СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО “Астраханский социально-педагогический колледж”

Конспект (технологическая карта) пробного урока

“Чтение”

студентки 3 “Б” группы

Свекольникова Арина Ивановна

Класс 3 “В” МБОУ “СОШ№4” им. Г.Т. Шевченко г. Астрахани

Тема: «Ещё мама» А. П. Платонов.

Работу выполнила:

Студентка 3 курса группы «Б»

_____________ Свекольникова А.И.

Допуск к проведению урока:

Учитель

____________ Бирбина Е.О.

Методист:

_________Матвеева И.Б

Оценка за урок

__________





Астрахань, 2022.



Тема урока: «Ещё мама» А.П Платонов

Тип урока: открытие нового знания

Цель: познакомить с новым произведением «Ещё мама» А.П Платонов.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Познакомить учащихся с новым разделом

  • Учить пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

  • Развивать умение объяснять отдельные выражения в лирическом тексте;

  • Развивать умение соотносить иллюстрации с содержанием произведения;

2.Развивающие:

  • Развивать умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

  • Развивать умение понимать смысл произведений;

  • Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока

  • Развивать умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

  • Развивать умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

3.Воспитательные:

  • Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности.

  • Воспитывать наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней. 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Умение читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

  • Умение пользоваться элементарными приёмами анализа текста; понимать главную мысль;

  • Умение объяснять отдельные выражения в лирическом тексте;

  • Умение соотносить иллюстрации с содержанием произведения;

  • Умение объяснять смысл пословиц.

Оборудование: выставка книг по теме, технологическая карта, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня Арина Ивановна и сегодня у вас я буду вести урок литературного чтения.

Пожалуйста, проверьте свою готовность к уроку.

-Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне

Здороваются с учителем, настраиваются на работу на уроке.


Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные

Коммуникативные

Актуализация знаний


-Ребята, давайте проверим ваше домашнее задание и приступим к изучению нового материала.

-Какое произведение вы читали на прошлом уроке?

-Кто автор данного произведения?

-Тогда давайте ответим на следующие вопросы:

1. Где работала мама Афони, главного героя рассказа Платонова «Цветок на земле»?
Ответ: в колхозе, на молочной ферме

2. Почему дед Афони часто дремал в течение дня?
Ответ: потому что ему было много годков

3. Почему руки деда Тита были, как кора на дереве, и на них были видны толстые чёрные жилы?
Ответ: потому что эти руки долго пахали землю

4. Какие слова во сне шептал дед?
Ответ: «неслышные»

5. Почему Афоня всё время пытался разбудить деда?
Ответ: ему было надо, чтобы дед рассказывал ему про всё

6. По какой причине дед Тит внезапно проснулся?
Ответ: внук остановил маятник часов, и стали слышны шумы за окном

7. Каким напитком дед бодрился после сна?
Ответ: квасом

Готовятся отвечать домашнее задание


Цветок на земле


Андрей Платонович Платонов


Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

Мотивация

Целеполагание


Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством А. П Платонова.

-Но прежде, чем узнать тему ответьте мне на такой вопрос. Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них.

- Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама»


Несколько ребят делятся своими воспоминаниями

Коммуникативные

Речевая разминка

-Перед тем, как мы приступим к чтению, давайте проведем речевую разминку. Прочтите их вслух сначала медленно, а затем быстрее.

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.

А теперь повторите, увеличивая темп

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.

Сейчас повторите очень быстро, но чётко

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.



Регулятивные

Личностные

Этап подготовки к первичному восприятию

Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899–1951 гг.) – русский советский писатель, прозаик и драматург ХХ века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью.

Платонов - не настоящая фамилия писателя. Это литературный псевдоним. В документах указаны подлинные имя и фамилия – Андрей Платонович Климентов.

Во время Октябрьской революции и последующих событий Андрей Климентов встал на сторону “красных”, о чем говорится в его автобиографии. Сначала он работал военным журналистом, статьи и очерки печатались в различных революционных газетах, в том числе с крупными тиражами. Например, его статьи печатались в газете “Известия”, тираж которой был одним из самых больших. Но в 1919 году молодого рабочего призвали в действующую армию, в железнодорожные войска. Служил помощником машиниста, а затем - рядовым стрелком в специализированной железнодорожной части.

Поскольку его отношения с властью были натянутыми, лучшие произведения Платонова как писателя в большинстве своем были опубликованы и получили признание только после его смерти.

Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1921 году он публикует свою первую книгу «Электрификация», а в 1922 году в свет выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина», получившая положительные отзывы критиков

Андрей Платонов скончался 5 января 1951 года в Москве. Причиной смерти был туберкулез. Местом его упокоения стало Армянское кладбище. В 1952-м не стало и его отца. Супруга писателя прожила еще тридцать лет, и умерла в 1983-м.

Слава пришла к Платонову спустя тридцать лет после его смерти. В 80-х его книги начали пользоваться невероятной популярностью. Марии Платоновой не стало в 2005-м, она похоронена на том же кладбище, что и отец.

- Давайте посмотрим иллюстрации и обложку произведения, которое мы сегодня будем читать.

