Класс 1 «А», предмет литературное чтение
Тема: Из старинных книг. Обобщение по разделу.
Цель: Организация деятельности обучающихся по формированию умения определять главную мысль произведения.
Задачи урока: Дидактические: - актуализировать знания о произведении М. Пляцковского «Помощник»; - содействовать усвоению знаний о старинных книгах; - формировать умения у обучающихся определять главную мысль произведения, характеризовать героев, а также доказывать свою правоту с помощью текста. |
Развивающие: - способствовать развитию устной речи с использованием литературных понятий; - развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. |
Воспитательные: - воспитывать интерес к жизни и творчеству значимых людей своей страны; - способствовать воспитанию бережного отношения к историческим памятникам своей страны, а также к окружающему нас миру. |
Планируемые результаты урока:
Предметные | — понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; — владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя; — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения. |
Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Познавательные: П1: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали); П2: — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); П3: — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; Регулятивные: Р1: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; Р2: — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Коммуникативные: К1: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; К2: — признавать возможность существования разных точек зрения; К3: — корректно и аргументированно высказывать своё мнение. |
Личностные | Л1: - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; Л2: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; Л3: - бережное отношение к природе. |
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Ребята, а как называются люди, которые путешествуют?
- Верно, путешественники. Как вы считаете, какими качествами должен обладать путешественник?
- Верно, он должен быть внимательным, смелым. А должен ли путешественник уметь читать?
- Ребята, а знаете ли вы как появились самые первые книги?
- Итак, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по страничкам книг, а каких, мы с вами сейчас и узнаем.
Актуализация опорных знаний
- Но для начала вспомнить предыдущее произведение.
- Вспомните, какое произведение мы с вами прочитали на прошлом уроке?
- Да, это произведение «Помощник», которое написал Михаил Спартакович Пляцковский.
- Скажите, пожалуйста, а о чём было это произведение?
- Верно о дружбе. Вспомните, между кем была дружба?
- Да, кролик и ослик дружили вместе, но была ли дружба между ними?
- Дружба между кроликом и осликом была плохая, почему?
- Да, ведь ослик не помог своему другу в нужную минут. Ослик обманул кролика.
- Обратите внимание на доску, как вы считаете подходит ли к данному произведению поговорка «Друзья познаются в беде»?
- Да, я с вами полностью согласна. Ведь, настоящий друг никогда не оставит своего друга в беде, он всегда поможет в трудную минуту.
2.1. Целеполагание
- Ребята, наш народ издавна писал замечательные пословицы и поговорке о дружбе, а также он писал сказки, раньше сказки передавались из уст в уста, их не писали на бумаге. Как вы думаете о каких книгах мы с вами сегодня поговорим?
- Итак, определим тему урока, прочитав название с верху в низ.
- Поставим цель урока, расставив слова в верной последовательности.
2.2. Открытие нового знания
- Великое множество книг создано на Земле с момента изобретения письменности. Древняя книга испытала много превращений: это были и тяжелые глиняные таблички, и невесомые листы папируса, и тщательно обработанная телячья кожа - пергамент. Книги не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. Знаете ли вы, какие материалы использовали люди для письма, пока не была изобретена бумага?
В древнем Египте в качестве материала для письма использовали растение, которое в изобилии росло по берегам реки Нил. Это растение называлось ПАПИРУС.
А в древнем государстве Междуречье книги делали из глины. Лепили ровные плоские кирпичи, а затем выдавливали на них палочками знаки, похожие на клинья. Называлось это письмо - КЛИНОПИСЬ. Одну книгу составляли десятки страниц, они хранились в специальных ящиках.
Монахи писали на пергаменте гусиными перьями, а готовые сшитые листы одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. Обложку украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. На изготовление одной книги уходило 5 -7 лет. Самой первой из печатных книг является азбука, созданная первопечатником Иваном Федоровым. Они изобрёл первый печатный станок.
- Ребята, из чего делают книги сейчас?
