СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Тема: В. Берестов «В магазине игрушек»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Тема: В. Берестов «В магазине игрушек»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»»

Класс 1 «А», предмет литературное чтение

Тема: В. Берестов «В магазине игрушек»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию умения характеризовать героев и их поступки.

Задачи урока:

Дидактические:

- актуализировать знания о произведении С. Михалкова «Бараны»;

- содействовать усвоению знаний определять содержание текста по его названию;

- формировать умения у обучающихся сравнивать произведения по главной мысли.

Развивающие:

- способствовать развитию грамотной устной и письменной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории своей страны с помощью пословиц и поговорок своего народа;

- способствовать воспитанию чувства дружелюбия и товарищества.

Планируемые результаты урока:

Предметные

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные)

П1: - сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали);

П2: — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Р1: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

Р2: — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

К1: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой

среде;

К2: — проявлять уважительное отношение к собеседнику

Личностные

Л1: - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
Л2: - осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора.


Результаты сформулированы в ФГОС НОО, программе дисциплины, методическом пособии и т.д. (не в поурочных разработках!!)

Межпредметные связи: окружающий мир

Оснащение урока:

- дидактические средства: учебник, карточки

- интерактивное/электронное оборудование: презентация

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.


ХОД УРОКА


Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Пред-

метные

Мета-пред-метные

Личностные

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)

Задача этапа: - способствовать развитию грамотной устной и письменной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Беседа




Рассказ

Демонстрация




Демонстрация, объяснение

Беседа

Предлагает обратить внимание на название квеста, которое ребята отгадали на перемене.

Организует рассказ о значении дружбы для богатырей.

Рассказывает обучающимся, что народ Руси выделял дружбу как ценность. Предлагает обратиться к пословицам русского народа.

Организует работу над ними.

Обращают внимание на название квеста



Слушают учителя





Отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения.


К1

Л1

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Задача этапа:

- актуализировать знания о произведении С. Михалкова «Бараны»;

Работа с учебником

Жужжащее чтение

Диалог

Предлагает вспомнить предыдущее произведение, изучаемое на уроке с помощью жужжащего чтения.

Организует работу над прочитанным произведением.

Спрашивает обучающихся «Между кем мы можем увидеть ссору?»

Читают произведение




Отвечают на вопросы учителя


Высказывают своё мнение

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

К1

Л1



3.ОРГАНИЗАЦИЯ


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


3.1. Целеполагание


Задача этапа:

- способствовать развитию грамотной устной и письменной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Демонстрация


Беседа




Предлагает определить тему урока и поставить цель (научиться характеризовать героев и их поступки)

Определяют тему, ставят цель.



К1

К2


3.2. Открытие нового знания.


Задача этапа:

- содействовать усвоению знаний определять содержание текста по его названию;

- формировать умения у обучающихся сравнивать произведения по главной мысли.

- способствовать развитию грамотной устной и письменной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Беседа



Демонстрация, рассказ, объяснение










Рассказ


Работа с учебником

Демонстрация


Беседа


Демонстрация


Жужжащее чтение

Выборочное чтение



Работа с учебником

Демонстрация

Жужжащее чтение

Чтение по цепочке

Беседа



Диалог


Беседа, демонстрация, объяснение


Организует подводящую беседу: «Можно ли друга купить в магазине?».

Организует работу с пословицами и поговорками: «Наш русский народ, отвечает на этот вопрос с помощью пословиц и поговорок. Давайте посмотрим какой смысл наш великий народ хочет передать нам»

Дружбу деньгами не купишь, силой не возьмешь.

За дружбу дружбой платят.

Знакомит с поэтом В. Берестовым.

Предлагает послушать стихотворение «В магазине игрушек».

Спрашивает обучающихся: «Могут ли игрушки быть друзьями? Есть ли у вас любимые игрушки?»

Демонстрирует свою любимую игрушку.

Организует жужжащее чтение.

Организует выборочное чтение.

Предлагает обратить внимание на произведение В.Н. Орлова «Совет» и узнать какой же совет даёт автор.

Демонстрирует чтение.

Организует жужжащее чтение.

