Сценарий урока
Мотивация к учебной деятельности
- Ну-ка, милый мой дружок,
Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпение и старание.
– Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
- Присаживайтесь на свои места. Меня зовут Елизавета Андреевна и сегодня я предлагаю вам девиз нашего урока:
Я смогу выполнить все задания! У меня всё получится! Желаю успеха себе и друзьям! |
2. Актуализация опорных знаний
- Для начала, я предлагаю вам выполнить речевую разминку. Обратите внимание, на доске находятся ветви деревьев с буквами. На эти ветви будут прилетать птицы, наша задача прочитать получившийся слог.
Речевая разминка
- Давайте вспомним, что мы с вами делали на прошлом уроке?
- Верно, мы прочитывали произведение Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип»
- Я предлагаю вам вспомнить о чём это произведение, в викторине. Поработаем в группах, первый ряд – первая группа, второй ряд – вторая…
- Будьте внимательны, я буду задавать вопросы, а вы должны внимательно его прослушать и только по поднятой руке ответить на него. За каждый правильный ответ, команды будут получать птиц, команда получившая большее количество птиц – хорошо запомнила и прочитала произведение.
- Итак, раз, два, три – начало игры
- Как звали главного героя? (стрижонок Скрип) - Где жил Скрип? (В норке) - Какие опасности подстерегали стрижей за норкой? (Сокол, ворона, чёрная гадюка) - Зачем вожак Белое брюшко вытолкнул Скрипа из норки? (научить его летать) - Что делали стрижи, во время полёта Скрипа? (не давали ему упасть) - Зачем они улетели в другие края ? - Что делали мальчики-рыбаки у норки стрижа? |
3.1. Целеполагание
- Ребята, а кто-нибудь из вас сможет без подсказок пересказать этот рассказ?
- А давайте мы с вами научимся.
- Тема нашего урока – составление плана рассказа
- Давайте поставим цель. Посмотрите на тему, чему вы хотите научиться?
- Отлично, я немного уточню. (цель: научиться составлять план рассказа для пересказа)
- Чтобы добиться цели, мы будем действовать по следующему плану
1. Прочитать текст. 2. Разделить текст на части. 3. Озаглавить их. 4. Пересказать |
Разминка для глаз
- Чтобы приступить к работе, разомнём наши глазки. Для этого будем следить только глазами за движением нашей птицы
3.2. Открытие нового знания
- Чтобы разделить текст на части нам нужно прочитать текст и разделить его на смысловые части, которые имеют начало и конец. Одна часть от другой отличается новым содержанием.
- Наша задача – прочитать текст, найти его части и озаглавить их. Заголовки частей будут находиться на доске.
- Мы будем выделять не только части, но и микротемы, находящиеся в каждой части. Микротемы – это значительные события в теме.
1. Чтение и деление текста на части (Можно каждую часть поделить на микротемы.) 1. Новорожденные стрижи: 1) рождение Скрипа; 2) плохо одним; 3) мама вернулась. 2. Жизнь стрижиной семьи: 1) кормление птенцов; 2) обидно; 3) папы нет (или Тяжело жить без папы). 3. Птенцы подросли: 1) хочется выглянуть из норки; 2) мамино наказание; 3) враги стрижат. 4. Случилась беда: 1) мама погибла; 2) плохо без мамы; 3) дружные стрижи. 5. Учатся летать: 1) первый полет Скрипа; 2) наелся хорошо. 6. Новое жилье: 1) потерялась норка; 2) строит дом; 3) мальчишки достали. 7. Пора в дорогу: 1) беспокойство стрижей; 2) стрижи полетели; 3) мальчишки-рыбаки прощаются. |
- Итак, план для пересказа составлен. Пришло время немного отдохнуть встаньте из-за своих мест, так, чтобы вам ничего не мешало
Физминутка
Первичное закрепление
- Вот и настало время применить знания, сейчас, для начала, попробуем с помощью плана и картинок, лежащих у вас на столах, поставить их в верной последовательности. Выполнять мы это задание будем в паре, первая пара у доски.
- Вижу, что вы справились, первая пара, докажите правильность своей последовательности, пересказав текст.
- Отлично! Кто желает ещё пересказать?
Самостоятельная работа
- Спасибо за ваши ответы, выполним следующее задание самостоятельно. Предлагает выполнить самостоятельную работу на карточке – написать пересказ теста по плану.
Организует проверку 2-3 обучающихся, оценивает их работу (если есть возможность опросить каждого)
3.5 Повторение и включение в систему знаний
- Вернёмся к нашей цели. Добились ли мы её?
- Что мы научились делать?
- Что нужно сделать, чтобы составить план для пересказа?
- Что было для вас самым сложным?
4. Рефлексия
Предлагает оценить свою деятельность, дополнив предложения:
Я научился…
Мне было трудно…
Мне нужны эти знания для …
Мне нужно…
Словарная работа. Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом. Приник – прислонился, плотно прижался. Мол, дескать − указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова. Бесцеремонно − невежливо, грубо. Яр − крутой берег, обрыв. Рогатка − деревянная развилка с привязанной к ее концам резинкой для метания. |