МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
___ «УНГУРКУЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»_____
671833, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с.Унгуркуй, ул. Школьная, 39
тел. 8(30142)32-1-44, E-mail:[email protected]
Открытый урок на тему:
«Тайна любви в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи».
Подготовила учитель русского языка и литературы
Фомина Дарья Анатольевна
с. Унгуркуй
2015 г.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
Содержательные:
разобраться, в чём состоит загадка любви по И.А. Бунину;
проанализировать рассказ «Тёмные аллеи» И.А. Бунина (содержание, образы, язык, идея).
Деятельностные:
формирование ассоциативного мышления;
обучение навыкам целеполагания;
развитие исследовательских навыков;
обучение навыкам групповой работы;
развитие навыков смыслового чтения;
обучение анализу и синтезу;
формирование навыков рефлексии;
обучение высказыванию собственного мнения.
Технологии и методические приёмы: подбор ассоциаций, мини-исследование, анализ эпизода рассказа, тест, ИКТ, технология развития критического мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, колонки, карточки с пословицами, мотиватор и стикеры по ключевому слову, карточки с «потерянным» текстом, карточки для групповой работы, тест.
Ход урока
1. Этап мотивации.
На слайде 1 слова фрагмента песни.
Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь -
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было - сорок сороков...
И чудаки - еще такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь,
И ни наград не ждут, ни наказанья, -
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же - неровного - дыханья.
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!
Звучит фрагмент песни «Баллада о Любви» В. Высоцкого.
– Добрый день, ребята. Вы, конечно, узнали уникальный голос барда Владимира Семёновича Высоцкого. Мы прослушали только фрагмент баллады, но, я думаю, вы без труда определите её ключевое слово. (Любовь)
-Верно. (На доске появляется слово ЛЮБОВЬ, написанное на изображении розы)
– Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? (Дети называют слова-ассоциации). Напишите на листах-лепестках. (Пишут)
– Я расположу их слева от нашего слова.
– Есть ли в этом понятии нечто, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать? (Да) Как называется такое явление? (Тайна)
(Под розой появляется слово ТАЙНА).
-Домашним заданием у вас было прочитать рассказ Бунина «Тёмные аллеи». Опираясь на ключевые слова, сформулируйте тему урока. (Тайна любви в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи»)
На слайде 2 появляется тема урока «Тайна любви в рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи».
2. Этап актуализации и целеполагания.
– Любовь – чувство непостижимое, неподвластное научному анализу. Это вечная тема в литературе. В последней книге Ивана Алексеевича она стала доминирующей. «Тёмные аллеи» - сборник рассказов, в котором первый рассказ имеет одноимённое название. Когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной тайной» любви, писатель в одном из писем признавался: «Она говорит о многом трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».
-Какие же цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?
На слайде 3: Цели урока добавляют ученики
1. Разобраться | в чём состоит загадка любви по Бунину |
2. Проанализировать | рассказ (содержание, образы, идея) |
3. Высказывать | собственное мнение по отношению к произведению и его героям. |
3. Этап первичного закрепления с проговариванием в устной речи.
1) Проблемные вопросы:
– Кто является главным героем рассказа? (Он и она, мужчина и женщина)
– Что произошло на постоялом дворе? (Встретились два человека, которые в юности любили друг друга).
– Что стало основной причиной расставания? (социальное положение, она бедна, он богат).
2) Мини-исследование:
Предоставим слово нашим двум группам. Они расскажут о наших героях в пору их юности и нежных отношений, т.е. до момента расставания.
I. Надежда – главная героиня рассказа. Она воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, учили «прилично себя держать» при гостях и господах. Была она, наверное, хороша собой. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. А потом, чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.
