Учитель: Бобик А.А.
Урок № 87
Класс: 6-Е
Дата: 19.04.2023
Тема урока: «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
- Сформулировать понятия миф и мифология, сформировать представление о вечном образе-символе; раскрыть художественное своеобразие мифов «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивать логическое и образное мышление, а также творческие навыки учащихся.
Воспитательный компонент: воспитывать интерес к мировой истории и культуре, осознание культурных связей в мировой истории.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание личностного смысла учения; проявление готовности к саморазвитию; умение извлекать нравоучительный смысл из художественного произведения; историко-культурное обогащение учащихся; формирование представления о глубинных связях времен и культур; воспитание в учащихся гуманного отношения к людям и уважительного отношения к мифологии; воспитание уважительного отношения к культурному наследию; формирование представления о героическом поступке; ценностное отношение к мифам Древней Греции, к древнегреческим богам и героям; формировать эстетическое понятие окружающего мира.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: умение выстраивать связный ответ на вопрос, вести диалог, проявлять уважительное отношение к чужому мнению.
Познавательные УУД: умение сравнивать, сопоставлять, анализировать факты, явления, понятия и делать выводы; умение ориентироваться в справочной литературе; умение отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; стимулировать познавательный процесс
Регулятивные УУД: умение понимать учебные задачи урока, выстраивать пути их решения и оценивать свои достижения на уроке.
Предметные УУД: определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; формирование представлений о мифе как жанре; умение отличать миф как жанр от сказки и легенды; умение давать связную характеристику герою; умение истолковывать фразеологизмы, связанные с древнегреческими мифами;
Оборудование: учебник, презентация, иллюстрации к произведениям, книги по теме, раздаточный материал, конспект урока с соответствующими этапами.
Ход урока
«Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны».
Д.С.Лихачев
Организационный момент (1 мин)
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами непростой урок, он – открытый, мы показываем свои знания и умения нашим гостям. Давайте поприветствуем и их! Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости! Итак, все готовы к уроку? Присаживайтесь.
Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
(Звучит греческая музыка)
- Какие ассоциации возникают?
- Как вам кажется, культуру какого народа/ страны представляет эта музыка?
- Верно. И сегодняшний урок – часть большого проекта по созданию интерактивного музея древнегреческой мифологии. Мы совершим экскурсию в… Древнюю Грецию.
- Итак, тема урока: «Мифы Древней Греции». Открыли тетради, записали число, классная работа, тема.
- Игорь, прочитай эпиграф. Эта мысль академика Лихачева пройдет красной нитью через весь наш урок.
III. Целеполагание (1 мин)
- Традиционно сформулируем цели и задачи нашего урока:
- сформулировать значение понятий «миф»;
- познакомиться с самыми известными мифами Древней Греции;
- определить роль мифов в современном мире.
IV. Актуализация знаний (6 мин)
- На каникулы вы получили задание: прочитать мифы Древней Греции. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете древних Богов. У каждого из вас есть карточка, которую вы должны заполнить. Прочитайте задание. Все ли понятно? На выполнение этой работы у вас есть минута.
Задание 1. Вставьте на месте пропуска имена древнегреческих Богов, используя слова для справки:
Высоко на светлом Олимпе царит______________, окружённый сонмом богов. Здесь и супруга его_____, златокудрый _____ с сестрой своей ___________, богиня красоты ______ и богиня мудрости - _________.
Есть у верховного Бога Зевса 2 брата: Бог морей _____ и Бог подземного царства _____.
Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня ________. Она созывает собрания богов на светлом Олимпе и народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон.
С этой горы спускается к людям вестник Богов - _______.(Гермес)
Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.
Слова для справки: Зевс, Артемида, Аполлон, Афродита, Гермес, Фемида, Афина, Зевс, Гера, Аид.
- А теперь проверим по образцу на экране. Оцените свою работу самостоятельно на листах.
По образцу на экране:
- 10 верных ответов - «5»
- 7-9 верных ответов - «4»
- 5-6 верных ответов - «3»
- У кого нет ошибок?
- Итак, мы с вами отправляемся на гору Олимп, где, согласно мифам, пребывают греческие Боги. Кого здесь не хватает? Давайте их разместим в соответствии с определенной иерархией.
- Приглашаю вас в живописный зал, связанный с древнегреческими мифами.
Эвристическая беседа:
1. Какие мифологические сюжеты, образы героев вы узнаете, глядя на эти иллюстрации? Здесь есть герои, с которыми мы познакомимся позже.
