СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Тема: "Из старинных книг. Обобщение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Тема: "Из старинных книг. Обобщение"»

Класс 1 «А», предмет литературное чтение

Тема: Из старинных книг. Обобщение по разделу.

Цель: Организация деятельности обучающихся по формированию умения определять главную мысль произведения.

Задачи урока:

Дидактические:

- актуализировать знания о произведении М. Пляцковского «Помощник»;

- содействовать усвоению знаний о старинных книгах;

- формировать умения у обучающихся определять главную мысль произведения, характеризовать героев, а также доказывать свою правоту с помощью текста.

Развивающие:

- способствовать развитию устной речи с использованием литературных понятий;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к жизни и творчеству значимых людей своей страны;
- способствовать воспитанию бережного отношения к историческим памятникам своей страны, а также к окружающему нас миру.

Планируемые результаты урока:

Предметные

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения.

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

Познавательные:

П1: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали);

П2: — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

П3: — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Регулятивные:

Р1: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

Р2: — корректировать свои учебные действия для преодоления

ошибок.

Коммуникативные:

К1: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой

среде;

К2: — признавать возможность существования разных точек

зрения;

К3: — корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Личностные

Л1: - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
Л2: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
Л3: - бережное отношение к природе.




  1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Ребята, а как называются люди, которые путешествуют?

- Верно, путешественники. Как вы считаете, какими качествами должен обладать путешественник?

- Верно, он должен быть внимательным, смелым. А должен ли путешественник уметь читать?

- Ребята, а знаете ли вы как появились самые первые книги?

- Итак, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по страничкам книг, а каких, мы с вами сейчас и узнаем.

  1. Актуализация опорных знаний

- Но для начала вспомнить предыдущее произведение.

- Вспомните, какое произведение мы с вами прочитали на прошлом уроке?

- Да, это произведение «Помощник», которое написал Михаил Спартакович Пляцковский.

- Скажите, пожалуйста, а о чём было это произведение?

- Верно о дружбе. Вспомните, между кем была дружба?

- Да, кролик и ослик дружили вместе, но была ли дружба между ними?

- Дружба между кроликом и осликом была плохая, почему?

- Да, ведь ослик не помог своему другу в нужную минут. Ослик обманул кролика.

- Обратите внимание на доску, как вы считаете подходит ли к данному произведению поговорка «Друзья познаются в беде»?

- Да, я с вами полностью согласна. Ведь, настоящий друг никогда не оставит своего друга в беде, он всегда поможет в трудную минуту.

2.1. Целеполагание

- Ребята, наш народ издавна писал замечательные пословицы и поговорке о дружбе, а также он писал сказки, раньше сказки передавались из уст в уста, их не писали на бумаге. Как вы думаете о каких книгах мы с вами сегодня поговорим?

- Итак, определим тему урока, прочитав название с верху в низ.

- Поставим цель урока, расставив слова в верной последовательности.

2.2. Открытие нового знания

- Великое множество книг создано на Земле с момента изобретения письменности. Древняя книга испытала много превращений: это были и тяжелые глиняные таблички, и невесомые листы папируса, и тщательно обработанная телячья кожа - пергамент. Книги не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. Знаете ли вы, какие материалы использовали люди для письма, пока не была изобретена бумага?
В древнем Египте в качестве материала для письма использовали растение, которое в изобилии росло по берегам реки Нил. Это растение называлось ПАПИРУС.
А в древнем государстве Междуречье книги делали из глины. Лепили ровные плоские кирпичи, а затем выдавливали на них палочками знаки, похожие на клинья. Называлось это письмо - КЛИНОПИСЬ. Одну книгу составляли десятки страниц, они хранились в специальных ящиках.

Монахи писали на пергаменте гусиными перьями, а готовые сшитые листы одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. Обложку украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. На изготовление одной книги уходило 5 -7 лет. Самой первой из печатных книг является азбука, созданная первопечатником Иваном Федоровым. Они изобрёл первый печатный станок.

- Ребята, из чего делают книги сейчас?