Организует чтение по цепочке.

Организует работу по прочитанному произведению с помощью вопроса «Какой совет даёт автор?»

Предлагает сравнить прочитанные произведения

Предлагает обратить какие советы даёт нам наш народ через пословицы и поговорки. Организует работу с ними.

Отвечают на вопрос учителя



Работают с пословицами и поговорками


Слушают учителя














Отвечают на вопросы учителя





Читают произведение











Читают произведение





Отвечают на вопрос



Сравнивают произведения




Обращают внимание на пословицы и поговорки

— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

К1

К2

П1


Л2

3.3. Первичное закрепление


Задача этапа:

- содействовать усвоению знаний определять содержание текста по его названию;

- формировать умения у обучающихся сравнивать произведения по главной мысли.

- способствовать развитию грамотной устной и письменной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать. - воспитывать интерес к истории своей страны с помощью пословиц и поговорок своего народа;

- способствовать воспитанию чувства дружелюбия и товарищества.

Беседа


Рассказ



Беседа




Работа с учебником

Жужжащее чтение

Выборочное чтение

Рассказ

Демонстрация, объяснение, беседа

Спрашивает обучающихся: «Каким нужно быть чтобы с тобой хотели дружить?»

Представляет обучающимся ослика, с которым произошла нехорошая ситуация.

Предлагает узнать какая и прочитать произведение И. Пивоваровой «Вежливый ослик», но для начала предположить о чём оно будет.

Организует жужжащее чтение

Организует выборочное чтение

Организует рассказ о создании стихотворения.

Предлагает дать совет ослику с помощью пословиц и поговорок на доске.

Отвечают на вопрос



Слушают учителя







Предполагают о чём будет произведение

Читают стихотворение





Слушают учителя

Работают с пословицами и поговорками


— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;


К1

К2

П2

Л2


3.4. Самостоятельная работ

а

Задача этапа:

- способствовать развитию грамотной устной и письменной речи;

- развивать мышление, память, умения анализировать и сравнивать.

Творческое задание

Предлагает выполнить задание на карточке.





Предлагает поделиться работой

Выполняют задание самостоятельно





Представляют свою работу



К1

К2

Л2

3.5. Повторение и включение в систему знаний

Задача этапа:

- содействовать усвоению знаний определять содержание текста по его названию;

- формировать умения у обучающихся сравнивать произведения по главной мысли.

- воспитывать интерес к истории своей страны с помощью пословиц и поговорок своего народа;

- способствовать воспитанию чувства дружелюбия и товарищества.

Беседа


Предлагает сравнить прочитанные произведения.

Подводит итог урока.

Отвечают на вопросы.



— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;

— владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;

— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;

К1

К2

П1


Л1

Л2

4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задача этапа:

- способствовать развитию грамотной устной и письменной речи;

Самооценка

Организует самооценку деятельности «дополни предложениея

Я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Оценивают свою деятельность


Р1

К1

К2



  1. Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня на уроке, мы продолжим наше путешествие по островам дружбы. На перемене, вы нашли тему нашего квеста – «Богатыри». Богатыри – защитники Руси, они всегда дружили, ведь без друга всегда туго. Именно дружбе наш народ посвящал великое множество пословиц и поговорок. Вот одни из них:

Новых друзей наживай, а старых не теряй

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

- Посмотрите внимательно на первую пословицу. Прочитаем её.

- Что же нам советует автор данной пословицы?

- Автор советует искать новых друзей, но не терять старых. Почему?

- Ведь старый друг, лучше новых двух. Старый друг, если он настоящий никогда не оставит вас в беде.

- Обратите внимание на следующую поговорку. Как вы её понимаете?

- Что такое лесть?

- Лесть — это враньё, неправда.

- Можно ли назвать дружбой то, когда друг другу люди врут?

  1. Актуализация опорных знаний

- Я предлагаю вам вспомнить, какое произведение мы читали на прошлом уроке. Верно, «Бараны»

- Сейчас, жужжащим чтением я предлагаю вам вспомнить о чём говорится в этом стихотворении.

- О чём говорится в этом стихотворении?

