовите их.

- Давайте сразу определимся, чем отличается миф от сказки.

- А что такое легенда?

- Между легендами и мифами проходит тонкая грань, поэтому одна из самых известных книг Николая Куна называется «Легенды и мифы Древней Греции». Обратите внимание на книжный зал, который посвящен нашей теме. Спасибо тем, кто активно приносил из домашних, школьных и городских библиотек книги, посвященные нашей теме, а некоторые, знаю, даже приобрели в магазинах ценнейшие и красивейшие материалы.

- Как вы думаете, когда родились мифы и почему?

- Что такое мифология? Мифы родились во времена многобожия, язычества.

- Прошли тысячелетия, развились многие науки, однако мифы продолжают жить в литературе, искусстве и окружающем нас мире. Почему?

- Верно. Они являются богатейшим источником вечных образов и символов для современной цивилизации.

- Назовите самый известный образ-символ древнегреческих мифов. Для верного ответа даю 1 подсказку: он дал людям науки, первые научные знания; 2 подсказка: он пострадал за свою помощь людям и любовь к ним; 3 подсказка он стал символом света, знаний, подарив людям огонь.

- А кто помог Прометею, когда он был наказан за то, что ослушался Богов из любви к людям?

- Сегодня мы будем говорить о подвигах Геракла.

- Что мы знаем из мифологии о Геракле?

- Давайте выстроим эти подвиги в их последовательности, ориентируясь на картинки. Кто пойдет к доске?

1) Немейский лев;

2) Лернейская гидра;

3) Коринейская лань;

4) Эртманский вепрь;

5) Стимфалийские птицы;

6) Авгиевы конюшни;

7) Критский бык;

8) Кони Диомеда;

9) Пояс Ипполиты;

10) Коровы Гериона;

11) Пес Цербер;

12) Яблоки Гесперид;

- Оцени свой ответ (1-2 ошибки – «4»).

VI. Физкультминутка (1 мин.)

- (звучит сиртаки) Пора взбодриться! Встаем. Представим, что мы находимся в Древней Греции, повторяем движения за Ирой.

VII.Работа по теме урока (19 мин.)

А) Идейно-художественный анализ шестого и двенадцатого подвигов Геракла.

1) Миф 1. Шестой подвиг «Скотный двор царя Авгия»:

- (на фоне звучит кифара) Попросим Владислава художественно пересказать фрагмент этого подвига.

- Спасибо. Кто считает, что такое выступление заслуживает максимальной оценки?

- Какими приемами описываются богатства Авгия? Найдите в тексте.

- Однако, будучи сыном Бога Солнца, Гелиоса, Авгий ведет себя недостойно. Обоснуйте.

- За что наказан Авгий?

- Какие качества проявил Геракл?

Можно ли назвать такой поступок героя подвигом и почему?

- Какой фразеологизм родился из этого мифа?

- Вспомним, что такое фразеологизм?

- Что он обозначает?

- Мы должны отметить, что имена собственные во фразеологизмах стали нарицательными, то есть когда речь идет о запущенном хозяйстве, употребляют это выражение.

- Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый подвиг.

2) Миф 2. Двенадцатый подвиг «Яблоки Гесперид»:

- Какую задачу поставил Эврисфей? Процитируйте.

- Восстановите хронологическую последовательность сюжетного плана этого мифа. Работаем в парах.

2.1) Парная работа:

1. Задача Геракла;

2. Встреча с нимфами;

3. Открытие тайны в сады Гесперид;

4. Победа над Антеем;

5. Царь Бусирис;

6. Диалог с Атласом;

7. Могучие плечи Геракла;

8. Хитрость Атласа и Геракла;

9. Возвращение яблок в сады.

Самопроверка по образцу на экране:

9 верных ответов – «5»

7-8 верных ответов – «4»

5-6 верных ответов – «3»

2.2) Работа по рядам с эпизодами.

- Для анализа 2 мифа мы берем 3 эпизода, каждый ряд работает со своим: 1 ряд – 1 эпизод, 2 – со вторым, третий – с третьим. Для подготовки у вас есть 1 минута.

