СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе "Образ Воланда в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Образ Воланда в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»




Технологичекая карта урока литературы

составила Верзун Анастасия Павловна

студентка 4 курса историко-филологического факультета группы ИФ4Р


Дата


Класс

11 класс

УМК

Литература. 11 ласс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - 17-е изд., пеераб. М. : Просвещение, 2010. 334 с.

Тема урока

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как неразгаданная загадка критиков XX века

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

воспитывающие:

  • способствовать нравственному воспитанию обучающихся используя анализ поступков героев романа;

  • показать вневременные рамки классического художественного произведения на примере романа «Мастер и Маргарита»;

  • воспитывать художественный вкус у обучающихся используя для чтения лучшие произведения написанные в XX веке, в частности роман «Мастер и Маргарита» .

  • создавать условия для приобщения обучающихся к высокому нравственному и духовному миру литературы и искусства;

развивающие:

  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях романа;

  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы путем анализирования отдельных эпизодов романа;

  • расширить круг ассоциаций, используя отличительные особенности романа;

  • Развивать критическое мышление учащихся путем ведения дискуссии;

  • развивать читательские умения и навыки работы с текстом, активизировать аналитическую работу с текстом, умение определять границы смысловых отрывков произведения;

обучающие:

  • Обучить некоторым приемам дискуссии на примере рассматриваемых статей.

  • Познакомить учащихся с произведениями критической литературы;

  • создать условия для усвоения теоретико-литературных понятий;

Планируемые результаты деятельности

личностные:

  • развитие эмоционально-образного мышления;

  • пробуждение у обучающихся нравственных качеств

  • потребность в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей деятельности;

  • развитие читательских умений и навыков работы с текстом, активизация читательского восприятия через акцентное чтение, аналитическую работу с текстом;

  • формирование читательской самостоятельности при работе с конкретным художественным текстом, собственной позиции читателя;

предметные:

 имеют представление о творчестве М.А. Булгакова;

 умеют извлекать из текста необходимую информацию, анализировать текст;

метапредметные:

 определяют и формулируют цели и задачи урока;

 умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

 слушают и понимают речь одноклассников и учителя;

 обобщают и систематизируют полученные знания;

 делают выводы и заключения по теме урока;

 самооценка, самоанализ.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядный, практический.

формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация к уроку

Основные понятия

Критика, статья, роман, временное пространство, хронотоп



Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД (универсальные учебные действия)

1

2

3

5

I. Организационо-мотивационный этап

Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке.




Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на нашем уроке. Садитесь.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: самоконтроль.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: сформулировать тему урока, определить цели, мотивировать обучающихся, подготовить к восприятию нового материала по теме урока.


 …Так кто ж ты, наконец?

- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

М.А. Булгаков

Вы уже познакомились с личностью Михаила Афанасьевича Булгакова, а также рассмотрели систему персонажей.

Предлагаю вам обратить внимание на слайд.

Вы видите имена героев как главных, так и второстепенных. Ваша задача, ребята, состоит в том, чтобы соединить данные имена в две группы.





Как видите, довольно сложно разделить героев романа на «добрых» и «злых». Это и понятно, ведь каждый из них обладает определенным букетом человеческих качеств. Но один из книжных персонажей является настолько противоречивым, что невольно задумываешься о том, кто он на самом деле? Это я говорю ни о ком ином, как о Воланде. Сегодня нам с вами предстоит разобраться, кто же такой Воланд, действительно ли он настолько ужасен, или же есть в нем что-то светлое?

Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока.


На слайде отображены имена следующих героев: Иешуа Га-Ноцри, Мастер, Кот Бегемот, Понтий Пилат, Коровин, Берлиоз, Иван Бездомный, Маргарита, Каиафа, Азазелло, Крысобой, Воланд. Левий Матвей.

Дети должны распределить персонажей на «добрых» и «злых».

Многие из ребят с заданием справляются плохо, т.к. имеют сомнения насчет распределения тех или иных персонажей романа.






Личностные: нравственно-этическая ориентациии

приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контроль и самоконтроль; формулирование цели, задач урока; принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство;

извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания.


III.




Работа по группам (столы предварительно расставлены так, чтобы дети сидели в кругу)












Использование приема «Буриданов осел»










Перед тем как начать работу над Воландом, необходимо понять как и где зародилась идея создания «антихриста», ведь Воланд – это не просто герой одного романа, это персонаж который известен нам с древних времен.

Испокон веков образ Дьявола интересует человека. Что такое зло? Как с ним бороться? Есть ли сила, противостоящая злу? Для ответа на эти вопросы необходимо познать природу зла, приоткрыть тайную завесу над образом Дьявола.

Писатели всего мира обращались к этой загадке: Лесаж в «Хромом бесе», Гете в «Фаусте», Лермонтов в «Демоне», Булгаков в «Мастере и Маргарите», Андреев в «Дневнике Сатаны».

Обратимся непосредсвенно к образу Волонда.


Перед тем, как вы перейдете к следующему заданию, я прошу вас послушать одну притчу.

«Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям подойдёт проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые? Так измученный и ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя ни к одним из них». Но нам умирать не следует, нам нужно лишь сделать свой выбор и аргументировать его.

Отсюда и вытекает задание для вас. Вам необходимо разбиться на две группы. Первая, должна доказать, что Воланд – сам Дьявол, вторая же должна доказать обратное, что Воланд справедлив, и в его задачи входит только восстановление баланса на земле человеческой. Свои ответы вы должны аргументировать фразами из текста.






Составление диаманты






























Схема диаманты:
1 строка: тема (имя существительное);
2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);
3 строка: действие (три глагола);
4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)
переход к антонимичным понятиям;
5 строка: действие (три глагола),
6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);
7 строка: тема (имя существительное)

(на слайде пример диаманты)


































Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста произведения; построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, понимание возможности различных позиций других людей, отличной от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Регулятивные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, оценка правильности выполнения действия.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»

V. Рефлексия.

Цель этапа: формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм.



Выставление оценок за работу на уроке.


Метод «личные ассоциации» В завершении нашего занятия, я прошу вас придумать три ассоциации к образу Волонда. 1) сопоставить с музыкальным произведением

2) сопоставить с временем года

3) сопоставить с человеческой чертой характера. На основе своих ассоциаций выразите собственное мнение о Волонде.



Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме;

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Личностные: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

VI. Домашняя работа

Цель этапа: формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Сочинение-эссе на тему «Дьявол-искуситель или справедливый судья?»


Регулятивные: самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем.



2