- Я с вами полностью согласна. Это стихотворение об упрямстве, ссоре. Как вы думаете, между кем может встречается ссора? Верно, между друзьями.

2.1. Целеполагание

- Тема нашего урока – дружба. Чтобы вы хотели узнать на уроке? Чему научиться?

- Я обобщу ваши цели. Цель урока – научиться характеризовать героев и их поступки

2.2. Открытие нового знания

- Как вы считаете, а можно ли купить лучшего друга в магазине?

- Наш русский народ, отвечает на этот вопрос с помощью пословиц и поговорок. Давайте посмотрим какой смысл наш великий народ хочет передать нам»

Дружбу деньгами не купишь, силой не возьмешь.

За дружбу дружбой платят.

- А Валентин Берестов – великий русский писатель, пишет в своём стихотворении, что купить друга в магазине можно.

- Откройте учебник на странице 38.

- Поставьте пальчик и следите. Сначала прочитаю я.

- Теперь прочитаем по цепочке.

- Ребята, а сейчас согласны ли вы с Валентином Берестовым, что друга можно купить в магазине?

- Могут ли игрушки быть лучшими друзьями?

- Да, поэтому, мы должны их беречь, не ломать. У меня тоже есть любимая игрушка – заводная лисичка, посмотрите.

- Ребята, но помимо игрушек, должны существовать и настоящие друзья. Обратимся к пословице «Нет друга – ищи, а нашёл береги», как вы её понимаете?

- Я с вами полностью согласна. А можно ли назвать эту пословицу советом?

- Владимир Натанович Орлов, это поэт, с его творчеством мы знакомились на прошлом уроке, создал стихотворение «Совет». Давайте узнаем какой совет даёт автор.

Организует жужжащее чтение, после чтение по цепочке

- Так какой же совет даёт автор?

Ребята, мы с вами прочитали два произведения, я предлагаю вам их сравнить.

Что между ним одинаково?

Да, они оба о дружбе. А что же разное?

В первом произведении мы узнали о друге – игрушке, а во втором мы узнали дельный совет, по сбережению дружбы.

- Верно, и наш народ, ещё со времён Руси, даёт эти же советы, но в виде пословиц и поговорок, обратите на них внимание, мы разобрали их значение ещё в начале урока.

Первичное закрепление

- Ребята, а каким нужно быть чтобы с тобой хотели дружить?

- Верно, добрым, хорошим, но ещё и вежливым. Ребята, а с моим знакомым осликом произошла не очень хорошая ситуация. Давайте узнаем какая. Обратимся к стихотворению русской писательнице Ирины Пивоваровой. Прочитайте название. Как вы думаете, о чём будет это стихотворение?

- А давайте узнаем так ли это.

Организует чтение стихотворения (жужжащее, выборочное)

- Наши ожидания были верны?

- Почему же это стихотворение называется «Вежливый ослик»?

- Оказывается ребята, Ирана Пивоварова, хотела показать, что вежливый человек, это не тот, кто знает вежливые слова, но и ведёт себя достойно.

- Я предлагаю вам дать совет ослику, с помощью пословиц и поговорок, представленных на доске.

На добрый привет, добрый и ответ.

Говори, да не заговаривайся.

Себя не возвеличивай, других не унижай.

Ласковое слово слаще меда.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.


Физ.минутка

Самостоятельная работа

- Мы с вами прочитали множество произведений о дружбе. Я предлагаю вам выполнить задание на карточке самостоятельно, ответить на вопросы.

Как тебя зовут?....................................................................................................................

Кого ты можешь назвать своим другом?....................................................................................

Что для тебя означает дружба?...................................................................................................

- Вижу, что вы уже готовы. Кто желает поделиться написанным?

3.5 Повторение и включение в систему знаний

- Ребята, сегодня на уроке, мы с вами прочитали несколько произведений, давайте их сравним.

- Обратимся к цели нашего урока, добились ли мы её?

- Чему мы научились? Что мы узнали?

- Как вы считаете для чего нужны нам эти знания?

4. Рефлексия

- Оцените свою деятельность, дополнив предложения: Я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…