I. Организационо-мотивационный этап Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке. | Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на нашем уроке. Садитесь. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: сформулировать тему урока, определить цели, мотивировать обучающихся, подготовить к восприятию нового материала по теме урока. | …Так кто ж ты, наконец? - Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. М.А. Булгаков Вы уже познакомились с личностью Михаила Афанасьевича Булгакова, а также рассмотрели систему персонажей. Предлагаю вам обратить внимание на слайд. Вы видите имена героев как главных, так и второстепенных. Ваша задача, ребята, состоит в том, чтобы соединить данные имена в две группы. Как видите, довольно сложно разделить героев романа на «добрых» и «злых». Это и понятно, ведь каждый из них обладает определенным букетом человеческих качеств. Но один из книжных персонажей является настолько противоречивым, что невольно задумываешься о том, кто он на самом деле? Это я говорю ни о ком ином, как о Воланде. Сегодня нам с вами предстоит разобраться, кто же такой Воланд, действительно ли он настолько ужасен, или же есть в нем что-то светлое? | Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока. На слайде отображены имена следующих героев: Иешуа Га-Ноцри, Мастер, Кот Бегемот, Понтий Пилат, Коровин, Берлиоз, Иван Бездомный, Маргарита, Каиафа, Азазелло, Крысобой, Воланд. Левий Матвей. Дети должны распределить персонажей на «добрых» и «злых». Многие из ребят с заданием справляются плохо, т.к. имеют сомнения насчет распределения тех или иных персонажей романа. | Личностные: нравственно-этическая ориентациии приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контроль и самоконтроль; формулирование цели, задач урока; принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. |
III. Работа по группам (столы предварительно расставлены так, чтобы дети сидели в кругу) Использование приема «Буриданов осел» | Перед тем как начать работу над Воландом, необходимо понять как и где зародилась идея создания «антихриста», ведь Воланд – это не просто герой одного романа, это персонаж который известен нам с древних времен. Испокон веков образ Дьявола интересует человека. Что такое зло? Как с ним бороться? Есть ли сила, противостоящая злу? Для ответа на эти вопросы необходимо познать природу зла, приоткрыть тайную завесу над образом Дьявола. Писатели всего мира обращались к этой загадке: Лесаж в «Хромом бесе», Гете в «Фаусте», Лермонтов в «Демоне», Булгаков в «Мастере и Маргарите», Андреев в «Дневнике Сатаны». Обратимся непосредсвенно к образу Волонда. Перед тем, как вы перейдете к следующему заданию, я прошу вас послушать одну притчу. «Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям подойдёт проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые? Так измученный и ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя ни к одним из них». Но нам умирать не следует, нам нужно лишь сделать свой выбор и аргументировать его. Отсюда и вытекает задание для вас. Вам необходимо разбиться на две группы. Первая, должна доказать, что Воланд – сам Дьявол, вторая же должна доказать обратное, что Воланд справедлив, и в его задачи входит только восстановление баланса на земле человеческой. Свои ответы вы должны аргументировать фразами из текста. | | |
Составление диаманты | Схема диаманты: 1 строка: тема (имя существительное); 2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия); 3 строка: действие (три глагола); 4 строка: ассоциации (четыре имени существительных) переход к антонимичным понятиям; 5 строка: действие (три глагола), 6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия); 7 строка: тема (имя существительное) (на слайде пример диаманты) | | Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста произведения; построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, понимание возможности различных позиций других людей, отличной от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, оценка правильности выполнения действия. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания» |
V. Рефлексия. Цель этапа: формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм. Выставление оценок за работу на уроке. | Метод «личные ассоциации» В завершении нашего занятия, я прошу вас придумать три ассоциации к образу Волонда. 1) сопоставить с музыкальным произведением 2) сопоставить с временем года 3) сопоставить с человеческой чертой характера. На основе своих ассоциаций выразите собственное мнение о Волонде. | | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме; Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |