СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требовании ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению.»

Литературное чтение. Конспект урока. 2 класс

ТЕМА: К чему приводит жадность (долганская сказка «Как появились разные народы»)

ЦЕЛЬ:

Образовательные:

  1. Раскрыть идейное содержание произведения, его тему

  2. Формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться; способность к саморазвитию и самосовершенствованию. 

Развивающие:

  1. Продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы; развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать.

  2. Развитие речевой деятельности, обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

  1. Воспитывать личность через взаимодействие в коллективе.

  2. Научить детей любить художественную литературу, вызвать интерес к чтению.


СТРУКТУРА УРОКА:


Этапы урока

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

- Прочитайте девиз нашего урока:

Слайд 1    

С радостью утром мы в школу бежим.

Новое в школе открыть мы хотим.

- Как будете открывать новые знания?

- С чего начнем? (с повторения)            

 

II. Актуализация знаний.

 

 

 

 

- Мы продолжаем работать в разделе «Сказка мудростью богата».

- Что обозначает слово «мудрость» (Мудрость — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт)

- Какого человека называют мудрым? (Обладает большим умом, основанный на глубоких знаниях, опыте)

- Вспомним прочитанные сказки.

Слайд 2, 3

- Дайте название сказки, чья сказка, кто был мудрым, кому помогла мудрость, сколько загадок. Какая загадка по вашему мнению самая мудрая. Кто придумал свою загадку? (ответы детей)

- В татарской сказке «Мудрый старик» падишах отменил свой жестокий указ. В киргизской сказке «Мудрая девушка» хан Болотбек простил свою жену. В русской сказке «Мудрая дева» царь присудил отдать жерёбёнка бедному мужику. Как вы заметили: во всех трёх сказках всесильные правители признали себя побеждёнными. Почему? Если вы сможете ответить на этот вопрос, значит, вы поняли народную мудрость, заключённую в этих сказках.

Вывод: 

Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.

III. Постановка проблемы.

- Мы прочитали 3 сказки разных народов. Сегодня нас ждёт встреча ещё с одной сказкой «Как появились разные народы» (Учебник стр. 26)

Слайд 4

– Чем интересен заголовок сказки? (в заголовке вопрос)

– Кто пытается ответить на этот вопрос? (долгане)

 -А вы когда-нибудь, задумывались, как образовались разные народности?

- Вот и малочисленному народу долганам было, интересно, откуда пошли разные народности, так они назвали свою

сказку, где дают объяснение образованию народностей.– Только ли долган это интересовало? (Нет.)

– Откуда вы это знаете? (Из авторского текста на с. 4: «У каждого народа обязательно найдётся сказка, в которой объясняется, откуда появились разные народы. Древние авторы пытались дать ответ на такой трудный вопрос!»)

Слайд 5

– Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации?  

- Как догадались? (эти люди живут на Севере. Это подсказывает их одежда, внешность)

- Кто ещё изображён? (птицы)

– Если бы эта иллюстрация ожила, что бы мы услышали и увидели? 

IV. Открытие детьми нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


















.


Работа над сказкой. Первичное чтение учителя. Слайд 6 Вопросы после чтения: – Подтвердилось ли наше предположение о героях этой сказки? (Да. Эта сказка о народах Севера.)

– Как называются эти народы, прочитаем хором «эхом».

Физминутка

1) Сложно людям, живущим на Севере. На Севере сильные морозы, недостаток кислорода, недостаток солнца… Поиграем в игру “Холодно!” (растирают от холода)

- Щечки – комочки,

- носики – курносики,

- реснички – сестрички,

- ушки – непослушки,

- пальчики – мальчики.

- Солнце – я – Земля – повторить 3 раза.

2) Гимнастика для глаз перед чтением

Слайд 7 ,8 ,9

III. Повторное чтение с комментариями.

Слайд 10, 11

1-й абзац

– Что такое чум? (Переносное жилище северных народов.)

– Почему птицы не замерзают в снегу, а согреваются?

  Слайд 12

2-й абзац.

– Зачем человек пошёл искать тёплую страну?

– Почему он смелый человек?

3-й абзац.