2. О чем рассказывают эти иллюстрации и мифы в целом?
3. Как изображаются герои мифов? Это видно по иллюстрациям?
- А что для вас подвиг?
- Давайте посмотрим, какое определение дает толковый словарь, прочитайте:
Подвиг. - 1. Действие, совершенное в трудных, опасных условиях;
2. Самоотверженный, героический поступок.
- Сегодня мы будем говорить о некоторых подвигах в мифах.
V. Открытие новых знаний (6 мин)
1) Работа с термином «миф».
- Глядя на иллюстрации, назовите черты, характерные для мифа как жанра.
- Давайте обратимся к литературоведческому словарю. Катя, прочитай вслух определение к термину «миф».
- Какие черты мифа для вас новые?
- У нас есть очень похожие жанры на миф, назовите их.
- Давайте сразу определимся, чем отличается миф от сказки.
- А что такое легенда?
- Между легендами и мифами проходит тонкая грань, поэтому одна из самых известных книг Николая Куна называется «Легенды и мифы Древней Греции». Обратите внимание на книжный зал, который посвящен нашей теме. Спасибо тем, кто активно приносил из домашних, школьных и городских библиотек книги, посвященные нашей теме, а некоторые, знаю, даже приобрели в магазинах ценнейшие и красивейшие материалы.
- Как вы думаете, когда родились мифы и почему?
- Что такое мифология? Мифы родились во времена многобожия, язычества.
- Прошли тысячелетия, развились многие науки, однако мифы продолжают жить в литературе, искусстве и окружающем нас мире. Почему?
- Верно. Они являются богатейшим источником вечных образов и символов для современной цивилизации.
- Назовите самый известный образ-символ древнегреческих мифов. Для верного ответа даю 1 подсказку: он дал людям науки, первые научные знания; 2 подсказка: он пострадал за свою помощь людям и любовь к ним; 3 подсказка он стал символом света, знаний, подарив людям огонь.
- А кто помог Прометею, когда он был наказан за то, что ослушался Богов из любви к людям?
- Сегодня мы будем говорить о подвигах Геракла.
- Что мы знаем из мифологии о Геракле?
- Давайте выстроим эти подвиги в их последовательности, ориентируясь на картинки. Кто пойдет к доске?
1) Немейский лев;
2) Лернейская гидра;
3) Коринейская лань;
4) Эртманский вепрь;
5) Стимфалийские птицы;
6) Авгиевы конюшни;
7) Критский бык;
8) Кони Диомеда;
9) Пояс Ипполиты;
10) Коровы Гериона;
11) Пес Цербер;
12) Яблоки Гесперид;
- Оцени свой ответ (1-2 ошибки – «4»).
VI. Физкультминутка (1 мин.)
- (звучит сиртаки) Пора взбодриться! Встаем. Представим, что мы находимся в Древней Греции, повторяем движения за Ирой.
VII.Работа по теме урока (19 мин.)
А) Идейно-художественный анализ шестого и двенадцатого подвигов Геракла.
1) Миф 1. Шестой подвиг «Скотный двор царя Авгия»:
- (на фоне звучит кифара) Попросим Владислава художественно пересказать фрагмент этого подвига.
- Спасибо. Кто считает, что такое выступление заслуживает максимальной оценки?
- Какими приемами описываются богатства Авгия? Найдите в тексте.
- Однако, будучи сыном Бога Солнца, Гелиоса, Авгий ведет себя недостойно. Обоснуйте.
- За что наказан Авгий?
- Какие качества проявил Геракл?
– Можно ли назвать такой поступок героя подвигом и почему?
- Какой фразеологизм родился из этого мифа?
- Вспомним, что такое фразеологизм?
- Что он обозначает?
- Мы должны отметить, что имена собственные во фразеологизмах стали нарицательными, то есть когда речь идет о запущенном хозяйстве, употребляют это выражение.
- Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый подвиг.
2) Миф 2. Двенадцатый подвиг «Яблоки Гесперид»:
- Какую задачу поставил Эврисфей? Процитируйте.
- Восстановите хронологическую последовательность сюжетного плана этого мифа. Работаем в парах.
2.1) Парная работа:
1. Задача Геракла;
2. Встреча с нимфами;
3. Открытие тайны в сады Гесперид;
4. Победа над Антеем;
5. Царь Бусирис;
6. Диалог с Атласом;
7. Могучие плечи Геракла;
8. Хитрость Атласа и Геракла;
9. Возвращение яблок в сады.