- Верно, из бумаги. А бумага производится из деревьев. Для изготовления одного листа бумаги формата А4 требуется 13-21 грамм древесины. Если посчитать, то получается, что для изготовления одной книги требуются около 5 килограммов дерева. Если мы с вами не будем бережно относиться к бумаге, то мы уничтожим леса. А ведь, благодаря деревьям мы дышим.

- Ребята, а Константин Дмитриевич Ушинский - был учителем всех учителей он составлял учебники для детей и очень много писал для них. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» входили в книгу стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Позже он создал учебник «Родное слово». Она состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Константин Дмитриевич – был собирателем русского фольклора.

Первичное закрепление

- Откройте учебник на с. 24. Прочитайте название первого рассказа. Как вы думаете, о чем он может быть? (Ответы детей.)

- Прочитайте текст.

- Какие слова и выражения были непонятны?

Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери.

Кума – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу.

- Что можно сказать о сороке?

- А о вороне?

- Какой диалог у них получился?

- Почему ворон не поверил сороке?

- Как называют людей, которые много говорят?

- Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»?

- Да, ребята слово «болтать» означает говорить без дела, болтовня содержит в себе не важную, не нужную информацию. Поэтому на уроке мы с вами говорим по делу, по теме урока, а не болтаем.

Физ.минутка

Самостоятельная работа

- Выполним задание на карточке. Вам необходимо соотнести слова «характеристики» к нужному персонажу.

Сорока

Ворон



Болтливая, молчаливый, часто врёт

- Итак, проверим правильность ваших ответов, доказав их с помощью учебника.

- Прочитаем произведение ещё раз.

- Сорока, какая?

- Верно, болтливая. Найдите в тексте предложение, в котором говорится что она болтливая.

- Посмотрите, что говорит ворон. Какую сороку он нам представил?

- Да, которая много врёт.

- Скажите, пожалуйста, а много ли разговаривал ворон?

— Значит каким мы можем его назвать в данной ситуации?

- Да, молчаливым.

3.5 Повторение и включение в систему знаний

- Прочитайте название следующего рассказа.

- «Худо тому, кто добра не делает никому». Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

- Ее значение в том, что человек, не делающий другим добра, сам не получает добра взамен.

- На прошлых уроках мы уже говорили с вами о плохих и хороших человеческих качествах. Вспомните их.

- На Руси, отрицательные качества люди высмеивали с помощью пословиц, поговорок, песен.

- Поработаем вместе, прочитаем пословицы и поговорки. Нам необходимо разделить их на две группы, поговорки о положительных качествах, поговорки о отрицательных качествах.

Ленивому всегда праздник

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться

Труд человека кормит, а лень портит

Кто ленится, тот не ценится

Доплясались, что без хлеба остались


- Прочитаем произведение. Сначала прочитаю я, а вы внимательно следите за моим чтением.

- Итак, сейчас мы с вами превращаемся в пчёлок и самостоятельно прочитываем произведение.

- Вижу, пчёлки справились, начнём наше чтение по цепочке.

- Вернёмся к названию произведения. Подходит ли оно к произведению?

- Почему?

- Я с вами согласна, Гриша не делал никому добра, но, когда ему понадобилась помощь, ему все отказали.

- Итак, мы прочитали два произведения. Предлагаю их сравнить.

- О чём было первое произведение?

- Да, о болтливости, что нужно говорить по делу.

- А второе произведение?

- О том, что нужно друг друга выручать, иначе к тебе не придёт помощь.

- Скажите, пожалуйста, а они схожи или различны?

- Да, различны, но схожесть в них всё-таки есть, через эти рассказы Константин Дмитриевич Ушинский высмеивал плохие качества человека.

4. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу, в начале урока куда мы совершили путешествие?

- Да по страничкам старинных книг.

- Ребята, а какую цель мы с вами поставили?

- Добились ли мы её?

- Оцените свою деятельность, с помощью страничек, которые позже превратятся в настоящую книгу.

- Нарисуйте на своей страничке свою деятельность на уроке, то что вам больше всего понравилось, а если были трудности, то нарисуйте и их, не расстраивайтесь если они есть, мы с вами преодолеем их вместе.