Эпизод 1, первый ряд:

- Как характеризует Геракла поиск пути в сады Гесперид?

- В чем волшебство этого эпизода?

- Какие эпитеты помогают почувствовать божественное величие природы?

Эпизод 2, второй ряд:

- Как эпизод помогает увидеть сложные взаимоотношения между Богами и героями?

- В чем тайна Антея?

- Какой метафорический смысл скрывается в тайне Антея?

Эпизод 3, третий ряд:

- Почему царь Бусирис хотел принести Геракла в жертву Зевсу?

- Кто такой прорицатель? Посмотрите в толковом словаре.

- Как называются времена, когда людей приносили в жертву?

Эпизод 4., анализ финала мифа:

- Много еще пришлось встретить Гераклу на пути своем опасностей, пока достиг он…

- Как удалось Гераклу перехитрить Атласа?

- Почему в мифах Боги ведут себя по-разному: одни помогают, а другие им вредят?

- Однако, повторимся, многие сюжеты и образы вошли в нашу жизнь и стали символичными. Предлагаю вам самостоятельную работу.

VIII. Контроль усвоения знаний (3 мин.)

- Соотнесите на карточках фразеологизмы и к ним объяснения. Запишите только цифрами (например, 1-5, 2-7).

1 вариант:

  1. Сизисов труд – сложная, изнуряющая и абсолютно бесполезная работа.

  2. Панический страх – это крайняя степень страха, он внезапен, неконтролируем и безумен.

  3. Олимпийское спокойствие – невозмутимое спокойствие

  4. Танталовые муки – мучения, вызываемые созерцанием желанной цели и сознанием невозможности ее достичь.

  5. Ящик Пандоры – источник всех бед.

2 вариант:

  1. Прометеев огонь – мужество и благородство человека; это то, что освещает путь, и помогает найти дорогу в темноте;

  2. Нить Ариадны – путеводная нить, то, что помогает выйти из затруднительного положения.

  3. Ахиллесова пята – слабая сторона, «больное», уязвимое место чего-либо или кого-либо. 

  4. Яблоко раздора – сердцевина, ядро или суть спора, или небольшой вопрос, который может привести к более крупному спору. 

  5. Титанический труд - дело, которое требует больших усилий, затрат или иных вложений. 

- Обменяйтесь карточками. Ответы на доске. Оцените друг друга. У кого «5»?

5 верных ответов – «5»

4 верных ответа – «4»

3 верных ответа – «3»

- Еще раз приглашаю в художественный зал. Мифы, живущие в сознании выдающихся архитекторов и художников мира, представлены на слайде. Рассмотрите картинки.

IX. Итоги и выводы (3 мин.)

- Какие качества Геракла сделали его одним из величайших героев античного, древнего мира?

- Именно поэтому древние греки почитали Геракла, именно поэтому этот герой завоевал себе бессмертие. И сегодня мы продолжаем называть героем того, кто проявил свои лучшие человеческие качества и остался жит ь в памяти народа. Мифы стали мировым достоянием, в них отразилась культура и философия жизни древнего человека.

- Как вы понимаете эпиграф?

X. Оценивание (1 мин.)

- Ребята, вы сегодня большие молодцы! Потрудились отлично. Сегодня за урок получат «5»/ «4»… А также я обязательно соберу у вас работы и проверю их на качество выполнения, оценю. Не забудьте сдать листы самооценивания.

XI. Организация домашнего задания. Выборочное (1 мин.)

- Прочитайте «Легенду об Арионе» в учебнике.

- Дополнительное задание*: Прочитать 3 славянских мифа. Быть готовым объяснить общие и различные черты древнегреческих и славянских мифов.

- Есть вопросы по домашнему заданию?

XII. Рефлексия (1 мин.)

- Мы сегодня посетили два зала – художественный и книжный. Давайте создадим третий. Назовем его предметный мир Древней Греции. Какой предмет вы бы хотели оставить в качестве экспоната в музей, посвященном мифам Древней Греции и почему? Желающие объясните.

- Спасибо вам за урок! До свидания! Попрощаемся с гостями.