II. Николай Алексеевич. Скорее всего, родные называли его Николенька, может быть, на французский манер Nikola. Он точно был хорош собой, подтянут, приобрёл важность и строгость. Родители выбрали для него военную карьеру. Он приезжал навестить их, бабушек, тётушек. В один из приездов он обнаруживает в доме очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили вместе лучшие минуты. Он читал ей стихи Огарёва «Обыкновенная повесть»: Была чудесная весна,
Они на берегу сидели…
Узнав об увлечении своего сына служанкой, родители немедленно отослали своего сына в полк.
Анализ финала рассказа.
(На столах у групп карточки с вопросами).
– Спасибо за ваши рассказы. А теперь перейдём к перекрёстному опросу: группа Надежды задаёт вопрос – группа Николая отвечает, потом группа Николая задаёт вопрос – группа Надежды отвечает. Если посчитаете ответ группы неполным, можно добавить.
Вопросы группы «Николай» |
Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержать постоялый двор) Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? (Сколько ни проходило времени, она сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, даже руки хотела на себя наложить). Смогли бы вы простить человека, который поступил таким образом с вами? |
Вопросы группы «Надежда» |
Как сложилась судьба Николая Алексеевича после расставания? (Он женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, «возлагал на него большие надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести») Помнил ли он о своём увлечении молодости? (Он же женат! Он любил жену и, конечно, забыл о Надежде). Что понял герой после разговора с Надеждой?(Он понял, что именно она дала ему лучшие минуты в жизни. Поэтому что-то грустное входит в его душу с этой встречей) |
– А теперь, ребята, вопросы к вашим группам. Вы вместе подумаете над вопросом, посоветуйтесь. Сами определите, кто озвучит ваш ответ.
На слайде 4 вопросы к группам
«Надежда» | «Николай» |
– Скажите, Надежда, почему Вы не остановили своего любимого, ведь Вы любите и будете продолжать любить его? | – Скажите, Николай, почему Вы так быстро уехали, не задержались, не продолжили моменты встречи? |
(Она не простила героя, не забыла обиды, но и не разлюбила его. Она живёт воспоминаниями о прошлом.) | (Продлевать минуты встречи всё равно? что продлевать минуты подлого поступка.) |
4. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
– Вы замечательно справились с заданием. И теперь, чтобы до конца разобраться, в чём же состоит тайна любви по Бунину, я предлагаю вам в ходе самостоятельной работы восстановить текст: на месте пропусков, вписывая «выпавшие» слова.
(Учащиеся получают карточки с «потерянным» текстом)
«Обратим внимание на природные__________рассказа. Автор обращает внимание на холодное ________________, на ________________, залитые дождями, на бледное низкое ______________, используя такое средство выразительности, как _______________ ___________ создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат ___________, закат ____________.
Однако в ______________рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на __________ поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему________________.
Таким образом, ____________ в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который ___________ светом всю жизнь человека»
– Проверим себя по эталону.
Слайд 5
«Обратим внимание на природные реалии рассказа. Автор обращает внимание на холодное ненастье, на дороги, залитые дождями на бледное низкое солнце, используя такое средство выразительности, как эпитеты.
Осень создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат жизни, закат любви.
Однако в финале рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на пустые поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему Надежда.
Таким образом, любовь в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который озаряет светом всю жизнь человека»
На доске по другую сторону от розы появляются лепестки «СВЕТ», «ОЗАРЕНИЕ», «МИГ СЧАСТЬЯ», «ПЕЧАЛЬНЫЙ ФИНАЛ»
5. Этап включения в систему знаний.
– Ребята, вы, наверное, согласитесь с писателем, что любовь героев рассказа трагична, но она же есть «нечто нежное и прекрасное». Любовь – это закон мироздания. Прочитайте свои произведения о любви (отрывки)
6. Рефлексия.
– О чём заставил поразмышлять рассказ Бунина?
7. Д/з.
напишите собственное понимание этого рассказа;
составить синквейн на тему любовь;
прочитать произведение М. Шолохова «Судьба человека».
Структура синквейна:
Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта