СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Поэзия второй половины XX — начала XXI века "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений). Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.

Цели урока.

      -   образовательные: познакомить учащихся с творчеством поэтов  второй половины 20 век, ё выявить значение авторской песни  для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа, раскрыть роль  поэзии Костромского    края в развитии русской литературы;

         -    воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся, их гражданской позиции;

      -   развивающие: углубить и расширить знания  о поэзии, о культурных традициях и творческих поисках поэтов, продолжать развивать умения  работы с компьютером, совершенствовать  навыки выразительного чтения  стихотворений.

 

           

Ход урока.

                                                     

Орг. момент.

I Проверка д/з

Эпиграф.    

                     Быть поэтом – это значит то же,

                     Если правды жизни не нарушить,

                     Рубцевать себя по нежной коже,

                     Кровью чувств ласкать чужие души.

                                         С.А.Есенин.

Это значит: поэт должен раскрывать  правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века.

II  Вступительное слово учителя.

Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии в нашей стране врожденные. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового. В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками.  «Оттепель» - это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Для поэзии прошедших десятилетий трудно найти что- либо ее объединяющее; ни безусловного лидера, ни преобладающей тенденции.

Творчество «эстрадных» поэтов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 8 классе на тему: "Поэзия второй половины XX — начала XXI века "»

 Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений). Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.

Цели урока.

      -   образовательные: познакомить учащихся с творчеством поэтов  второй половины 20 век, ё выявить значение авторской песни  для развития литературного процесса и музыкальной культуры народа, раскрыть роль  поэзии Костромского    края в развитии русской литературы;

        -    воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся, их гражданской позиции;

     -  развивающие: углубить и расширить знания  о поэзии, о культурных традициях и творческих поисках поэтов, продолжать развивать умения  работы с компьютером, совершенствовать  навыки выразительного чтения  стихотворений.

 

           

Ход урока.

                                                     

Орг. момент.

I Проверка д/з

Эпиграф.    

                     Быть поэтом – это значит то же,

                     Если правды жизни не нарушить,

                     Рубцевать себя по нежной коже,

                     Кровью чувств ласкать чужие души.

                                         С.А.Есенин.

Это значит: поэт должен раскрывать  правду жизни, сопереживать, сострадать, находить отклик в сердцах читателей, слушателей. Мы попытаемся доказать это на творчестве поэтов второй половины 20 века.

II Вступительное слово учителя.

Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии в нашей стране врожденные. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового. В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками.  «Оттепель» - это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Для поэзии прошедших десятилетий трудно найти что- либо ее объединяющее; ни безусловного лидера, ни преобладающей тенденции.

Творчество «эстрадных» поэтов.

         В 60 годы 20 века страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы. Заявила  о себе « эстрадная» поэзия, которая собирала в годы  «оттепели» широкую читательскую аудиторию. Обрели громкую известность и популярность поэты: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Постоянными стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках. Как писал Андрей Вознесенский,

« заполнив Лужники, читатели тянутся к стихам, как к травам от цинги…».

         Вот как вспоминал об этом поэтическом «буме»  поэт Вадим  Шефнер:

 «Никто не предполагал, что группа молодых поэтов столь быстро и целеустремленно войдет в нашу поэзию и не только утвердит в ней себя, но и изменит расстановку поэтических сил. Конечно, этим поэтам помогало время. Но ведь и они помогли времени,… молодые поэты подняли интерес читателя  к поэзии вообще,… и стало ясно видно, кто чего стоит. Это пошло на пользу поэзии в целом». Это было время поразительно талантливых, увлеченных читателей и слушателей.

          В стихах « эстрадных» поэтов звучали самые назревшие, насущные вопросы демократизации общества, переоценки той роли, которую  должен играть в обновленном обществе каждый отдельный человек, уже не «ноль», не « винтик», а социально  активная личность.

           Поэты «эстрады» старались  вглядеться в мир не «идеального героя», а  

« рядового» человека с его нелегкой судьбой и душевной стойкостью. В новой поэзии слушатели находили отклик своим надеждам и сомнениям, своему стремлению к раскрепощению, к внутренней свободе. Но поэзия не покушалась на идеи социализма, а лишь стремилась их обновить. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос, и «эстрадность» (направленность на большую аудиторию).

3.  Изучение творчества поэтов  второй половины 20 века (учащиеся заранее изучают  биографии поэтов, учат наизусть 1 стихотворение и готовят компьютерную презентацию, сопровождающуюся демонстрацией слайдов).