- Давайте прочитаем название произведения и посмотрим на иллюстрации. Как вы думаете, о чем этот рассказ?

- А как мы можем проверить наши предположения?

Слушают и смотрят




































Дети смотрят на слайде иллюстрации и обложку к произведению «Ещё мама».













Дети делают свои предположения




Прочитать произведение

Познавательные

Регулятивные

Первичное восприятие произведения.




Проверка первичного восприятия произведения.





















Вторичное чтение произведения

- Откройте учебник на странице 137. Сейчас я начну читать, а вы внимательно следите. В любой момент я могу остановиться и продолжит кто-то из вас.



-О чем рассказывает автор?

- Как звали маму главного героя рассказа Артёма?

-Смысл каких слов вам неизвестен?

 -В тексте вам встретилось слово ступай. Как думаете, что обозначает данное слово?

Ступай- передвигаться, делая шаги;

Также в тексте встретилось слово оробел. Найдите в словаре учебника значение этого слова.

Ещё вам встретятся такие слова и словосочетания как:

ГУСАК- гусь;

ИЗГОРОДЬ- лёгкий забор, ограда (обычно из вбитых в землю кольев с поперечно укреплёнными жердями)

СПОЗАРАНКУ- очень рано утром

ГОРЕВАТЬ- тяжело переживать какое-нибудь несчастие, испытывать глубокую скорбь, тосковать.








Отвечают на вопросы






Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал -

Не споткнулся, не упал?

Выполняют двигательные действия за учителем

Личностные

Анализ произведения

Предлагаю разделить текст на смысловые части и озаглавить их.

-На сколько частей можно разделить этот текст?

- А почему вы так решили?

Опросить несколько человек

Учитель предлагает прочитать первую часть до слов «Вскоре Артём…» и ответить на вопросы по содержанию:

-Давайте придумаем оглавление к этой части и последующим

- Какие эмоции вы испытывали при прочтении рассказа?

- Назовите действующих лиц.

- Как вы думаете, к какому жанру мы отнесем это произведение?

-С чего начинается рассказ?

-От чьего лица ведется рассказ?

-Сколько лет было Артёму, когда мама повела его в школу?

- Найдите ответ в тексте на странице 139.

-  Как Артем объясняет маме свое нежелание идти в школу?

- Почему мама сначала ведет ребенка в школу, а затем отправляет его одного?

- Как вы понимаете словосочетание «ступай один»?

- Как понимаете фразу: «как родная будет»?

- Что находилось за школой?

-  Как зовут учительницу Артёма?

- Что хотелось сделать Артёму, после того как мать указала ему дорогу до школы?

Предлагает прочитать вторую часть до слов «Зазвенел звонок…» и ответить на вопросы по содержанию:

- Как назовем эту часть?

-Почему заплакал Артём?

-Какая птица защемила клювом штанину Артёма, когда он в одиночку шёл в школу?

-Как звали собаку, которая была похожа на волка и напугала Артёма?

-Почему Артём решил, что ребята были все умные?

Предлагает прочитать третью часть до слов «Артём не слушал…» и ответить на вопросы по содержанию:

-Какое название дадим этой части?

- Как понимаете фразу: «оробел, что ли»?

-Как автор описывает учительницу?

- Зачем автор включил в рассказ впечатления мальчонки от запаха, исходящего от учительницы?

-Где сидел Артём на первом уроке?

- Как назвал мальчик Артёма после того, как он остался сидеть на коленях у учительницы?



Предлагает прочитать четвертую часть до слов «В классе…» и ответить на вопросы по содержанию:

-Назовём эту часть как?

-Какие мысли были в голове у Артёма во время первого урока?

-Как автор описывает кабинет Аполлинарии Николаевны?

-Как учительница убедила мальчика учится?

Предлагает прочитать пятую часть до слов «Вскоре Артём…» и ответить на вопросы по содержанию:

-Эту часть назовём?

-Какое первое слово написала учительница?

-Научился ли Артём чему-нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик?

-Какое было второе слово , написанное учителем?

Предлагает прочитать заключительную часть и ответить на вопросы по содержанию:

-Заключительная часть будет называться?

- На следующий день мальчик чересчур рано засобирался в школу, почему?

-Какой план текста получился у нас в итоге?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные Познавательные

Обобщение прочитанного

-Сегодня мы познакомились с новым для вас произведением.

- Итак, о чем же этот текст? В чем его главная мысль, тема?

- О чем заставил задуматься?

-Понравилось ли вам оно? Чем?

Ответы детей.

Регулятивные

Творческая работа

Нарисуйте ваш первый день в школе

ИЛИ

Попросить пересказать от лица Артёма.

Выполняют работу самостоятельно

Личностные

Домашнее задание

-



Итог урока.

Рефлексия.

-Ну вот и подошел к концу наш урок.

-С каким произведением мы сегодня познакомились?

-Ребята! Встаньте те, кто доволен своей работой. Поднимите руки те, кто активно работал на уроке.

Я считаю, что все сегодня активно работали на уроке. Вы – большие молодцы!

Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность на уроке.

Личностные