Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Столбовская школа»
Джанкойского райна Республики Крым
Конспект урока
в 3 классе
по литературному чтению
на тему:
«А.С.Пушкин «Зимнее утро»»
Подготовила:
учитель начальных классов
Муйдинова Эльзана Фармановна
Урок 33.
Предмет: литературное чтение
Класс 3.
Учитель: Муйдинова Э.Ф.
Раздел: Великие русские писатели.
Тема. А.С.Пушкин «Зимнее утро».
Тип урока: открытия нового знания
Планируемые результаты:
Личностные результаты: осознают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; развивают навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные результаты: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; осознавать познавательную информацию; читать и слушать, извлекая нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы, уметь пользоваться словарем, видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, прием контраста.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказок; рисунки учащихся к прочитанным произведениям; карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Смолкли шаги в коридоре,
Урок нам пора начинать.
Поэзии тонкие струны
Будут сегодня звучать.
-Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что-нибудь дарят? (Высказывания детей.)
- Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.
2.Актуалиация знаний
- Ребята, посмотрите все на доску. (Показываются слайды)
- Что вы сейчас просмотрели? (Картинки из сказок)
- Кто является автором этих сказок? (А.С. Пушкин)
- Сколько сказок написал Пушкин за всю жизнь? (7)
- Посмотрите внимательно на экран. Названия и иллюстрации сказок перепутались. Давайте поможем им встать на свои места.
- Посмотрите, у нас организована выставка книг с произведениями А.С. Пушкина. На перемене вы уже ознакомились с ней.
- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете жизнь и творчество А.С. Пушкина.
Вопросы:
1.Когда родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799 г. В Москве)
2.На каком языке говорили в семье Пушкина? (На французском языке)
3.Кто учил его писать по-русски? (Бабушка)
4.Кто рассказывал ему сказки?(Няня Арина Родионовна и дядька Никита)
5. В каком учебном заведении обучался поэт? (В Царскосельском лицее)
6. Как звали жену поэта? (Гончарова Наталья Николаевна)
7. Какие произведения Пушкина вы знаете?
8. Как погиб поэт? (Смертельно ранен на дуэли)
- Молодцы, ребята, справились с заданиями.
3. Проверка домашнего задания.
4. Речевая разминка
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
- Посмотрите на слайд. Вы все знаете данное произведение. Я предлагаю в качестве речевой разминки прочитать данное четверостишье на выдохе.
- Давайте прочитаем хором этот отрывок. (Чтение хором)
- Кто сможет прочитать быстро скороговоркой?
- Молодцы!
5. Работа над техникой чтения
- Чтение текста 5 мин - вслух, 5 мин – молча.
6. Введение в тему урока
- Ребята, а с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?
-О чём говорится в данном стихотворении?
- Кто сможет прочитать его выразительно?
-А какое явление природы противоположно зимнему вечеру?
-Правильно, зимнее утро.
- Представьте себе утро и зима на дворе. Какое оно у вас? (Ответы детей)
- Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря. Каким он представляет зимнее утро?
(На картине изображен кусочек леса. Вся земля белая! Снег переливается различными цветами под лучами солнца и чувствуется сильный мороз. Это наступает утро. Солнце пронизывает лучами веточки деревьев. Тени от стволов деревьев падает на снег ровными линиями.)
- Красивая картина?
- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)
- Значит, тема урока … (Зимнее утро)
- Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? (Ответы детей)
-Как вы думаете какова цель нашего урока?
- Правильно, цель урока: познакомиться с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро» и развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение.
- О чем же это стихотворение мы узнаем после физкультминутки.
7. Физминутка
Рано утром в парк ходили
Там снеговика лепили
А потом с горы катились
Веселились и резвились.
В Элину кинули снежком,
В Руслана кинули снежком
В Данила кинули снежком –
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой
Побежим скорей домой.
8. Работа с текстом стихотворения.
- Откройте учебник на с. 6-7.
А) Первичное восприятие
- Послушайте и подумайте, о чем автор рассказывает нам в стихотворении «Зимнее утро». (Чтение стихотворения учителем или аудиозапись)
- Вам понравилось стихотворение?
- О чем оно?
-Чтобы понять смысл стихотворения, нужно узнать его историю создания. Сегодня нам подготовила …. небольшое сообщение о истории создания.
Б) Самостоятельное чтение.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса.
В) Словарная работа
- А теперь давайте проведем словарную работу. Обратите внимание на слайд, я выделила слова , которые вам могут быть непонятными.
Нега – блаженство, приятное состояние, иногда – сон.
Мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек.
Нынче – сегодня.
Аврора – утренняя звезда.
Вечор – вчера
Бурый – оттенок коричневого.
Северная звезда - так называют планету Венеру.
Г) Анализ стихотворения.
- Это стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в этом стихотворении? (5)
- Прочитайте первую часть про себя.
- О чем говорится в ней?
- Как герой обращается к своей собеседнице? (Друг прелестный, красавица, звезда севера)
- Прочитайте вторую часть чтением.
- Каким настроением она окрашена? (Печальное, тревожное)
- Докажите словами из текста? (Вьюга злилась, Тучи мрачные, Печальная сидела)
- Прочитайте третью часть. (Желающий)
- О чем говорится в этой части? (Предстает картина природы красивая)
- Прочитайте оставшиеся части стихотворения. (по желанию)
- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженое)
- Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? Почему?
(Нет. В стихотворении часто меняется настроение автора.)
- Резкая смена настроения и картин в произведении называется антитезой, или противопоставлением.
- Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Для яркости образа, для большой силы выражения)
- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)
- Какой вывод можно сделать:
это стихотворение о красоте зимнего утра;
это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?
Д) Работа над выразительностью чтения.
- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?
- Что надо передать при чтении первой строфы?
- А второй строфы?
- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?
Е) Игра «Художники».
Работа в парах.
- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.
Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.
- Почему выбрали именно эти цвета?
Ответы:
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)
9. Итог урока
- Итак, ребята наш урок подходит к концу.
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто автор данного произведения?
- Назовите дату написания стихотворения?
- Из сколько строф состоит стихотворение?
- Одинаково ли настроение героя на протяжении всего произведения?
- А как он менялось?
- А как называется такой приём?
- Хорошо молодцы ребята, вы очень сегодня все постарались. А закончит наш урок … стихотворением о творчестве Пушкина.
10. Рефлексия.
Для того чтобы закончить урок используем прием «Острова», в котором учащиеся оценивают свой вклад в урок. Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. И в заключении хочу пожелать всем успехов в работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
11. Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть
5