План-конспект
урока по литературе
на тему: «Рассказы Л.Н. Толстого»,
проведенного в 1 «Д» классе
Тема: «Рассказы Л.Н. Толстого»
Цель: развивать умения характеризовать героев, высказывать собственную точку зрения;
Задачи:
1. Формировать типа правильной читательской деятельности
2. Познакомить обучающихся с творчеством Л. Н. Толстого
3. Воспитывать уважительное отношение к близким людям, окружающим
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.
План урока занятия
Организационный момент.
Объявление темы урока.
Актуализация опорных знаний.
Изучение новой темы
5. Подведение итогов урока.
6. Сообщение домашнего задания.
Литература: Азбука В. Г. Горецкий 1 класс 2 часть
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | 1. Приветствие. 2. Проверка готовности к уроку. 3. Повторение правил поведения на уроке литературного чтения. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Вспоминают правила поведения на уроке. | Коммуникативные УУД: 1.Сотрудничество с учителем и сверстниками 2.определение способов взаимодействия; 3.владение монологической и диалогической формами речи. |
2. Объявление темы урока | - Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Л. Н. Толстого. - Кто из вас уже читал его рассказы? | - Ответы детей | |
3. Актуализация опорных знаний | Чтение стихов наизусть | Читают стихи | Формирование умения анализировать ответ одноклассника |
4. Изучение новой темы | - Посмотрите на слайд. Кто изображен? Давайте прочитаем, о чём говорится. Откройте азбуку на странице 94-ой. - Посмотрите на картинку? -Давайте прочитаем рассказ, который здесь дан - О чём говорится в рассказе? - Что произошло? - Куда делся конь? -А почему мама так поступила? - Как можно озаглавить этот рассказ? - Давайте прочитаем следующий рассказ. - О ком говорится в рассказе? - Что сделала девочка? - Какой получилась сумка? - Какое настроение было у девочки после того, как она сшила сумку? | - Читают биографию Л. Н. Толстого - Читают рассказ - О мальчиках – Пете и Мише - Мальчики поссорились - Мама забрала - Ответы детей - Варианты ответов детей - О девочка - Сшила сумку - Была не хорошо сшита - Хорошее, она была горда | Осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению; Синтез как составление целого из частей, самостоятельное достраивание, построение логической цепи рассуждений. |
5. Подведение итогов урока | - С творчеством какого автора мы познакомились сегодня? Вам понравились рассказы? | - Л. Н. Толстой - Да | Личностные УУД: 1. Способность оценивать себя самостоятельно. 2. Наличие учебно-познавательной мотивации; |
6. Информация о домашнем задании | - Подготовить выразительное чтение. | - Записывают домашнее задание | |
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? – В школу. – Ты еще мал, не ходи, – и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним.Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь?
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать.Назад идти – опять собака заест, в школу идти – учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
– Ты что? – закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. – Да ты кто? – Филипок молчал. – Или ты немой? – Филипок так напугался, что говорить не мог. – Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. – А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
– Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.
– Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.
– Ну-ка, сложи свое имя. – Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. – Все засмеялись.
– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! – Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? – Филипок сказал; знаю, – и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.