- Верно, из бумаги. А бумага производится из деревьев. Для изготовления одного листа бумаги формата А4 требуется 13-21 грамм древесины. Если посчитать, то получается, что для изготовления одной книги требуются около 5 килограммов дерева. Если мы с вами не будем бережно относиться к бумаге, то мы уничтожим леса. А ведь, благодаря деревьям мы дышим.
- Ребята, а Константин Дмитриевич Ушинский - был учителем всех учителей он составлял учебники для детей и очень много писал для них. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» входили в книгу стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Позже он создал учебник «Родное слово». Она состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Константин Дмитриевич – был собирателем русского фольклора.
Первичное закрепление
- Откройте учебник на с. 24. Прочитайте название первого рассказа. Как вы думаете, о чем он может быть? (Ответы детей.)
- Прочитайте текст.
- Какие слова и выражения были непонятны?
Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери.
Кума – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу.
- Что можно сказать о сороке?
- А о вороне?
- Какой диалог у них получился?
- Почему ворон не поверил сороке?
- Как называют людей, которые много говорят?
- Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»?
- Да, ребята слово «болтать» означает говорить без дела, болтовня содержит в себе не важную, не нужную информацию. Поэтому на уроке мы с вами говорим по делу, по теме урока, а не болтаем.
Физ.минутка
Самостоятельная работа
- Выполним задание на карточке. Вам необходимо соотнести слова «характеристики» к нужному персонажу.
Сорока | Ворон |
| |
Болтливая, молчаливый, часто врёт |
- Итак, проверим правильность ваших ответов, доказав их с помощью учебника.
- Прочитаем произведение ещё раз.
- Сорока, какая?
- Верно, болтливая. Найдите в тексте предложение, в котором говорится что она болтливая.
- Посмотрите, что говорит ворон. Какую сороку он нам представил?
- Да, которая много врёт.
- Скажите, пожалуйста, а много ли разговаривал ворон?
— Значит каким мы можем его назвать в данной ситуации?
- Да, молчаливым.
3.5 Повторение и включение в систему знаний
- Прочитайте название следующего рассказа.
- «Худо тому, кто добра не делает никому». Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
- Ее значение в том, что человек, не делающий другим добра, сам не получает добра взамен.
- На прошлых уроках мы уже говорили с вами о плохих и хороших человеческих качествах. Вспомните их.
- На Руси, отрицательные качества люди высмеивали с помощью пословиц, поговорок, песен.
- Поработаем вместе, прочитаем пословицы и поговорки. Нам необходимо разделить их на две группы, поговорки о положительных качествах, поговорки о отрицательных качествах.
Ленивому всегда праздник Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться Труд человека кормит, а лень портит Кто ленится, тот не ценится Доплясались, что без хлеба остались |
- Прочитаем произведение. Сначала прочитаю я, а вы внимательно следите за моим чтением.
- Итак, сейчас мы с вами превращаемся в пчёлок и самостоятельно прочитываем произведение.
- Вижу, пчёлки справились, начнём наше чтение по цепочке.
- Вернёмся к названию произведения. Подходит ли оно к произведению?
- Почему?
- Я с вами согласна, Гриша не делал никому добра, но, когда ему понадобилась помощь, ему все отказали.
- Итак, мы прочитали два произведения. Предлагаю их сравнить.
- О чём было первое произведение?
- Да, о болтливости, что нужно говорить по делу.
- А второе произведение?
- О том, что нужно друг друга выручать, иначе к тебе не придёт помощь.
- Скажите, пожалуйста, а они схожи или различны?
- Да, различны, но схожесть в них всё-таки есть, через эти рассказы Константин Дмитриевич Ушинский высмеивал плохие качества человека.
4. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу, в начале урока куда мы совершили путешествие?
- Да по страничкам старинных книг.
- Ребята, а какую цель мы с вами поставили?
- Добились ли мы её?
- Оцените свою деятельность, с помощью страничек, которые позже превратятся в настоящую книгу.
- Нарисуйте на своей страничке свою деятельность на уроке, то что вам больше всего понравилось, а если были трудности, то нарисуйте и их, не расстраивайтесь если они есть, мы с вами преодолеем их вместе.