СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс, по теме: "Составление плана пересказа рассказа В.П. Астафьева "Стрижонок Скрип"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению, 4 класс, по теме: "Составление плана пересказа рассказа В.П. Астафьева "Стрижонок Скрип"»

Сценарий урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Ну-ка, милый мой дружок,

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпение и старание.

– Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

- Присаживайтесь на свои места. Меня зовут Елизавета Андреевна и сегодня я предлагаю вам девиз нашего урока:

Я смогу выполнить все задания!

У меня всё получится!

Желаю успеха себе и друзьям!


2. Актуализация опорных знаний

- Для начала, я предлагаю вам выполнить речевую разминку. Обратите внимание, на доске находятся ветви деревьев с буквами. На эти ветви будут прилетать птицы, наша задача прочитать получившийся слог.

Речевая разминка

- Давайте вспомним, что мы с вами делали на прошлом уроке?

- Верно, мы прочитывали произведение Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип»

- Я предлагаю вам вспомнить о чём это произведение, в викторине. Поработаем в группах, первый ряд – первая группа, второй ряд – вторая…

- Будьте внимательны, я буду задавать вопросы, а вы должны внимательно его прослушать и только по поднятой руке ответить на него. За каждый правильный ответ, команды будут получать птиц, команда получившая большее количество птиц – хорошо запомнила и прочитала произведение.

- Итак, раз, два, три – начало игры

- Как звали главного героя? (стрижонок Скрип)

- Где жил Скрип? (В норке)

- Какие опасности подстерегали стрижей за норкой? (Сокол, ворона, чёрная гадюка)

- Зачем вожак Белое брюшко вытолкнул Скрипа из норки? (научить его летать)

- Что делали стрижи, во время полёта Скрипа? (не давали ему упасть)

- Зачем они улетели в другие края ?

- Что делали мальчики-рыбаки у норки стрижа?


3.1. Целеполагание

- Ребята, а кто-нибудь из вас сможет без подсказок пересказать этот рассказ?

- А давайте мы с вами научимся.

- Тема нашего урока – составление плана рассказа

- Давайте поставим цель. Посмотрите на тему, чему вы хотите научиться?

- Отлично, я немного уточню. (цель: научиться составлять план рассказа для пересказа)

- Чтобы добиться цели, мы будем действовать по следующему плану

1. Прочитать текст.

2. Разделить текст на части.

3. Озаглавить их.

4. Пересказать

Разминка для глаз

- Чтобы приступить к работе, разомнём наши глазки. Для этого будем следить только глазами за движением нашей птицы

3.2. Открытие нового знания

- Чтобы разделить текст на части нам нужно прочитать текст и разделить его на смысловые части, которые имеют начало и конец. Одна часть от другой отличается новым содержанием.

- Наша задача – прочитать текст, найти его части и озаглавить их. Заголовки частей будут находиться на доске.

- Мы будем выделять не только части, но и микротемы, находящиеся в каждой части. Микротемы – это значительные события в теме.


1. Чтение и деление текста на части

(Можно каждую часть поделить на микротемы.)

1. Новорожденные стрижи:

1) рождение Скрипа;

2) плохо одним;

3) мама вернулась.

2. Жизнь стрижиной семьи:

1) кормление птенцов;

2) обидно;

3) папы нет (или Тяжело жить без папы).

3. Птенцы подросли:

1) хочется выглянуть из норки;

2) мамино наказание;

3) враги стрижат.

4. Случилась беда:

1) мама погибла;

2) плохо без мамы;

3) дружные стрижи.

5. Учатся летать:

1) первый полет Скрипа;

2) наелся хорошо.

6. Новое жилье:

1) потерялась норка;

2) строит дом;

3) мальчишки достали.

7. Пора в дорогу:

1) беспокойство стрижей;

2) стрижи полетели;

3) мальчишки-рыбаки прощаются.


- Итак, план для пересказа составлен. Пришло время немного отдохнуть встаньте из-за своих мест, так, чтобы вам ничего не мешало

Физминутка

Первичное закрепление

- Вот и настало время применить знания, сейчас, для начала, попробуем с помощью плана и картинок, лежащих у вас на столах, поставить их в верной последовательности. Выполнять мы это задание будем в паре, первая пара у доски.

- Вижу, что вы справились, первая пара, докажите правильность своей последовательности, пересказав текст.

- Отлично! Кто желает ещё пересказать?

Самостоятельная работа

- Спасибо за ваши ответы, выполним следующее задание самостоятельно. Предлагает выполнить самостоятельную работу на карточке – написать пересказ теста по плану.


Организует проверку 2-3 обучающихся, оценивает их работу (если есть возможность опросить каждого)

3.5 Повторение и включение в систему знаний

- Вернёмся к нашей цели. Добились ли мы её?

- Что мы научились делать?

- Что нужно сделать, чтобы составить план для пересказа?

- Что было для вас самым сложным?

4. Рефлексия

Предлагает оценить свою деятельность, дополнив предложения:

Я научился…

Мне было трудно…

Мне нужны эти знания для …

Мне нужно…

Словарная работа.

Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом.

Приник – прислонился, плотно прижался.

Мол, дескать − указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова.

Бесцеремонно − невежливо, грубо.

Яр − крутой берег, обрыв.

Рогатка − деревянная развилка с привязанной к ее концам резинкой для метания.