Самопроверка по образцу на экране:
9 верных ответов – «5»
7-8 верных ответов – «4»
5-6 верных ответов – «3»
2.2) Работа по рядам с эпизодами.
- Для анализа 2 мифа мы берем 3 эпизода, каждый ряд работает со своим: 1 ряд – 1 эпизод, 2 – со вторым, третий – с третьим. Для подготовки у вас есть 1 минута.
Эпизод 1, первый ряд:
- Как характеризует Геракла поиск пути в сады Гесперид?
- В чем волшебство этого эпизода?
- Какие эпитеты помогают почувствовать божественное величие природы?
Эпизод 2, второй ряд:
- Как эпизод помогает увидеть сложные взаимоотношения между Богами и героями?
- В чем тайна Антея?
- Какой метафорический смысл скрывается в тайне Антея?
Эпизод 3, третий ряд:
- Почему царь Бусирис хотел принести Геракла в жертву Зевсу?
- Кто такой прорицатель? Посмотрите в толковом словаре.
- Как называются времена, когда людей приносили в жертву?
Эпизод 4., анализ финала мифа:
- Много еще пришлось встретить Гераклу на пути своем опасностей, пока достиг он…
- Как удалось Гераклу перехитрить Атласа?
- Почему в мифах Боги ведут себя по-разному: одни помогают, а другие им вредят?
- Однако, повторимся, многие сюжеты и образы вошли в нашу жизнь и стали символичными. Предлагаю вам самостоятельную работу.
VIII. Контроль усвоения знаний (3 мин.)
- Соотнесите на карточках фразеологизмы и к ним объяснения. Запишите только цифрами (например, 1-5, 2-7).
1 вариант:
Сизисов труд – сложная, изнуряющая и абсолютно бесполезная работа.
Панический страх – это крайняя степень страха, он внезапен, неконтролируем и безумен.
Олимпийское спокойствие – невозмутимое спокойствие
Танталовые муки – мучения, вызываемые созерцанием желанной цели и сознанием невозможности ее достичь.
Ящик Пандоры – источник всех бед.
2 вариант:
Прометеев огонь – мужество и благородство человека; это то, что освещает путь, и помогает найти дорогу в темноте;
Нить Ариадны – путеводная нить, то, что помогает выйти из затруднительного положения.
Ахиллесова пята – слабая сторона, «больное», уязвимое место чего-либо или кого-либо.
Яблоко раздора – сердцевина, ядро или суть спора, или небольшой вопрос, который может привести к более крупному спору.
Титанический труд - дело, которое требует больших усилий, затрат или иных вложений.
- Обменяйтесь карточками. Ответы на доске. Оцените друг друга. У кого «5»?
5 верных ответов – «5»
4 верных ответа – «4»
3 верных ответа – «3»
- Еще раз приглашаю в художественный зал. Мифы, живущие в сознании выдающихся архитекторов и художников мира, представлены на слайде. Рассмотрите картинки.
IX. Итоги и выводы (3 мин.)
- Какие качества Геракла сделали его одним из величайших героев античного, древнего мира?
- Именно поэтому древние греки почитали Геракла, именно поэтому этот герой завоевал себе бессмертие. И сегодня мы продолжаем называть героем того, кто проявил свои лучшие человеческие качества и остался жит ь в памяти народа. Мифы стали мировым достоянием, в них отразилась культура и философия жизни древнего человека.
- Как вы понимаете эпиграф?
X. Оценивание (1 мин.)
- Ребята, вы сегодня большие молодцы! Потрудились отлично. Сегодня за урок получат «5»/ «4»… А также я обязательно соберу у вас работы и проверю их на качество выполнения, оценю. Не забудьте сдать листы самооценивания.
XI. Организация домашнего задания. Выборочное (1 мин.)
- Прочитайте «Легенду об Арионе» в учебнике.
- Дополнительное задание*: Прочитать 3 славянских мифа. Быть готовым объяснить общие и различные черты древнегреческих и славянских мифов.
- Есть вопросы по домашнему заданию?
XII. Рефлексия (1 мин.)
- Мы сегодня посетили два зала – художественный и книжный. Давайте создадим третий. Назовем его предметный мир Древней Греции. Какой предмет вы бы хотели оставить в качестве экспоната в музей, посвященном мифам Древней Греции и почему? Желающие объясните.
- Спасибо вам за урок! До свидания! Попрощаемся с гостями.