СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) на тему А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

После этого урока дети должны добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы, уметь пользоваться словарем, видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, прием контраста.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению (3 класс) на тему А.С.Пушкин "Зимнее утро"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Столбовская школа»

Джанкойского райна Республики Крым




Конспект урока

в 3 классе

по литературному чтению

на тему:

«А.С.Пушкин «Зимнее утро»»





Подготовила:

учитель начальных классов

Муйдинова Эльзана Фармановна



Урок 33.

Предмет: литературное чтение

Класс 3.

Учитель: Муйдинова Э.Ф.

Раздел: Великие русские писатели.

Тема. А.С.Пушкин «Зимнее утро».

Тип урока: открытия нового знания

Планируемые результаты:

Личностные результаты: осознают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; развивают навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные результаты: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; осознавать познавательную информацию; читать и слушать, извлекая нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы, уметь пользоваться словарем, видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, прием контраста.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказок; рисунки учащихся к прочитанным про­изведениям; карточки с заданиями.


ХОД УРОКА


1.Организационный момент

Смолкли шаги в коридоре,

Урок нам пора начинать.

Поэзии тонкие струны

Будут сегодня звучать.

-Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что-нибудь дарят? (Высказывания детей.)

- Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.

2.Актуалиация знаний

- Ребята, посмотрите все на доску. (Показываются слайды)

- Что вы сейчас просмотрели? (Картинки из сказок)

- Кто является автором этих сказок? (А.С. Пушкин)

- Сколько сказок написал Пушкин за всю жизнь? (7)

- Посмотрите внимательно на экран. Названия и иллюстрации сказок перепутались. Давайте поможем им встать на свои места.

- Посмотрите, у нас организована выставка книг с произведениями А.С. Пушкина. На перемене вы уже ознакомились с ней.

- Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете жизнь и творчество А.С. Пушкина.

Вопросы:

1.Когда родился А.С. Пушкин? (6 июня 1799 г. В Москве)

2.На каком языке говорили в семье Пушкина? (На французском языке)

3.Кто учил его писать по-русски? (Бабушка)

4.Кто рассказывал ему сказки?(Няня Арина Родионовна и дядька Никита)

5. В каком учебном заведении обучался поэт? (В Царскосельском лицее)

6. Как звали жену поэта? (Гончарова Наталья Николаевна)

7. Какие произведения Пушкина вы знаете?

8. Как погиб поэт? (Смертельно ранен на дуэли)

- Молодцы, ребята, справились с заданиями.

3. Проверка домашнего задания.

4. Речевая разминка

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

- Посмотрите на слайд. Вы все знаете данное произведение. Я предлагаю в качестве речевой разминки прочитать данное четверостишье на выдохе.

- Давайте прочитаем хором этот отрывок. (Чтение хором)

- Кто сможет прочитать быстро скороговоркой?

- Молодцы!

5. Работа над техникой чтения

- Чтение текста 5 мин - вслух, 5 мин – молча.

6. Введение в тему урока

- Ребята, а с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

-О чём говорится в данном стихотворении?

- Кто сможет прочитать его выразительно?

-А какое явление природы противоположно зимнему вечеру?

-Правильно, зимнее утро.

- Представьте себе утро и зима на дворе. Какое оно у вас? (Ответы детей)

- Посмотрите на картину Игоря Эммануиловича Грабаря. Каким он представляет зимнее утро?

(На картине изображен кусочек леса. Вся земля белая! Снег переливается различными цветами под лучами солнца и чувствуется сильный мороз. Это наступает утро. Солнце пронизывает лучами веточки деревьев. Тени от стволов деревьев падает на снег ровными линиями.)

- Красивая картина?

- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зимнем утре)

- Значит, тема урока … (Зимнее утро)

- Как вы думаете, о чем нам может рассказать автор стихотворения «Зимнее утро»? (Ответы детей)

-Как вы думаете какова цель нашего урока?

- Правильно, цель урока: познакомиться с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро» и развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение.

- О чем же это стихотворение мы узнаем после физкультминутки.

7. Физминутка

Рано утром в парк ходили

Там снеговика лепили

А потом с горы катились

Веселились и резвились.

В Элину кинули снежком,

В Руслана кинули снежком

В Данила кинули снежком –

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой

Побежим скорей домой.

8. Работа с текстом стихотворения.

- Откройте учебник на с. 6-7.

А) Первичное восприятие

- Послушайте и подумайте, о чем автор рассказывает нам в стихотворении «Зимнее утро». (Чтение стихотворения учителем или аудиозапись)

- Вам понравилось стихотворение?

- О чем оно?

-Чтобы понять смысл стихотворения, нужно узнать его историю создания. Сегодня нам подготовила …. небольшое сообщение о истории создания.

Б) Самостоятельное чтение.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса.

В) Словарная работа

- А теперь давайте проведем словарную работу. Обратите внимание на слайд, я выделила слова , которые вам могут быть непонятными.

Нега – блаженство, приятное состояние, иногда – сон.

Мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек.

Нынче – сегодня.

Аврора – утренняя звезда.

Вечор – вчера

Бурый – оттенок коричневого.

Северная звезда - так называют планету Венеру.

Г) Анализ стихотворения.

- Это стихотворение делится на части – строфы. Сколько строф в этом стихотворении? (5)

- Прочитайте первую часть про себя.

- О чем говорится в ней?

- Как герой обращается к своей собеседнице? (Друг прелестный, красавица, звезда севера)

- Прочитайте вторую часть чтением.

- Каким настроением она окрашена? (Печальное, тревожное)

- Докажите словами из текста? (Вьюга злилась, Тучи мрачные, Печальная сидела)

- Прочитайте третью часть. (Желающий)

- О чем говорится в этой части? (Предстает картина природы красивая)

- Прочитайте оставшиеся части стихотворения. (по желанию)

- Что можете сказать о настроении героя? (Мечтательное, восторженое)

- Одинаковым ли тоном вы будете читать все стихотворение? Почему?

(Нет. В стихотворении часто меняется настроение автора.)

- Резкая смена настроения и картин в произведении называется антитезой, или противопоставлением.

- Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Для яркости образа, для большой силы выражения)

- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)

- Какой вывод можно сделать:

это стихотворение о красоте зимнего утра;

это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

Д) Работа над выразительностью чтения.

- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?

- Что надо передать при чтении первой строфы?

- А второй строфы?

- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?

Е) Игра «Художники».

Работа в парах.

- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.

Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.

- Почему выбрали именно эти цвета?

Ответы:

1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)

2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)

3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)

4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)

5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)

9. Итог урока

- Итак, ребята наш урок подходит к концу.

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто автор данного произведения?

- Назовите дату написания стихотворения?

- Из сколько строф состоит стихотворение?

- Одинаково ли настроение героя на протяжении всего произведения?

- А как он менялось?

- А как называется такой приём?

- Хорошо молодцы ребята, вы очень сегодня все постарались. А закончит наш урок … стихотворением о творчестве Пушкина.

10. Рефлексия.

Для того чтобы закончить урок используем прием «Острова», в котором учащиеся оценивают свой вклад в урок. Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости. И в заключении хочу пожелать всем успехов в работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

11. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть

5