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903–1958 гг.) – русский поэт, переводчик, автор стихотворного перевода «Слова о полку Игореве», создатель так называемого «ребусного стиха». Создатель содружества поэтов-философов ОБЭРИУ и член Союза писателей СССР. Детские годы и образование

Поэт Заболоцкий Николай Алексеевич родился 24 апреля (7 мая) 1903 года поблизости от Казани в семье агронома и учительницы. Его детство прошло в Кизической слободе около Казани. Литературный талант Заболоцкого проявился еще в раннем возрасте. В третьем классе школы он делал рукописный журнал, в котором размещал свои стихотворения. В 1913 году Заболоцкий поступил в реальное училище в Уржуме. Поэт увлекается химией, историей, рисованием, открывает для себя творчество Блока.

В 1920 году Заболоцкий поступает на медицинский факультет Московского университета. Однако через полгода бросает учебу и возвращается домой. Вскоре переезжает в Петроград и поступает в Пединститут имени Герцена на отделение языка и литературы. В 1925 году оканчивает вуз.

Творческая деятельность

В 1926–1927 годах Николай Алексеевич служил по призыву в армии, в Ленинграде, входил в редколлегию военной стенгазеты. Именно в это время Заболоцкий смог отточить собственный, уникальный поэтический стиль.

Краткая биография Заболоцкого была бы неполной без упоминания о том, что он в 1927 году вместе с другими писателями основал Объединение Реального Искусства (ОБЭРИУ), в которое входили Д. Хармс, А. Введенский, И. Бахтерев. В этом же году Николай Алексеевич устраивается в отделение детской книги ОГИЗа в Ленинграде.

В 1929 году был опубликован первый сборник поэта – «Столбцы», вызвавший неоднозначную реакцию критиков. В 1933 году выходит поэма «Торжество земледелия», в которой автор затронул многие философские и нравственные вопросы. Вскоре Заболоцкий начинает работать в детских журналах «Чиж» и «Еж». В 1937 году выходит его сборник «Вторая книга». В 1946 году Николаю Алексеевичу было разрешено вернуться в Москву. В этом же году его восстановили в Союзе писателей. Вскоре поэт перевел поэму Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В 1948 году увидел свет третий сборник Заболоцкого «Стихотворения».

Последние годы С 1949 года Заболоцкий, опасаясь реакции властей, практически не писал. Только с началом «хрущевской оттепели» поэт вернулся к активной литературной деятельности. В 1957 году вышел самый полный сборник творчества Заболоцкого. Первый инфаркт в 1955 году подорвал здоровье поэта. 14 октября 1958 года Николай Алексеевич скончался от второго сердечного приступа. Похоронен поэт на Новодевичьем кладбище в Москве. Возвращение в Москву В 1938 году Николая Заболоцкого, биография которого ранее проблем с законом не включала, арестовали, обвинив в антисоветской пропаганде. До 1943 года поэт находился в лагерях, сначала вблизи Комсомольска-на-Амуре, затем в Алтайлаге. С 1944 года Заболоцкий жил в Караганде, где закончил работу над переложением «Слова о полку Игореве». Интересные факты
  • В творчестве Заболоцкого 40-е года были переломными: поэт от авангардистских произведений перешел к классическим философским стихам.

  • Николай Алексеевич является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов: Ш. Руставели, Д. Гурамишвили, В. Пшавелы, Гр. Орбелиани, А. Церетели, И. Чавчавадзе. Также Заболоцкий переводил произведения итальянского поэта У. Саба, обработал для детей перевод книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и др.

  • В 1930 году Заболоцкий женился на Екатерине Васильевне Клыковой, выпускнице Петербургского педагогического института. У них было двое детей.

  • На Заболоцкого неизгладимое впечатление произвели работы Циолковского, раскрывающие идею разнообразия форм жизни во Вселенной. Кроме того, Николай Алексеевич увлекался трудами А. Эйнштейна, Ф. Энгельса, К. Тимирязева, Г. Сковороды, Ю. Филипченко, В. Вернандского, Н. Федорова.


Вывод: каждый поэт своеобразен, неповторим,  в произведениях показывает свободную личность, которая хочет и может проявить себя в жизни.

Задумайтесь над таким вопросом: как каждый из вас проявляет себя в жизни?

 Рассказ учащегося о своем поэтическом творчестве.

 О неповторимости, таланте и красоте каждого человека стихотворение  Николая Заболоцкого.

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица, подобие  жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица,

Закрыты решетками, словно темницы.

Другие  - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда – то;

Была неказиста она, небогата

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик, и чудесен!

Есть лица - подобье ликующих песен.

Из этих, как солнце сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

 

IV Подведение итогов урока. Домашнее задание: ответ-рассуждение на вопрос: есть ли будущее у поэзии?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!