СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе по теме "Смерть ради жизни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе по теме "Смерть ради жизни"»

Класс:

Тема урока: «Смерть ради жизни».

Цель урока: осмыслить нравственную идею рассказа Бунина «Лапти».

Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное;

развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок – размышление, интегрированный

Технология: критического мышления

Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, синквейн, опережающее задание.

Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», компьютерная презентация, лапти, тетради, ручки.


Ход урока

  1. ВВ-МЭ.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня гости, необычный урок. Поэтому я желаю вам позитивного настроя, плодотворной работы.

Мотивация

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, сына вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил сына, - ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу.

Р. Гамзатов


Сегодня у нас важная и непростая задача. Мы будем прилагать усилия в исследовании художественного произведения.

- Мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.

- Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».


Вызов.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О войне; о смерти.)

- Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? (смерть помогла кому-то выжить)

- А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.

- Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)

- Как вы думаете, будет ли связана тема урока с названием рассказа? Лапти и смерть…


Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».

- Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.


II. О-СЭ Осмысление содержания.

(звуки метели)

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторскОм доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..

1-я остановка

- С какими героями вы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.)

Словарная работа.

- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

(Открываем файл: Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)

- В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой.)

- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. (Пятый день несло непроглядной вьюгой.)

- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)

- Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)

- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)

- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

- Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик», В.Г. Перова «Странник» с изображением старцев.

- Похож Нефёд на них? Чем?

- Почему – больше на старца Перова?

- Какое главное качество углядели? (кротость, добросердечие, смирение, сила)

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили? (Добрые. Она называет его Нефёдушкой.)

- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?

(Ответы детей.)

- Об этом узнаем из следующего отрывка.


Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…

2 остановка.

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)

- Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал, как средство опоры в метель.)

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.)

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (Ответы детей.)

- Об этом мы узнаем в следующем отрывке.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыдёнкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. САльная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказАнно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…

- Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста. (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.)

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (Он предвещает что-то плохое.)

- Так что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

За пазухой НефЁда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

3- я остановка

- Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефёда.)

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? (Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.)

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)

- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)

-Чему можно научиться у Нефёда?

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)

Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.


Физкультминутка (на резерв)

А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.

Групповая работа

Лингвисты: Прохорова А, Алексеева А., Потехина В., Доржиев С., Шоенов Ц.

Литературоведы: Гаврилова Н., Деревцова К., Бальчинов Б., Жамбалов Д., Мыльников М.

Искусствоведы: Иванова Н, Леонтьева О., Барнышев Д., Судаков М., Качков Ж.


Лингвисты. Объясните значение слов: лапти (лАпоть) этимологический словарь,

НефЁд, верства, зипун, розвальни, обыдёнкой.


Литературоведы. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства

  1. Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления. 
    2. Сравнение - изображение одного явления с помощью сравнения его с другим. 
    3. Антитеза - противопоставление образов, слов, понятий, картин. 
    4. Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета другому. 
    5. Эпитет - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. 

Искусствоведы. 1.Какова цветовая гамма в рассказе? Что они символизируют?

2.Техника плетения лаптя (!)

Инструкторы. Составьте правила поведения во время метели.

Работу выполнять на А-4


VI. Рефлексия.

Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова-подсказки: лапти, Нефёд, жизнь, смерть, мальчик, вьюга. (Схема синквейна на экране)


  • Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:


Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.


VII. Итог урока.

- Что понравилось сегодня на уроке?

- мы ответили на вопрос, который поставили в начале урока?

- Продолжите Рассказ «Лапти» заставляет задуматься о … / смысле человеческой жизни, о назначении человека, о взаимоотношениях людей/

Автор восхищается такими человеческими качествами своего героя, как …/самоотверженность, самопожертвование, бескорыстие, душевная доброта/


-Приложили ли вы усилие при выполнении заданий?

- Оцените свою работу баллами.


VIII. Д/з по выбору: 1) подготовить рассказ о творчестве И.А. Бунина; пересказ

рассказа «Лапти»;

2) составить характеристику Нефёда;

3) написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть место подвигам».


 
















Групповая работа

Лингвисты: Прохорова А, Алексеева А., Потехина В., Доржиев С., Шоенов Ц.

Литературоведы: Гаврилова Н., Деревцова К., Бальчинов Б., Жамбалов Д., Мыльников М.

Искусствоведы: Иванова Н, Леонтьева О., Барнышев Д., Судаков М., Качков Ж.



Лингвисты. Объясните значение слов: лапти (лАпоть) этимологический словарь,

НефЁд, верства, зипун, розвальни, обыдёнкой.






Литературоведы. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства

  1. Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления. 

  2. Сравнение - изображение одного явления с помощью сравнения его с другим. 

  3. . Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета другому. 

  4. Эпитет - образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

  5. Антитеза – противопоставление образов, слов, понятий, картин.


Искусствоведы. 1. Расскажите о лаптях. Техника плетения лаптя

  1. Какова цветовая гамма в рассказе? Что они символизируют?



Инструкторы. Составьте правила поведения во время метели.

Работу выполнять на А-4