– Как отнеслись люди и птицы к словам смелого человека?

 Слайд 13

4-й абзац.

– Почему смелый человек не ушёл вместе со своим племенем?

5-й абзац.

– Что с ним произошло?

– Древние люди верили, что каждое племя, род происходят от какого-то предка-животного. Такой предок называется тотемом. Тотемными животными могут быть звери, птицы. В сказке смелый человек превратился в тотемную птицу

Слайд 14

6-й абзац.

– Как шли люди в тёплую страну?

 Чтение до конца.

– Из-за чего поругались люди?

– Как обиженный человек решил наказать другого? (Не говорить с ним на одном языке.)

– Можно ли этот поступок назвать мудрым? А каким?

– К чему это привело?

IV.Рассказ учителя о народах Севера

Слайды 15-23

Основное занятие долган - оленеводство, охотопромысел и рыболовство.

Женщины-долганки - в основном все хорошие мастерицы

по пошиву национальной одежды, по украшению оленьих снаряжений, по оформлению домашней утвари для кочевой жизни.

Эвенки – означает: живующий в горных лесах народ.  Эвенки говорят на эвенкийском языке.  Эвенки не имеют собственной письменности, в скотоводческих районах эвенками широко используется монгольская письменность, в сельскохозяйственных и горных районах – китайская письменность

Якуты - самый многочисленный коренной народ севера России. Якуты занимались в основном коневодством и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, а за крупным рогатым скотом - женщины.

Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей.

Северные народы разводили оленей. Шкуры, мясо, жилы северного оленя незаменимы в хозяйстве народов Севера. Шкура идет для изготовления одежды, подбой охотничьих лыж. Олени необходимы и как ездовые животные.

V. Игра «Белый шаман».

- Я вам предлагаю национальную игру  народов  Севера “Белый шаман”.

Шаман – колдун, знахарь, призывает на помощь духов. Во время ритуала он бьет в бубен из кожи.

Белый шаман – это добрый человек.

Условия игры: все – в круг. Шаман становится в центр. “Бьет” в ладоши мелодию. Подходит к любому игроку – просит повторить мелодию. Если игрок повторяет точно мелодию – передает ход другому. Если не сможет – выбывает из игры.

- Злых духов отогнали!

V. Беседа по вопросам ко всей сказке.

 

Обобщающая беседа. Слайд 24 

– Почему это произведение – сказка? Что, по-вашему, в ней реально, а что вымышлено? – Как вы думаете, зачем долгане рассказывают своим детям эту сказку? (Они рассказывают о происхождении своего народа, своего рода)

Слайд 25

- Какое наказание постигло людей за их жадность?

Слайд 26

Выбери наиболее точный ответ. 

– Что означает выражение «говорить на разных языках»? (не понимать друг друга)

- Почему долганская сказка «Как появились разные народы» помещена в раздел «Сказка мудростью богата»? ( В сказке спрятана между строк ещё одна мудрость: за то, что люди поссорились из-за своей жадности, они наказаны тем, что перестали понимать друг друга)


Слайд 27 

Вывод:

Как можно ответить на вопрос, заключённый в заголовке сказки?

-  Какой вывод для себя вы сделаете после чтения данной сказки? (Любую проблему или вопрос можно решить мирным путём, путём договора. Совсем неважно, на каком языке говорят люди. Все они должны жить дружно, тогда и любое дело будет у них ладиться.)

- Эту житейскую мудрость мы забывать не должны.

- Кто из героев мультфильма, несмотря на проделки и козни своих врагов говорил и призывал их к миру и дружбе? Вывешивается плакат на доску со словами «Ребята, давайте жить дружно!»

 Итог. Рефлексия.

– Что мы делали?   Слайд 28 – Вернемся к девизу.  Что новое открыли– С каким настроением уходите с урока?

- Как бы вы сами оценили свою работу с помощью данных кружочков

«Раскрасим» плакат — приклеим кружочки в буквы:

«красный» - все поняли, работать было легко;

«зеленый» - есть еще вопросы;

«синий» - совсем ничего не понял, не понравилось.

Домашнее задание.

 

Перечитать сказку и пересказать